Коммунизм с лицом Мао

Мао Цзэдун (1893-1976), партийный и государственный вождь Китая.
Родился в зажиточной крестьянской семье в д. Шао-шань уезда Сянтань провинции Хунань.
Окончил провинциальное педагогическое училище в г. Хунань (1918).
В 1918-1919 гг. работал в библиотеке Пекинского университета.
По собственному признанию Мао Цзэ-дуна, в дни обучения в Хунаньском училище в 1912-1918 гг. в голове у него была «мешанина» из «идей либерализма, демократического реформизма и утопического социализма».
В статье «Изучение физической культуры», за год до окончания училища выпущенной в журнале «Синь циннянь», он набросал контуры националистических идей «спасения нации» путем воспитания подрастающего поколения в «военном духе» и в духе «сильной личности».
В 1919 г., находясь в Пекине, он, по его заявлению, испытал на себе «большое влияние» анархистских идей. В том же году он напечатал в трех номерах хунаньской газеты «Сянцзян пинлунь» статью «Великий союз народных масс», в которой растолковал происхождение классов и классовой борьбы. Образование классов он объяснял отсутствием денег у трудящихся, «вследствие чего появились классы бедняков и богатых».
С весны 1920 г. участвовал в марксистских кружках под руководством Ли Да Чжао.
В беседе с журналистом из США Э. Сноу заявил: «К лету 1920 г. в теории и в некотором отношении в действии я стал марксистом, и с этого времени я считаю себя марксистом».
В июле 1921 г. участвовал в работе 1-го съезда Компартии Китая (КПК) в Шанхае, избравшего генеральным секретарем Чэнь Ду-сю.
В 1923-1925 гг. и с 1928 г. член ЦК КПК.
В 1927 г. в горном районе Цзинганшань (на стыке провинций Цзянси и Хунань) вместе с Чжу Дэ и другими военными деятелями создал опорную базу КПК. В 1928 г. стал политическим комиссаром 4-го корпуса Красной армии Китая.
В 1931 г. на 1-м Всекитайском съезде представителей советских районов в Жуйцзине (провинция Цзянси) избран председателем ЦИК и Временного центрального правительства Китайской советской республики.
С 1933 г. член Политбюро ЦК КПК.
В 1934-1936 гг. был одним из руководителей перебазирования Красной армии Китая на Северо-Запад страны.
В январе 1935 г. вошёл в состав Секретариата ЦК КПК и возглавил Революционный военный совет при ЦК.
С 1935 г. - член Исполкома Коминтерна.
В 1936 г. американец Э. Сноу встретился с Мао Цзэ-дуном в г. Баоань (Сев. Шэньси), где находилось руководство КПК. Журналист записал его биографию, рассказанную и отредактированную самим Мао Цзэ-дуном и вошедшую в книгу Э. Сноу «Красная звезда над Китаем».
Мао Цзэ-дун дал высокую оценку этой книге, назвав ее «правдивой... правильно излагающей политику партии и его (Мао Цзэ-дуна) собственные взгляды» (Е. Snow. Random Notes on Red China. Cambridge (Mass.), 1957, pp. 20-22, 73).
С этих лет руководство партией перешло в руки Мао и его сторонников.
В докладе на VI пленуме ЦК КПК 6-го созыва (октябрь-ноябрь 1938 г.), Мао Цзэ-дун возвел войну в абсолютный закон общественного развития: «Винтовка рождает власть»… «Центральной задачей революции и высшей ее формой является захват власти вооруженным путем, то есть решение вопроса войной. Этот революционный принцип марксизма-ленинизма верен повсюду; он безусловно верен как для Китая, так и для других государств».
Он выдвинул тезис, что марксизм может существовать лишь в национальной форме, и провозгласил необходимость «китаизации Маркса». Главная особенность революционной войны в Китае, подчеркнул Мао, в том, что она развивается сначала в деревне, а затем охватывает и город, иными словами, стратегическая инициатива китайской революции исходит от крестьянства, а не от пролетариата.
В борьбе за руководство в партии он выступил против деятелей КПК, ориентирующихся на СССР.
