Мои Делёз и Гваттари
1.
«Литература подобна шизофрении: процесс, а не цель, производство, а не выражение».
«Противоположны ли истина и желание?»
«Некоторая литература ХХ века отталкивается от психоанализа. Это творчество уже бессмысленно — бессмысленно подвергать психоанализу».
Нелегко даётся эта книга. Сначала перед нами бред. Какой-то шизофренический, классический бред. Коды, потоки, «тело без органов», «желающие машины», «Эдип». Вообще не ясно о чём это. Да, сказали своё слово переводчик и научный консультант. Противная книга, какая-то мерзость и гадость. Шутка задалась тоже одна: о том, как соотносятся Маркс, Ленин и Брежнев.
Но чем далее, тем правда лучше. Даны понятия, уже и так, и обратно и через голову, а соотношение понятий (пусть и ложных) уже приедается. Даны понятия, дано их спекулятивное разъяснение, почти логическое. Когда привыкаешь, то и читается легче. Чем-то похоже на словесность Джойса.
В процессе чтения, разговора с уже покойными авторами мы не видим чего-то заданного к действию. Не лечить всех от глубокой психической травмы, не призывают к революционному свержению классов.
Символический капитал, желание как конвейер удовольствия — основной ресурс общества потребления.
Французы отсылают к французам. Делёз и Гваттари уже предвосхищают «Общество потребления» Бодрийяра. Не утопию, не антиутопию, а гипперутопию, из которой нет выхода.
«Психоаналитик может критиковать литературу за её продажность. Но нет ничего более продажного, чем психоанализ».
Шизоанализ Делёза и Гваттари не продолжает, не отрицает психоанализ. Французские мыслители меньше всего критикуют похабный потенциал учения Фрейда. Они критикуют с неожиданной стороны — со стороны чрезмерного увлечения темой семьи, почти машинным отношениям в семье: мама-папа-дети. Шизоаналитики и с этим бы не согласились. Правильная смена возрастов, а именно концепция этого — фашизм.
Как понять тело без органов?
«Это ли желание лишь внешнего? Красота девушки есть внешняя красота. Мы не знаем её печени, её головного мозга, её женских особенностей мы тоже не видим. Внешность девушки — вот упущение понятия «тело без органов».
Шиза - это означающее? Означающее диагноз?
Психо (шизо-) аналитики призывали два магических слова: 1) замещение, 2) вытеснение. Замешается и вытесняется сама любовь. А вытесняется она посдерством либидо (похоти).
Уже с Энгельса семью считают экономическим союзом.Союхзом без любви. Семья без любви?
Извращенец и параноик уже разные ли субъекты? Параноик — это бытовой извращенец.
«Чем больше шизофрении, тем лучше всё работает?» Не всякая мысль — это понятие. Представление не есть мысль. У мышления слишком большой авторитет (догматический, идущий со школы, где нет другого ещё). В то же время мышление — то действие, духовное действие.
Мне представляется, что Делёз и Гваттари разработал свой синтез марксизма и фрейдизма, проговорили свой язык. Язык инопланетян, ясный только инопланетянам.
Далее. «Символический запрет — это запрет по преимуществу».
Даже в художественной литературе действует по мысли авторов эти структуры лингвистики. В науке формала — это символ закона природы. Но искусство сопротивляется. У серьёзного художника язык живой, само его мышление эстетическое (в том числе интуитивное).
Далее. «Революции не нарушают законов». Это, очевидно, взгляд на революцию Ленина. Ленин — это концентрированный Пётр I, Сталин — Иван Грозный, то есть у нас — в России — уже были эти символически персонажи истории, эти политические лица, эти методы управления.
«Ничто не возможно, пока запрещено». Запрет и санкция более бьют по учредителю их, чем по внутреннему чувству долга и жизни запрещаемого. Хотите развратить общество, принести «волю вольную», то и запретите всё запретное лишь классической моралью. Воля вольная — это тоталитаризм, тоталитаризм в умах. Тоталитаризм секса — величайшая Вавилонская башня распутства, ересей, угроз.
Делёз и Гваттари оправдывают извращение гомосексуализм. Это тем более странно, что Эдип у них в книге - основное понятие. Что же получается: сын хочет убить маму, потому что желает отца? Оба француза рано праздную победу над христианством.
Либо с Эдипом, либо с гомиками. Мыслители отказывают Эдипу. Хотя в целом есть ощущение, что они и за инцест и за геев с лесбиянками. А какова сексуальность самих авторов? Их тест - литература, с которой возможен спрос. Они не отказываются отвечать по букве.
