О доказательствах существования Бога

                Вопрос о существовании Бога никогда не стоял перед людьми. Вера в Бога, богов или бессмертных духов всегда сопровождала человека, начиная с потомков Каина и Сифа. Она проявлялась в самых разных формах – от монотеизма (веры в единого Бога) до язычества с пантеоном многочисленных богов; и всегда перед человечеством стоял вопрос о подтверждении веры в Бога, поскольку рациональный ум требовал доказать то, что невозможно познать чувствами. Примечательно, что речь шла не о самом существовании Бога, а именно о доказательствах этого. Причина в том, что со временем вера, как состояние богообщения, стала умаляться в людях, и уже не давала той убежденности,  свойственной ближайшим потомкам Адама и Евы. Соответственно, человечество разделилось на верующих, сомневающихся и неверующих в Бога. Первые в доказательствах не нуждались. Их заменяла вера; вторые – допускали существование Бога или неких высших сил, и поэтому не особо искали тому подтверждение, а третьи, хотя и отрицали Бога, но не сомневались, что высшая сила, как первопричина всего, существует. Поэтому их атеистическое мировоззрение была направлено не на Бога, а на учение о Нем. Вопрос веры и бытия, а также теории доказательств в теософии – очень сложный и запутанный. В его основе лежат воззрения великих умов человечества от блаженного Августина в IV в. до латинского богослова Фомы Аквинского в XIII веке. Все теории мы рассматривать не будем, а остановимся на пяти доказательствах Фомы Аквинского, как наиболее удобных для обычного понимания. Православный человек должен уметь обосновать существование Бога, чтобы вовремя остановить богохульствующих и вразумить неверующих.
                Поразительно, но в наш «просвещенный век», при всем изобилии СМИ и интернет-ресурсов, количество безбожников и атеистов растет в геометрической прогрессии. Это особо заметно в тематических чатах соцсетей, где утверждения: «Бога нет», «Иисус – это всего лишь пророк», «Ада нет» и так далее далеко не самые богохульные. Причина этому в повальном обмирщении веры как следствие секуляризации (духовного оскудения) Церкви, призванной в вере просвещать. Но это уже отдельная тема. Поэтому каждый православный просто обязан вставать на защиту православия, но аргументированно и без эмоций. В связи с этим, нам предстоит разобраться с доказательствами существования Бога, взяв за основу выводы Фомы Аквинского. В чистом виде мы их принять не можем, и поэтому изложим это учение с православной точки зрения. Итак, Фома приводит пять главных доказательств.
                Доказательство через движение: «Всё движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения».
                Другими словами, все тварное движется, поскольку в нем заложен импульс движения от возникновения, то есть все что есть движется, потому что появилось на свет. Человек рождается, растет, стареет и умирает, потому что начал движение жизни от зачатия. В самом возникновении заложено всякое движение. Но любое движение может возникнуть только от того, кто его запускает или задает первый импульс. Само по себе ничто не движется. Каждое новое движение является следствием предыдущего. Эта неразрывная цепь мироздания. Например, причиной рождения ребенка является зачатие его родителями. Следовательно, началом всего тварного мира является главная Причина его возникновения – Бог, Который приводит в бытие первую вещь, от которой возникает последующие. Атеисты могут заявить, что причиной всему материя, которая существовала всегда. Однако, встречный вопрос о том, что такое материя ставит их в тупик, и дискуссия на этом заканчивается. Все, что имеет определение ограничено самим определением, а значит несовершенно и конечно. Например, если мы скажем красивый, то ограничиваем это существованием некрасивого; если мы скажем, что есть одно, то неизбежно следует вывод, что есть и другое, ибо одно само по себе не определяется, а только в сравнении. Утверждение, что есть материя, неизбежно влечет вопрос о причине ее возникновения, а заодно является утверждением, что есть не-материя, ограничивающая материю.            
                Материалисты заявляют, что материя — основа бытия, а все иные его формы (дух, человек, общество) — порождение материи. При этом утверждаются, что она была всегда. Однако, в таком случае нужно либо признать, что материя неподвижна, а это – абсурд, поскольку она непрерывно изменяется, либо найти первопричину возникновения материи, ибо любое движение небеспричинно. Поэтому законы формальной логики неумолимо приводят ум к Богу как к неподвижной и безначальной Причине движения всего сущего. Кроме того, если все в мире – порождение материи, то каким образом это произошло? Без воли, разума и сущности самой материи? И если все произошло от материи, то материя должна погибнуть, ибо все материальное подвержено тлению и разрешению. А если произведенное ею погибает, а материя нет, то она по природе не такая как созданные ею вещи, то есть нетленная, бессмертная, ничем не ограниченная, наделенная высочайшим разумом и волей, чтобы творить. Но тогда это не материя, а Бог!
                Следующее положение. Доказательство через производящую причину, которое схоже с первым: «Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего — это Бог».