В 1942-1945 гг. по его инициативе в КПК прошло так называемое упорядочение стиля работы партии («чжэн-фэн»), и около 30 тысяч коммунистов, не поддерживавших Мао, и его принципы, названные «идеями Мао Цзэдуна» были изгнаны из партии. Этот удар, укреплявший власть Мао, был нанесен по сторонникам дружбы с ВКП (б).
С марта 1943 г. он - председатель ЦК и Политбюро КПК.
В уставе КПК, принятом 7-м съездом (1945), было записано, что КПК «в своей работе руководствуется идеями, представляющими соединение теории марксизма с практикой китайской революции, - идеями Мао Цзэдуна».
С образованием КНР (1949) был избран председателем Центрального Народного правительственного совета КНР и назначен председателем Народно-революционного военного совета КНР.
В 1950-1960 гг. Советский Союз осуществлял для Китая подготовку научно-технических и рабочих кадров на предприятиях, в вузах, проектных и научно-исследовательских институтах СССР. Для ознакомления с научно-техническими достижениями и производственным опытом к нам приезжало свыше 1,5 тыс. инженеров, техников и ученых.
В 1951-1962 гг. в СССР прошли производственно-техническое обучение более 8 тыс. граждан КНР. В вузах СССР обучалось более 11 тыс. китайских студентов и аспирантов, около 1 тыс. научных работников АН Китая прошли стажировку в НИИ АН СССР.
В 1950-1961 гг. Советский Союз направил в Китай свыше 10 тыс. высококвалифицированных специалистов и кроме того, на льготных условиях предоставил КНР долгосрочные кредиты, сумма которых составила 1 млрд. 816 млн. инвалютных рублей.
В 1951 г. Мао подвергся критике И.В. Сталина за создание в Китае культа своей личности.
В 1954 г. был избран председателем КНР и председателем Государственного комитета обороны КНР (находился на этих постах до апреля 1959).
Со 2-й половины 50-х годов в компартии Китая усиливался культ личности председателя Мао.
На практике началась перестройка литературы и искусства на националистический лад.
При этом неизменно делались ссылки на указания Мао Цзэ-дуна о том, что в области искусства надо «усвоить свежий и живой, приятный для слуха и ласкающий взгляд простых китайцев стиль и китайскую манеру».
15 сентября 1956 г. агентство Синьхуа сообщало: «Раньше мы ездили учиться в Москву, а теперь компартии стран мира приедут слушать нас... У всех вместе взятых партий нет столько членов партии, сколько у нас, вот это величина!»
Но под давлением Н.С. Хрущева и КПСС 8-й съезд КПК (1956) принял новый устав партии, исключивший положение об «идеях Мао Цзэдуна», и провозгласил идеологической основой КПК марксизм-ленинизм.
Разоблачение культа личности Сталина в СССР и отстранение сталинистов от власти в странах социализма было встречено в Китае с тревогой.
С 1957 г. Мао и его сторонники развернули борьбу за пересмотр решений 8-го съезда КПК.
В 1958 г. Мао выдвинул план «трёх красных знамён» (новая «генеральная линия», «большой скачок», «народная коммуна»).
Мао предложил мобилизовать население страны на интенсивный труд, чтобы быстро добиться увеличения выпуска сельскохозяйственной и промышленной продукции. Началась нервная гонка по сооружению местных фабрик, цехов, дворовых доменных печей по выплавке чугуна и стали. Были построены и запущены в эксплуатацию сотни тысяч мелких предприятий. 740 тысяч сельскохозяйственных кооперативов были объединены в 26 425 коммун, представлявших собой административно-экономические единицы, где изначально отсутствовало право на частное владение землей.
Но скачок Мао, призванный вывести экономику на передовые рубежи, привел народное хозяйство страны к хаосу.
Хотя в конце 1958 г. правительство сообщило о громадном приросте производства чугуна и стали, нефти, электроэнергии и зерна, на деле производство зерна упало более чем на треть, а главные отрасли экономики Китая переживали мощный кризис.
