О глупости
Человеческую глупость можно трактовать по-разному: от элементарной безобидной придури, оплошностей, курьезов до серьезных ошибок и даже преступлений.
Вот ошибки, сделанные человечеством, которые почти невозможно исправить. (По крайней мере на данном этапе развития). Но, как говорят: «Задним умом мы все умны».
Каждый из нас ездил на поезде. Очень комфортно ездил? Думаю, нет. Из объема вагона кажется архитекторами выжато все, чтобы обеспечить относительный комфорт. Но всему есть предел. Как ни изощряйся, а ширина вагона такова, что не позволяет сделать пространство удобнее. Идешь по проходу плацкартного вагона, а на второй полке спит-лежит «дяденька достань воробышка», и ты вынужден, чуть не касаясь лицом миновать ноги этого дяденьки.
А ведь в свое время британский выдающийся инженер Изамбард Кингдом Брюнель предлагал сделать колею железных дорог почти в полтора раза больше ныне существующей. Было бы во всех отношениях лучше, как сейчас доказано. Пассажирские вагоны были бы комфортабельнее, грузовые – большей грузоподъемности, износ рельсов и колес был бы меньше, устойчивость поездов была бы лучше, а в вагоне –ресторане можно было бы танцевать, кому захочется. Да, это потребовало бы изначально больше затрат, но на заре развития железнодорожного транспорта, человечество могло бы пойти на эти расходы. Они с лихвой окупилось бы в будущем.
То же с частотой переменного тока в 50 герц (в некоторых странах 60 герц) Частота 400 Гц была бы гораздо более выгодной во всех отношениях. Генераторы и двигатели той же мощности были бы значительно меньше и легче. Экономия меди и железа была бы огромной (По некоторым данным более чем в 8 раз). Уменьшение габаритов электрооборудования позволило бы конструировать машины и промышленные установки лучше с точки зрения дизайна. Электрооборудование, при этом, ничем не усложнялось бы. Поэтому военные используют 400 Гц. Никаких технических доводов в пользу 50 или 60 Гц нет. Это было не техническое решение.
Систему электроснабжения построили в начале ХХ века, а сейчас менять ее крайне невыгодно (может быть в далекой перспективе и будет какая –то постепенная модернизация, но не скоро). Никогда не знаешь, что может случиться. Кто-то правильно сказал: «Разница между теорией и практикой на практике гораздо больше, чем в теории». Некоторые ошибки, совершенные по незнанию или по каким-то другим причинам, осознаются по прошествии многих лет. Другие – по глупости и видны сразу.
А вот глупость недоработок, ошибок, как хотите назовите, которая приводила к реальным негативным результатам
Чтобы попасть из Норильска на красивейшее озеро Красноярского края Лама (эти места называют «Таймырская Швейцария») надо проплыть несколько водоемов: против течения по реке Норильской, небольшой речке Талой, длинной стороне озера Мелкого, размером 11 на 28 км. Это озеро действительно мелкое, поэтому, даже при небольшом ветре, его водную поверхность моментально раскачивает. Начинается шторм. Шторм на Мелком – это страшно. Бывало, что начинаешь плыть по Мелкому в абсолютный штиль, а через очень небольшой промежуток времени озеро уже штормит, забрасывая грязную холодную воду в открытые лодки. Горе тому, кто оказался на таком судёнышке, даже если плыл недалеко от берега. Сколько людей потонуло, а вернее погибло от переохлаждения – никто сосчитать не возьмётся. На берегу озера Мелкого много памятников утонувшим. В плохую погоду лучше переждать на берегу. Шансов выжить в воде даже в спас жилете крайне мало. Почему люди гибли? А потому, что вынуждены были в любую погоду возвращаться домой. Нельзя было сделать прогул. За прогул человек лишался северных надбавок, шесть из которых назначались через каждые шесть месяцев после начала работы в Норильске, а седьмая и восьмая через год. Чтобы заработать все восемь надбавок, надо было пять лет отработать. Или как говорили «пять лет сопли поморозить». Вот люди и вынуждены были в любую, самую жуткую погоду, рискуя жизнью, возвращаться домой.
Когда прошло не мало времени додумались издать указ по комбинату, который позволял не возвращаться на работу в непогоду, не потеряв надбавок. Народ перестал гибнуть. Почему такой указ не был издан сразу после того, как погибли немногие?
Второй пример из Норильской жизни. Тот, кто ездил на электричке из Норильска в Дудинку, на Енисей на подледный лов корюшки отлично помнит, как рыбаки возвращались с рыбалки. Электричка уходила из Дудинки в Норильск рано утром. Уже с вечера к вокзалу начинали подтягиваться люди. Вокзал в Дудинке был очень маленький. В помещении вокзала – дышать нечем. Народу много. Когда не было пурги или больших осадков, рыбаки устраивались на снегу и засыпали прямо возле вокзала. Несмотря на то, что все были одеты очень тепло, многие простывали. А кое кто и уши отмораживал. А рядом, на путях, буквально в нескольких метрах приветливо «молотила» и светилась окнами электричка, которая повезет утром народ в Норильск. Почему нельзя было запустить людей в вагоны электрички? Ведь это тоже решалось не на высоком уровне. Боялись, что рыбаки испортят интерьер? Люди ездили на лов корюшки в нормальном состоянии, и никто не собирался отгрызать часть сидений или уносить домой стоп- кран. Чего боялись чиновники, от которых это зависело? Руководители на рыбалку если и ездили, то не на электричке, а о других как-то мало задумывались, было бы самим хорошо.
Более семидесяти лет тому назад англичанин Сирил Норткот Паркинсон написал книгу «Закон Паркинсона». Она произвела фурор не только в английском обществе, но и в том мире, где ее удалось прочитать. Актуальность произведения и сегодня чувствуется в каждой фразе, потому что написано оно было из прозы жизни умным и вдумчивым человеком. В книге много юмора, как защитной реакции от всего, бредового и иррационального, что встречается в жизни, благодаря, в частности, глупости.
Глупость - явление настолько въедливое, что избавится от нее невозможно, как от пятна раздавленной черемухи в кармане белой рубашки. Это еще раз доказывает, что от всего можно избавиться – от глупости никогда.
Глупость-ошибка-преступление. Порой трудно разграничить эти понятия. Человек просто сделал глупость, ошибся, а в конечном счете все это привело к преступлению. И ничего со временем не меняется. Года идут, а дурь все та же.
Свидетельство о публикации №225112901078