О моём тесте, или соль земли нашей

Мой тесть, Андрей Григорьевич, родился в 1903 году в деревне Отрадное Ярцевского района Смоленской области.
Деревня не сохранилась, ее в 1978 году в результате укрупнений  снесли. Деревня примечательна тем , что в своё время там жил помещик Каретников - отец будущего путешественника Пржевальского.
Семья главы семейства жила в достатке, общим кланом, родители  и дети - три девочки дочери и старший сын Андрей.
На момент коллективизации, в начале тридцатых годов, в колхоз семья решила не вступать, это называлось саботажем, семья считалась зажиточной кулацкой и их наказали, по приговору суда один член семьи должен быть сослан.
Так как в семье из взрослых детей был только Андрей, то на семейном совете было решено, что в ссылку поедет Андрей. Он был не женат , здоров и крепок.
Ссылка была в Сибирь в Томскую область.
По приезду в пересылочную тюрьму в Томск,его оставили на вольных работах.
В Томске он знакомится с девушкой и у них в 1938г рождается сын Женя. Однако семье не суждено было быть вместе, его направляют на постоянное поселение, на север Томской области в село Новый Васюган, где сплошные болота мошкара и холод. Жена с сыном ехать в такую даль отказывается и они расстались.
Среди прочих ссыльных в Новом Васюгане проживала  семья Скворцовых, сосланных сюда из деревни Курганчики Курагинского района Красноярского края. Скворцовы жили вдвоем, детей не было. Перед войной в 1940г в результате несчастного случая погибает Скворцов  и молодая красивая Сима, Серафима Алексеевна, становится вдовой. Андрей и Сима начинают жить вместе.
В 1941г началась война. Ссыльных на фронт  брали только в штрафные батальоны  или оставляли на тыловом фронте. Тридцативосьмилетнего Андрея направили на Северный Урал, под Ухту, в трудовую армию делать из дерева детали для стрелкового оружия - приклады, ложи. За хорошую работу Андрей был награждён знаком "Лучший  ложетес".
На севере Андрей сильно похудел, заболел и лечился травами, кореньями и выжил.
После войны у Андрея и Симы родились дети. Сын Александр в 1948г, а в 1951 и 1953гг дочери - Валентина и Людмила.
В 1956г всех ссыльных реабилитировали, им разрешили выезд. Недолго думал Андрей куда ехать, в Смоленске, на родине, тогда ещё незажитые последствия войны, и Андрея с семьёй позвала к себе сестра Лида, проживавшая в Казахстане, в городке Талдыкурган. Они поехали к сестре..
Собрали пожитки и всей семьёй отправились в путь. На пароходах до Томска, а потом поездами в Казахстан до Талдыкургана.
По приезду им выделили жилой барак в пригороде Талдыкургана, в посёлке Кировск и направили работать плотником, строить дома.
Однако тоска по Родине не проходила и через год они всей семьёй снова тронулись в путь, в родные места, на Смоленщину...
По дороге  сделали  остановку в Москве.
Ночевали на вокзале, а днём отец показал детям Москву,столицу нашей Родины, Красную площадь и сводил в Мавзолей Ленина.
Однако переезд  на Смоленщину не обрадовал, дети подрастают, их одевать, кормить нужно, но трудности и с  жильём, и с продовольствием, и с одеждой. Климат Смоленска более требователен  к одежде и обуви. Мать,  Серафима Алексеевна, пошла работать  в магазин, исполняя обязанности уборщицы и истопника и как-то перебивалась с продуктами. Прожив один год, вернулись они опять в Казахстан, в оазисный Талдыкурган.
Отец пошел работать  бригадиром дорожной бригады, семье выделили однокомнатную  квартиру в доме по улице Павлова 192. Дом был одноэтажный, трёхквартирный с отдельными входами. Для каждой квартиры небольшой земельный участок. На участке Андрей построил летнюю кухню и сарай. На оставшейся площади посадили яблони, вишни , ягодные кустарники, у Серафимы было несколко грядок с овощами. За забором сажали немного картошки. Поливалось всё это с арыка, причем строго по графику с соседями. В саду, под яблоней, поставили стол, за которым проходили и обеды и встречи друзей.
Дети хорошо учились в школе. Отец, не смотря на все перепитии  своей судьбы, воспитывал их в духе любви к Родине. Сын Саша с детства мечтал о небе, ходил в Дом пионеров на кружок  авиамоделирования. Пионера Сашу, за усердие и отличную учебу,  наградили   поездкой в пионерский лагерь Артек. После школы Саша решил поступать в лётное училище, но на  медкомиссии в военкомате у него   обнаружили полипы.  Тогда  Саша проявил характер, самостоятельно пошёл в поликлинику на операцию по их удалению.  В 1966 году Саша поступил в Ейское  лётное училище которое окончил в 1971г и начал летнюю карьеру.
За годы службы Саше довелось побывать в "горячих точках".  Он летал как инструктор в странах Африки. В восьмидесятых годах Александр поступил и окончил военную Академию имени Жуковского в Монино (Москва). С развалом СССР он окончил  карьеру в звании полковника в Белоруссии. От дальнейших предложений - служить в России или принимать гражданство и переходить а армию Белоруссии, он отказался.
Дочь Андрея Григорьевича и  Серафимы Алексеевны Валя училась на отлично, в школе была председателем совета пионерской  дружины, комсоргом, награждалась  поездкой в Москву  и  школу окончила с золотой медалью. В 1968 году Валя поступает в Томский политехнический институт, на факультет где учился и я, а в  семьдесят первом году состоялась наша свадьба.
Дочь Людмила, сразу после школы вышла замуж и переехала к мужу в Подмосковье,где и прожила всю жизнь в заботах о семьи. 
Позже, будучи в отпуске, мы часто навещали родителей в Талдыкургане. Семья была хлебосольная, Андрей Григоьевич угощал своей самогоночкой,  смягчая её  пивом, а Серафима Алексеевна готовила гору закусок. Отец будучи на пенсии  работу не бросал, был здоров и крепок и в свои 70 лет легко бросал меня на  на лопатки. Отец знал множество пословиц и поговорок и по случаю применял их. Помню, перед свадьбой дочери Людмилы говорил : -" Наша рассадка просит пересадку". А как-то  вечером сидим за столом в саду, кушаем яблоки, они прямо над головой свисают. Попал в явлоке червяк -"ничего страшного не тот червь, что ты ешь, а тот который будет кушать тебя". 
Родители прожили долгую жизнь, последние годы они провели у сына в Минске.
Андрея Григорьевича не стало в 1990г, ему было 87 лет. Серафима Алексеевна намного пережила мужа и ушла из жизни в возрасте 93 года в 2006г.
Для меня, выросшим без родителей, они были  незыблемым авторитетом.
Это было в той огромной, красивой и счастливой стране, которой больше нет, но в которую так хочется вернуться. В стране где и жилось и мечталось. И в эту пору нам посчастливилось жить.


Рецензии
Это было в той огромной, красивой и счастливой стране, которой больше нет, но в которую так хочется вернуться. В стране где и жилось и мечталось. И в эту пору нам посчастливилось жить.

Юрий Кондратов   29.11.2025 09:34     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.