Голод в 1959-1961 гг., по некоторым оценкам, унес почти 30 млн. жизней.
Тем не менее, с 1959 г. в КНР культ председателя Мао стал официальной религией (миллионными тиражами издавались "цитатники" Мао Цзэдуна, сборники его высказываний), а его идейные установки трактовались как модернизированный марксизм, которым должны руководствоваться страны Азии, Африки и Латинской Америки.
С начала 1960-х и вплоть до 1991 г. главной заботой Китая стало соперничество с Советским Союзом.
В конце 1950-х годов, когда Мао стал называть Н.С. Хрущева «великодержавным шовинистом», озабоченным лишь проблемами укрепления мощи и влияния СССР, раскол между двумя гигантами стал очевидным. СССР прекратил помощь Китаю, а в июле-августе 1960 г. отозвал своих специалистов и советников и разорвал экономические соглашения с Пекином.
Теперь Китаю предстояло развивать экономику, «опираясь на собственные силы», и быть самостоятельным во внешней политике.
Мао отказался подчиняться Хрущеву, заявив, что руководство КПСС, ради мирного сосуществования с Западом, предало «национально-освободительные» движения, и провозгласил новый мировой курс КПК.
Суть его стратегии в сентябре 1965 г. была изложена в статье Линь Бяо «Да здравствует победа народной войны!».
В ней Линь трактовал слаборазвитые страны в качестве «мировой деревни», окружающей и побеждающей в революционной борьбе мировой «город» - индустриально развитые страны Северной Америки и Западной Европы.
Мао был назван лидером революционного движения, руководители КПСС - ревизионистами, отказавшимися от идей коммунизма, а Китай во главе с Мао - гегемоном мирового национально-освободительного и коммунистического движения.
Мао стал энергично вооружаться. В 1964 г. в Китае прошло испытание первой атомной бомбы, а в 1967 г. - водородной бомбы.
В 1966-1976 гг. в стране началась так называемая культурная революция, ставшая новым этапом борьбы за упрочение в Китае единоличной власти Мао.
Лейтмотивом этой кампании была травля деятелей культуры, связанных с буржуазным прошлым страны, дабы добиться идеологического преобразования общества.
Другой целью была борьба с «элементами внутри партии, которые облечены властью и следуют по капиталистическому пути».
В феврале 1967 г. в стране повсеместно появились революционные комитеты, сконцентрировавшие все функции власти. Каждый ревком, куда входили административные кадры, представители армии и местного населения («народных масс»), осуществлял надзор за деятельностью администрации своего уровня, на основе указаний партийного комитета этого уровня.
Эта система существовала до июня 1979 г.
Все школы были закрыты, и миллионы фанатичной молодежи и подростков - цзаофани - «революционные бунтари» - и хунвейбины - «красные охранники» - были брошены в бой, чтобы разбить «собачьи головы» всех врагов председателя Мао.
Этот «шабаш» свирепствовал в стране около двух лет.
Были сняты с должностей крупнейшие деятели, в том числе соратник Мао Цзэдуна - Лю Шаоци, ранее сменивший его на посту главы государства.
Оппозиция внутри партии была уничтожена, партия оказалась дезорганизованной, а многие секторы правительственного аппарата управления вообще перестали функционировать.
В ходе культурной революции, сопровождаемой фракционной борьбой, произошло множество вынужденных самооговоров, незаконных арестов, тюремных заключений и казней, погибли десятки тысяч инакомыслящих, а миллионы людей попали в концлагеря для перевоспитания.
Невиданным гонениям подверглась религия. Разрушались культовые сооружения, в Китае было запрещено отправление религиозных обрядов, служители культа и верующие подвергались всевозможным оскорблениям.
