Василиск Сибирский. пр. 5
ривал отца Василиска и отца Зосиму разре-
шить ему жить около них,обещая при них
никогда не употреблять больше вина.
Старцы разрешили ему поселиться около
них,опасаясь,что в случае отказа ему Гос-
подь взыщет с них его погибшую душу.
Стал проститься жить около них бого-
угодной жизнью старик купец,приняли и его
Затем приняли юношу Петра Мичурина.
Отец Василиск остался жить с этой бра-
тией,а отца Зосима благословил на безмол-
вие в 5-и верстах от них.
В большие праздники отец Зосима прихо-
дил к старцу и братии на всенощное бдение
и на братскую трапезу.
Иногда отец Василиск сам навещал свое-
го сомолитвенника,тогда весь день они
проводили в совместном чтении молитв и
в духовных беседах.Поздно вечером отец
Зосима провожал отца Василиска домой и
обратно шёл в большом благоговении,чув-
ствуя необыкновенную пользу от духовного
общения с отцом Василиском.
Часто отец Зосима просыпал ночные мо-
литвы и просыпался тогда от голоса отца
Василиска:
-Господи Иисусе Христе,Сыне Божий,по-
милуй нас!
Отец Зосима кричал в ответ:
-Аминь.
И бросался к двери,думая,что там стоит
отец Василиск,но там никого не было.Ясно,
думал отец Зосима, это ангел его разбудил
меня на ночную молитву.
Все трое принятых братьев прожили доб-
родетельную жизнь в молитве и труде,и
вскоре все трое один за другим отошли ко
Господу,а отец Василиск опять остался
наедине со своим учеником.
В городе Кузнецке проживала мещанка
Анисия Конюхова,которая пожелала вести
иноческую жизнь.Монастырей рядом не было
никаких и она пошла к отцу Зосиме за со-
ветом.
Отец Зосима сказал отцу Василиску:
-Слава Богу,что нашлась такая,что
печется о спасении своей души!Может,ещё
кто присоединится к ней потом.
Анисия поселилась в деревне на берегу
реки Томь.Вскоре действительно нашлись
девицы,желающие постоянно молиться и тру-
диться во имя Господа Бога.
Вскоре стало понятна потребность в со-
здании здесь женского монастыря.
Отец Зосима поехал в Петербург ходата-
йствовать об учреждении женской обители.
Отец Василиск из Сибири уже был хорошо
известен в России и члены Священного Си-
нода согласились на создание монастыря.
Князь Голицын спросил Зосиму:
-Жив ли старец Василиск и не с его ли
согласия ты начинаешь это дело?
Зосима дал князю лоскуток бересты с
благословением отца Василиска,князь поце-
ловал бересту и сказал:
-Теперь всё будет сделано.
Государь Александр 1 распорядился от-
дать женской общине Свято-Николаевский
Туринский монастырь,который пустовал.Уп-
равление монастырем было возложено на
отца Зосиму.
В 1822 году сёстры переехали в Турин-
ский монастырь.В 8-и верстах от монастыря
отцу Василиску поставили келию.Старец хо-
дил в худом рубище,а на голове у него был
выгоревший куколь,монашеский убор.Старец
был кроток,тих,ласков и весел.Келия его
была маленькая и низенькая с одним небо-
льшим окном,в углу глиняная печка,в дру-
гом углу земляная постель,покрытая рого-
жей и вместо подушки у него лежали дрова.
Над постелью медный крест и образ Пресвя-
той Богородицы,пол был земляной,в печке
горшочек с постной едой:печеными грибами
и пареной травой,а на лавке лежал черст-
вый хлеб,который он получал из обители.
Отец Василиск редко посещал монастырь,
но во всем помогал отцу Зосиме своими со-
ветами.Сёстры же навещали часто отца Ва-
силиска.
Отец Зосима написал для обители стро-
гий устав,сёстры жили в воздержании и мо-
литве.Почти все сёстры были молодыми,они
усердно стремились к иноческим подвигам,
однако через некоторое время две сестры
написали клеветническое письмо на отца
Зосиму и отправили письмо владыке Амвро-
сию 2-му Тобольскому:эти сёстры просили
удалить от них отца Зосиму и назначить
игумению,намекая на одну из писавших.