Авторы вбивают клинья в тело семьи как основного института социальной жизни Европы и Америки. Всё зло от семьи, считают они. Упадок удался. Упал показатель рождаемости, разрослись ЗППП; такие плоды всякого учения, нападающего на семью. Боле того, отказ от брака и рождения детей не приносит счастья. А может это игры в смыслы, игра с символами, а не с явлениями?
«Шизофрения - это абсолютный предел капиталистических отношений.
У первобытного человека (варвара) нет денег, нет и капитала».
Да, это так. Но возможно ли построить общество без денег, когда они уже в ходу.
Можно ли разрушить капитал? Если деньги - скорость, то капитал - ускорение. Всё-таки разноплановое увлечение Марсом (в СССР, в Китае, на Западе) привело к социальным завоеваниям. Развитые страны пришли к собственному раю - к обществу потребления. Все потребности уже удовлетворяются, но маховик экономики уже не может остановиться. За новые ценности борются вчерашние анархисты, которые уже не знают, за что бороться. Всё есть у всех. Социальное развитие и борьба за политическую власть приводят к стагнации самого человека.
Проблема денег в их нехватке у бедных, их излишек у богатых; и все играют по этим правилам. Кто сказал, что мы должны оплачивать нечто без договора, просто их не отдать за покупку (товар или услугу). Нужно творческое решение.
Было золото, был золотой стандарт; сейчас у многих ход денег оцифрованн, огромная часть экономики работает on-line. Финансовый мир выражается у авторов в терминах потоков, их обрывании, их закодированный субстрат.
Теперь, казалось бы, и счастью в семье никто не мешает. Кроме самой семьи: так отвечают фрейдисты и будущие их инсинуации всех форм.
Эдип, его понятие, взятое первоначально из мифологии, теперь осмысляется как означающее семьи. Схема: «папа-мама-дети (ребёнок)» шизоанаитикам очень не нрвится. Семью критиковал уже Платон («Государство»). Делёз и Гваттари считают биологию и социальное несоизмеримыми.
Союз мужчины и женщины - это брак, то есть долг. Философ долга - это Кант. В сознании долга можно дойти до паранойи. Но дело в том, что именно в неправильном построения отношений в семье, разводы, скандалы провоцируют диагноз шизофрении.
«Обмен это кража или дар».
У дикарей процветает практика обмена жёнами. Из того и вытикает сатира над коммунизмом: за якобы грядущим обменом супругами. Долой частную собственность на человека в браке! «Транзакция» тут не получилась.
Демократия - это и есть латентная деспотия, тирания во главе с бессменным параноиком. Идея здесь скорее чувственна, она так может восприниматься. Даже у католиков (по Досоветскому). Идеология в многом интимна, хотя зачинает общественное сознание. Можно из страха не вступать в дискуссии, притом не менять свои убеждения, беречь свою идею. Мы потребляем сотни ненужной информации. Зачем называть теорию Дарвиновской. Зачем знать о неизбежной смерти в этом мире (но вечной за её пределами). А может нужно созывать конференции по проблеме НЛО? НЛП об НЛО? По самому логическому термину мы во вселенной одни. Не исключено, что любую идею можно поставить на флаг революции.
Можно и нужно ограничивать браки близких родственников, но можно говорить о браке в рамках одного рода (нации, народности, деревни, жилищного соседства). «Инцест - это перекодирование», то есть падение масок, перекодирование самой семьи.
«Рефлексия - это террор». Правильно, зачем рефлексия? Лучше желать и поддерживать этим экономику.
2.
Я никак не пойму, почему коды, знаки, язык управляют экономикой и психиатрией. Ведь структуры символов разные, их применения разные: алгебра, естественные языки, язык философии и символы религии.
Само определение человека, его общества завязано на умении говорить. Обезьяна никогда не заговорит членораздельной речью. Обучение человека доходит до открытых форм абстракции, образование через картинки и иллюстрации отходит при образовании.
Литературу не спасти. Даже политическую литературу. Язык во всех смыслах определяет сексуальность во всех смыслах. Это Поэзия вытаивает язык половой любви, её ценность, а не наоборот. «Секс - это знак».
Юнг, может, удачливее, что не сводит общество и культуру к сексуальности индивида?
«Кредит - это форма денег». Ни то, ни другое не соответствует живому желанию товаров и услуг.