В принятом 9-м съездом КПК (1969) уставе «идеи Мао Цзэдуна» были названы теоретической основой, определяющей идеи КПК, маоизм - марксизмом-ленинизмом современной эпохи, а сам Мао - объявлен пожизненным вождём КПК.
Отношения между Китаем и СССР ухудшались. После начала «культурной революции» китайские лидеры осуждали СССР за «псевдокоммунизм», «современный ревизионизм» и «реставрацию капитализма», советские лидеры обвиняли Китай в «догматизме» и «авантюризме».
В конце 1960-х годов углубление разногласий между Китаем и СССР привело появлению теории существования «трех миров».
Советский Союз заклеймили как государство «социал-империализма», не менее опасное, чем Соединенные Штаты.
СССР и США были отнесены к разряду сверхдержав.
Себя Китай причислил к группе стран третьего мира.
Группа государств «второго мира» расширялась за счет включения в нее государств Восточной Европы, которые следовало, подобно странам Западной Европы, подталкивать к достижению независимости от сверхдержавных покровителей.
В 1968 г. это противостояние стало еще острее в связи с осуждением Китаем вторжения стран Варшавского договора в Чехословакию. К весне 1969 г. китайско-советская вражда вылилась в вооруженный конфликт на острове Даманском на р. Уссури в северо-восточной Маньчжурии.
После смерти Мао его преемники во главе с Дэн Сяопином, сохранив господство компартии над страной, отказались от разоблачений культа личности Мао, но осуществили реабилитацию его жертв. Пост Председателя ЦК КПК, который в 1935-1976 гг. занимал Мао Цзэдун, в 1982 г. был упразднен.
Под руководством Дэн Сяопина Китай провел реформы, провозгласив новую хозяйственную политику на основе развития капиталистических элементов в стране, и в течение 30 лет, используя неисчерпаемую дешевую рабочую силу, активно усиливает свое экономическое значение, став крупнейшей монополией мира.
Начало 1980-х годов характеризовалось ростом количества частных торговцев и малых предприятий в сферах обслуживания, и к концу десятилетия улицы городов заполонили разные ремонтные мастерские, рестораны и другие предприятия частного сектора, где к 1992 г. трудилось около 50 млн. китайцев.
В 1992 г. прирост валового национального продукта составил 13% - самый высокий показатель роста ВНП в мире.
В 1993 г. Китай был назван страной с наиболее динамично развивающейся экономикой в мире. К началу 1997 объем иностранных инвестиций в его экономику превысил 40 млрд. долл. США.
Объем ВВП с 1980 по 1990 гг. возрастал в среднем на 10,2%, а в 1990-1997 гг. его прирост был самым высоким в мире - 11,9%.
После смерти Дэн Сяопина в феврале 1997 г. курс Пекина остался прежним.
На 15-м съезде КПК (сентябрь 1997) была подтверждена генеральная линия на проведение экономической реформы при жестком сдерживании преобразований в сфере политики и идеологии.

Мао Цзэдун. О диктатуре народной демократии. - М., 1949; Избранные сочинения, т.1-6.- М., 1951-1954.
О нем: Бурлацкий Ф.М. Маоизм или марксизм? - М., 1967; Он же - Маоизм - угроза социализму в Китае. - М., 1968; Он же - Мао Цзэдун и его наследники. - М., 1979; Он же - Мао Цзэ-дун: «Наш коронный номер - война, диктатура». - М., 1976; Федоренко Н.Т. Сталин и Мао. Беседы в Москве. - Проблемы Дальнего Востока, 1989, №1, с.149-164; Ли Жуй. Мао Цзэдун в последние годы жизни. - Проблемы Дальнего Востока, 1990, №1, С. 129-132; Галенович Ю.М. Мао Цзедун вблизи. - М., Калуга, 2006, 328 с.


Рецензии
Здравствуйте, Сергей!

Руководство Китая оказалось умнее советского и российского.

Вспомнил частушку времён "культурной революции":

На столе стоит поллитра,
Рядом четвертиночка.
Мой милёнок цзаофань,
А я - хунвэбиночка.

С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   29.11.2025 17:59     Заявить о нарушении