В монастырь прибыла комиссия для про-
верки жалобы,допрашивали и 90-летнего
отца Василиска,якобы,незаконно живущего
при монастыре.Отец Василиск и отец Зосима
переносили всё с великой кротостью и
смирением,прося сестёр относиться к кле-
ветницам миролюбиво.
В итоге отцу Зосиме предложили покину-
ть монастырь,отец Зосима со своими учени-
вами уехали в Тюмень.Отец Василиск же пе-
реселился в монастырь,так как по возрасту
он всё больше нуждался в уходе за собой.
Отец Василиск и отец Зосима трогательно
расстались друг с другом,предчувствуя,что
уже больше не встретятся здесь на земле.
В монастыре за отцом Василиском ухаживал
один крестьянин,который после рассказал,
что отец Василиск знал время своего ухо-
да,прикровенно говоря о нем.
Крестьянин стал проситься у отца Ва-
силиска сходить домой,но тот сказал ему:
-Если ты нашёл корабль с богатством,
то не упускай его.
Крестьянин понял,что старец говорит о
награде ему от Бога за служение отцу Ва-
силиску.
-Отче,я скоро приду.Завтра утром я воз-
вращусь к тебе.
-Ты придёшь,а корабль уплывет уже.
Действительно рано утром следующего дня
отец Василиск умер,этот день был воскрес-
ным.Накануне он исповедался,пособоровался
и причастился Святых Христовых Таин.
Начальница обители хотела,чтобы он
причастился в воскресение,но старец снова
кротко прикровенно предсказал час своего
исхода:
-Сегодня окажи мне милость,чтобы я
сейчас причастился,а другого дня я не
дождусь.
29 декабря 1824 года он умер.
Умер с Иисусовой молитвой на устах.
Его погребли в Свято-Николаевском Ту-
ринском монастыре.Почитание старца нача-
лось в 19-м веке.Над могилой его построи-
ли каменную часовню во имя святого муче-
ника Василиска.
После революции 1917 года Туринский
монастырь закрыли.Вознесенский храм раз-
рушили,даже само место,где он стоял,за-
асфальтировали.На месте могилы старца и
часовни в честь святого Василиска поста-
вили гаражи.
В 1996 году монастырь возвратили РПЦ.
Обрели мощи старца Василиска,для этого
разобрали гаражи,с помощью экскаватора
сняли бетонный пол,обнаружив фундамент
часовни.Приглашенный археолог приступил
к раскопкам.Приехали несколько братьев
из монастыря Всемилостивого Спаса с отцом
Авраамом служить панихиды по старцу,они
также участвовали в раскопках.На месте
они обнаружили несколько захоронений.
В одном захоронении они нашли останки
мужчины,который скончался в глубокой ста-
рости.
Был приглашен начальник Свердловского
областного бюро судебной медицинской экс-
пертизы Николай Неволин,эксперт высшей
квалификационной категории.
Он подтвердил,что останки принадлежат
пожилому мужчине.Тело умершего было за-
вернуто в чёрную ткань - мантию,как обыч-
но погребают монахов.
Так обнаружили мощи старца Василиска.
В 2004 году Василиск был прославлен в
лике местночтимых святых.В этом же году
произошло его общецерковное прославление.
Память его в день кончины:29 декабря
по старому стилю,11 января по новому сти-
лю.
Мощи Василиска находятся в храме Все-
милостивого Спаса.Этот храм до революции
принадлежал Ново-Тихвинскому женскому
монастырю.Храм передан РПЦ в 1988 году.
До 2006 года здесь располагался мужс-
кой монастырь Всемилостивого Спаса.Но
позже для большого уединения насельники
монастыря уехали в село Костылева Верхо-
турского района,где основали Свято-Кось-
минскую пустынь.Храм же передали Ново-
Тихвинскому монастырю.
В Свято-Николаевском монастыре в Тури-
нске находится частица его мощей.В пусты-
ньке на месте его келии бьёт целебный
источник.
Частицы его мощей переданы также в храм
Святителя Николая в Штутгарте,в Соловец-
кий мужской монастырь,в Запорожскую епа-
рхию УПЦ.
Святой преподобный Василиск Сибирский,
моли Бога за нас грешных,всех живых,всех
усопших,как святой Силуан Афонский велел
молиться!
Свидетельство о публикации №225112800644