Парадокс свободы сознания
С возрастом, когда становишься реалистичнее, желания всё меньше управляют тобой и кажется, что ты становишься хозяином своей жизни, Но это лишь очередная иллюзия, с помощью которой подсознание обманывает сознание..
Встроенная программа желаний делает нас зависимыми от дофамина, который нужен мозгу. И он способен на всё, лишь бы его заполучить. Какая уж тут «свобода воли»! Ладно бы естественные потребности — тут вопросов не возникает. Но диктуемые социальной средой «приобретённые потребности» мозг интерпретирует как повышение статуса и тоже считает это необходимым для выживания. Здесь иллюзия «свободы воли» порождена сложностью алгоритмов мозга, и разрушить её мозг не допустит.
Бессознательное подкидывает нам желания, и кажется, будто они возникают из ниоткуда, «витают в воздухе», заражая наше сознание, как вирусы. Мозг на основе миллионов незаметных сигналов подсознательно вычисляет то, что считает для нас наилучшим. Большая часть наших желаний навязана нам извне, как и желание угодить близкому человеку. Мы не столько творим свои мечты, сколько потребляем и рекомбинируем чужие. Мы желаем того, что, как нам кажется, желают от нас.
Тайна не в том, что желаниями кто-то управляет, а в том, что наше «Я» и есть это управление. «Я» — это перекрёсток, где встречаются биологические импульсы (инстинкты), социальные программы (культура, воспитание) и влияние конкретных «Других» (близких, общества). Подсознание, или бессознательное, — это операционная система, управляющая организмом, в том числе и маленькой программой под названием «Сознание». Решения, принятые всей сложной системой бессознательного, задним числом объясняются нам сознанием.
Пока желание бездумно владеет нами, мы его рабы, и сознание — раб. До той поры, пока оно не начнёт сопротивляться. Но один вопрос пока не решён мной: способно ли сознание сопротивляться, если оно в рабстве у бессознательного? И есть ли практическое решение этой задачи? Это классический парадокс: «Может ли узник освободить себя из тюрьмы, если он же и является самой тюрьмой?»
Ответ: да.
Сознание не может победить бессознательные желания в лобовой атаке. Но оно — наблюдатель со стороны. И это уже хорошо. Сознание не имеет абсолютной власти, но у него есть «право вето». Как слабый, но принципиальный король, сознание способно сказать «Нет». Это и есть тот крошечный островок свободы выбора.
Не участвовать в этом не всегда получается. Фраза «оставьте меня в покое» — это акт такого сопротивления бессмысленной гонкн подсознания за очередной порцией дофамина. Но чаще «парламент» бессознательных инстинктов и эмоций оказывается сильнее «короля».
Но сам факт, что это иногда срабатывает, доказывает, что сопротивление возможно. Оно требует огромной энергии — это как удерживать тяжёлую дверь, в которую ломятся десятки человек. Но пока вы её держите — вы свободны.
Кроме того, практикуя осознанность, можно «перепрошить» внимание как инструмент сознания, формируя новые привычки, которые потом уходят в «автопилот», но уже полезный.
Сознание, как заботливый садовник, может пропалывать сорняки (навязчивые мысли), подкармливать нужные растения (здоровые привычки) и направлять рост (ставя цели). Воля — тоже продукт этой нейросистемы, но её можно тренировать. Большую роль играют также образование и характер.
Так что рабство не абсолютно. Клетка открыта, но выйти из неё страшно и непривычно, потому что мы жили в ней так долго, что приняли её за весь мир. Первый шаг к свободе — это понять, что ты в клетке. Второй — увидеть, что дверь открыта. А третий, самый трудный, — это выйти из неё, несмотря на то, что все твои инстинкты кричат, что снаружи опасно и непривычно.
Свидетельство о публикации №225112901057