                Речь идет о том, что все существующее является причиной чего-то, а оно, в свою очередь, становиться причиной последующего. Эта цепь эволюции заканчивается только в Паруссии или при конце света. Беспричинно ничто и никогда возникнуть не может. В противном случае, мир превратился бы в хаос. Именно потому, что хаоса нет, а вселенная представляет собой высочайшую гармонию, Бог и есть Первопричина всего во вселенной.  Соответственно, если бы материя была причиной мира, то она должна обладать безграничным умом и волей, а это свойства Бога, но не материи.
                Доказательство через необходимость: «Каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог».
                Сам того не осознавая, Фома Аквинский повторил учение Максима Исповедника и Григория Богослова. «Вещи в потенции» – это логосы или идеи Бога, по которым все тварное получило бытие. Наличие логосов подтверждается гармонией мира и красотой творений. Случайно или само по себе ничего не возникает. Всякая вещь представляет собой продуманную и реализованную идею. Однако любой план может быть исполнен лишь приложением усилий, без которых он так и останется мертвым. Сила, производящее все в соответствии с планом – это  Бог, а точнее Его энергии, ибо Отец все творит через Сына Духом Святым. Это совершенно неприемлемо для материи, которая ипостасей не имеет.
                Далее Фома приводит доказательство от степеней бытия : «Люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным». Это значит, что существует нечто самое красивое, самое благородное, самое совершенное каковым является Бог. Как сказал Ф. Ницше: «Все познается в сравнении». Видимо, он хорошо знал труды латинского философа. Действительно, самая красивая вещь или творение могут появиться только в том случае, если их творец намного превышает красотой и совершенством свое произведение, ибо худшее не может родить лучшее. А поскольку совершенству и красоте нет предела, то это свидетельствует о беспредельности Творца или Бога. Соответственно, материя как ограниченная, не могла бы сотворить беспредельную красоту. И если предела совершенства материи нет, то она не материя, ибо беспредельна, а Бог. Если допустить, что материя непрестанно творит все лучше и лучше, то она находится в движении и изменении, поскольку всякий художник, создавая что-либо, меняется сам; и в таком случае, материя не может быть причиной и творцом всего прекрасного, ибо изменение есть признак несовершенства.
                И завершает систему, подтверждающую бытие Бога доказательство через целевую причину: «В мире разумных и неразумных существ [животный мир] наблюдается целесообразность деятельности, а значит, существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире, — это существо мы именуем Богом».
                Здесь Фома опять невольно повторяет учение Отцов Григория Богослова и Максима Исповедника. Он выводит причину творения из ее цели, то есть утверждает, что ничего бесцельно не возникает, иначе мир опять-таки погрузился бы в анархию. Учение о цели и первопричине бытия очень сложное и требует специальных знаний. Вкратце, его суть сводится к тому, что, во-первых, все имеет свою причину возникновения и цель, ради которой оно призвано из небытия. Эта цель одна и для амебы с мамонтом и для ангелов с людьми. Бесцельное творение для Бонга невозможно, а присуще падшему разуму – это галлюцинации Кандинского или «Черный квадрат» Малевича, то есть признак болезни души и психического расстройства.  Как пример: по завещанию, после смерти тело Малевича полагалось поместить в супрематический гроб в форме креста, с раскинутыми руками. Но организаторы похорон на подобное сумасшествие не согласились.
                Итак, всякая вещь, призванная в бытие, имеет свою цель движения – Бога. Все что есть, происходит по идеи (логосам) воле и силой Божества. Логосы всякой твари вечно и неизменно пребывают в Боге, как негативы напечатанных и будущих фотографий. Фото может портиться и стареть со временем, а негативы остаются прежними. Тоже самое происходит и с тварным миром. Он течет меняется, истлевает и погибает, чтобы вновь родиться в других творениях, но своей сути не меняет. Поэтому каждую весну на одном и том же дереве появляются новые листья, отличающиеся от прошлогодних, но не отличающихся от самого дерева. Не могут на клене появиться листья вишни. Все что исходит от Бога к Нему возвращается, но не в прямом смысле как вещь, ограниченная формой и свойствами, а как логос. Образно, это можно показать на примере души и тела. Тело со временем погибает и разлагается, а душа возвращается к Богу, нетленной и бессмертной.
                Максим Исповедник писал: «Ничто из приводимого в бытие не является своей конечной целью (завершением), поскольку ведь не является и своей причиной…и не является ничто из приводимого в бытие, самозавершенным, поскольку самозавершенное и в действие не приводимо». Он говорит о следующем. Если что-то возникло по воле Творца, то оно само себе цель определять не может, поскольку она уже установлена Тем, Кто его призвал в бытие из небытия. Не может кувшин положить себе целью стать зеркалом, а человек – превратиться в мамонта. Это против природы сущих и цели Домостроительства. Следовательно, если цель всякой твари установлена Богом, то она безусловно достигается, ибо невозможного или недостижимого для Бога не бывает. Цели вселенной и отельной пылинки составляют причинно-следственные связи тварного мира, сокрытые от человека. Все предназначено для чего-то. Этим обусловлена гармония и красота мира. Кроме того, ради Божественных целей сотворен венец вселенной – человек. Через него, как через Адама в раю, свое предназначение получает земля и все сущее на ней. Ему же служит ангельский мир через любовь к Богу и служение человеку. Конечная цель человека и вселенной – возвращение к Первопричине  бытия, то есть к Богу, поскольку у Него ничто не исчезает, не погибает и не лишено смысла существования. Признать, что с гибелью твари исчезает ее цель, значит обвинять Бога в уничтожении Своего творения, поскольку, если Бог что-то уничтожил, то это значит, что творение изначально было ошибочным. Поэтому относительно Бога такое утверждение – ересь. Наказание людей гибелью не является их уничтожением, а изменением формы бытия, потому что у Бога все живы (Мф.22:32). Тела и души воссоединятся в день всеобщего Воскресения.
