Про невписывание в рамки

Дарья Зиборова рассказывает в одной лекции, что есть шумерская инкрустация, которую ученые называют «Война и мир», потому что на ней с двух сторон изображены сцены войны и мира шумерского общества. Композиция окаймлена рамкой, царь на картине выше всех, и его голова частично выходит за рамку картины.

Сначала можно подумать, что это такое наивное искусство: мол мастер обводил все фигуры рамкой и, добравшись до головы царя, что-то не рассчитал, поэтому не замкнул рамку.

Но на самом деле это не так: шумеры были мастерами достаточно высокого уровня. Например, они умели делать золотые трубочки, через которые знать цедила пиво, чтобы не выпивать осадок на дне кубков.

Если мастер способен сделать золотую трубочку для напитков, конечно, он смог бы рассчитать и размер рамки.

Царь пробивает головой рамку не случайно. Во-первых, он изображен выше всех соседних фигур, потому что он царь, а во-вторых, он разрывает головой рамку картины потому, что в понимании шумеров соединяет людей с миром божественным.

Для меня это хорошая иллюстрация того, что человек как глава творения и духовное существо не помещается в материальные рамки вселенной, над головой человека рамка творения не замкнута, мы тоже цари, и мы призваны соединять материальный мир с божественным.

Это предназначение, с которым не совладал Адам, в полноте осуществил Иисус Христос: «по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф.1:9-10).

29.11.2025


Рецензии