Можно ли говорить о прибавочной стоимости машин, коли человек - машина? «Капитализм знаний» подходит под вопрос здесь? Труд учёного всё ближе к труду рабочего.
Точная мысль: «Наше общество производит шизофреников». Чем гуще город, тем больше коэффициент психически больных. Город - это постоянные стрессы. В большом городе (сити) нарушена экология тела и духа. Например, Москва. «Медленные сознания» не успевают за технологиями». Быстрота тормозит.
СМИ и Интернет приватизируют публичное.
Авторы говорят об аксиомах капитализма. Авторы злоупотребляют аксиомами, их слишком много, пусть мы в экономике и в психологии.
Марксизм и фрейдизм не могут быть научными, и это именно в самом их аксиоматических постулатах, мнимая борьба с бедностью и движение за «освобождение секса». Кто не с нами, тот против нас.
Мы находим, что любовь первичнее секса.
Псих больше знает о своей болезни, чем психиатр, психоаналитик, психотерапевт, психолог.
Сегодня диктатура и тоталитаризм это: 1) командно-административный секс и 2) псевдонауки.
Структура современного (середина ХХ века) общества: армия, труд, деньги и столичная администрация.
Чем больше уровень жизненного, тем больше законов оно нарушает, и это есть нечто ступенчатое: законы отмены законов. Так химия нарушает физику, биология нарушает химию. Это процесс усложнения единичного. Это ли «степени материи»?
«Живое имеет абсолютно свободный выбор системы регуляции». Интересен термин: «генное бессознательное».
Как сексуальность отлична от порождения, так влюблённость отлична от секса.
Вопрос к авторам. Почему отказ от желания - это сразу кастрация? Почему ложе супругов сводится к кушетке Фрейда? Почему христиаснкая исповедь украдена психоаналитиками? Психоанализ очень хорошо вписан сейчас в бюрократию власти. Об этом предупреждали. Капитализм, следовательно, «Эдип».
Шизоанализ Делёза-Гваттари отменяет театр, художественную литературу. Что дальше?
У человека, его личности своя индивидуальная сексуальность, а не институт секса в кармане.
Популярная наука - это придаток экономики, успешное явление организации науки.
Известен один спорный силлогизм:
Задача любви - размножение.
Размножение - это семья (лучший способ размножения).
Вывод: задача любви - это брак, семья.
Тут разговор долгий. Многое потом можно обдумать.
3.
Психоанализ не осчастливил человечество. Он привёл его во мрак удобной технократии. Да, сексуальная революция удалась, но христианство оно не разрушило. Хотя и половое распутство не сломало «религию прощения», но бациллы разврата захлестнули всю культуру (в том числе науку).
Свободный и весёлый человек не проявился.Либидо (белиберда) запускает пропаганду и апологию разврата (Райх).
Можно говорить о новой общественной формации: формации секса и компьютеров. Тут может откликнуться культура, православная цивилизация. Феодализм - это право первой брачной ночи. Капитализм - это власть проституции как капитала. Социализм - это обобществление супругов. Современность: крах социального института семьи, крах логического мышления, кризис сексуальной этики, уродство порнографии, развращение женщины в моде, жизнь по законам блуда и ЛГБТ, отравление юношеской влюблённости. Гибель самой любви.
«Жить прошлым - жить в кандалах каторжника». Разумно.
«Казино всегда выигрывает. То же и смерть». Очень хорошо!
«Шизофрения - это сила революционера». Точёнее он «потенциал революции».
«Фрейд знал только два момента успокоения пола: невроз и кастрация.
Либидо - это субстанция либерализма.
«Научный Эдип» = научный коммунизм в СССР. Вождь племени меньше терроризирует своё население, чем современное государство - гражданами своего.
«СССР не мешал капитализму. Почму? Слишком «добрый», «щедрый» и падок на революции».
Сексология и психоанализ - догматичные учения, из грязи вытащившие свою ложную аксиоматику.
4.
Итог.
Книга далеко не глупая. Попытка в терминах механики и физики построить психиатрию. Богатый начитанный материал. Чисто французская мысль.
Авторы критикуют идеологию с марксистских позиций, обсуждают Плеханова и Ленина. Да, большевистская революция ужалась, но вслед за ней за пять лет сложился новый бюрократический механизм, более строгий, чем в Российской империи.
Книгу не стоит пугаться. Авторы немного хулиганы. Они грубы.
Тема душевной болезни - главный путь в «учении постмодернизма».
Мы все немного сошли с ума при капитализме.
Свидетельство о публикации №225112800871