                В материю ничего не может вернуться обратно, поскольку материя подвижна и меняется, а значит возвращение будет уже в другое состояние первопричины, что невозможно ни для первого, ни для второго. Образно говоря, не узнает сын матерь, а матерь сына. Оба будут другими. Следовательно, если допустить возникновения вселенной из материи, то все приведенное ею в бытие подлежит уничтожению, а этому противоречат и глаза, и разум.
                В заключение необходимо сказать следующее. Любое доказательство существования Бога лишено смысла, поскольку на каждое утверждение есть опровержение, и главным аргументом апологетики Божества является вера, то есть реальное ощущение Бога в себе. Такой вере не нужны доказательства, поскольку главное из них – Бог, уже с человеком. Православным, посвятившим себя служению Богу в проповеди слова и просвещению неверующих, система Фомы Аквинского нужна для того, чтобы обоснованно разрушать доводы дьявола против Бога. Ведь отец всякой лжи весьма лукав. Не заря Отцы говорили: главная победа дьявола заключается в том, что он сумел убедить, что его нет. Для того, чтобы разрушить козни лукавого нужно уметь использовать приемы формальной логики в диспутах с атеистами и безбожниками. И здесь на помощь приходят не только доказательства Фомы, но и сама методология богословского спора им выработанная. Об этом хорошо сказано в работе доцента кафедры философии и религиоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и доцента Московского физико-технического института В.П. Лега. Разбирая учение Фомы Аквинского, и в частности, его многотомный труд «Сумма философии», он пишет: «Почему же она стала называться «Сумма философии»? Причина проста. Фома разрабатывает методологию диспута. Чтобы дискутировать, надо опираться на нечто общее, с чем согласны оба спорщика. Если мы дискутируем с еретиком, то для нас общим является Священное Писание, мы оба согласны в его истинности. Если мы дискутируем с другим монотеистом – с мусульманином или иудеем, для нас общим является наше понимание Бога. А как дискутировать с атеистом или с язычником? У нас общим является только разум, а инструмент для оперирования разумом – философия».
                Это очень важное замечание, руководствуясь которым можно правильно построить ход богословского диспута. Апостол Павел ставил дар рассудительности превыше остальных даров Святого Духа. И всякий владеющий законами логики, имеющий крепкую веру, и боящийся Господа, обязан, как воин Христов, отстаивать Истину перед апологетами дьявола, используя в том числе, и доказательства существования Бога. К сожалению, это не применимо в общении с «больными православием», которые фанатичной преданностью своим кумирам в рясах, напрочь лишают разум способности к рассуждению. И хотя они утверждают, что верят в Бога, но, исповедуя ересь своих учителей, по факту доказывают обратное. Таковым ни Писание, ни разум, ни доказательства не нужны. Это – мертвецы, живущие с мертвецами и погребающие сами себя. С такими дискуссировать не о чем, и опасно, для души. Доказательство существования Бога они увидят в «час оный». Но это им уже не поможет.


Рецензии
Обстоятельная, глубокая, очень мудрая статья, чётко аргументированная пятью основными положениями Учения Фомы Аквинского о существовании Бога!
В мире есть Нечто, являющееся Первопричиной и движущей Силой бытия, обладающее святостью и безграничными возможностями. Любовь, которая превыше всякого ума!
Верующему человеку не требуется доказательств существования Бога, так как Бог у него - в душе. Стремление к сохранению чистоты сердца, к жизни по совести во время прохождения земного пути - это естественное проявление в человеке качеств Бога. И страх Божий - начало мудрости, как писал Екклесиаст(царь Соломон).
Интуитивное, врождённое, заложенное в генетическом коде ощущение Присутсвия Божьего - это так естественно для адекватного человека!
Наше поколение, рождённое после Великой Отечественной войны, десятилетиями "прививалось" против Бога марксистско-ленинской атеистической идеологией. Сатана не дремал тогда и не дремлет сейчас...
Да, ни атеисты, ни номинальные христиане, не смогут спасти душ своих от осуждения в геенну, когда грянет на грешное человечество Суд Божий... Покаяться будет уже поздно...
Спасибо, Игорь, за доступное раскрытие актуальной богословской и философской темы!
С уважением к автору,

Вера Шляховер   13.12.2025 19:06     Заявить о нарушении
Спасибо, Вера за добрые слова и внимательное отношение к моему труду. Бог в помощь!

Игорь Устичев   13.12.2025 20:05   Заявить о нарушении