С германским фашистом сражались их деды, и внуки т

   Нина Короленко
В селе Гришковском население не такое уж большое, потому все отлично знают друг друга и о делах семейных не только ближнего соседа. Помните, как в старой песне из кинофильма «Дело было в Пенькове пели: «От людей на деревне не спрятаться. Нет секретов в деревне у нас. Не сойтись - разойтись, не сосвататься. В стороне от придирчивых глаз».
 Вот и гришковцы, зачастую, в курсе дел не только ближних, но и дальних соседей: кто дом достраивает и готовится к новоселью, у кого назначен день свадьбы дочери, кто новый автомобиль купил в кредит и даже какой взнос платит ежемесячно, куда собираются поступать будущие выпускники школы. И нет в этом ничего худого, ведь, когда добрые вести, то все искренне радуются, а приходит беда – не только сопереживают, но и на помощь приходят.  Многие десятилетия живёт село, как одна большая семья.
С февраля 2023 года, как и по всей стране, обычные заботы у селян как бы отодвинулись на второй план, всё внимание тому, что происходит «за ленточкой», тем более, что воевать с возродившимся фашизмом отправились многие молодые селяне. О них все сообща переживают, а кто постарше, особенно женщины – молятся.
Помнят селяне одного из первых организаторов колхоза
Глава администрации Гришковского сельского поселения Татьяна Анатольевна Некрасова уже многие годы строчка за строчкой пишет историю своей малой родины. Недавно я завела с ней разговор о тех селянах, что участвуют в СВО. Она назвала семью Рубан два сына из которой: Роман Богуславский и Егор Рубан отважные воины. А потом добавила, что их дед был одним из основателей первого местного колхоза, храбро сражался на фронте в Великую Отечественную войну, награждён орденами и медалями.
Иван Фёдорович Рубан родился в 1899 году  в селе Маяки Донецкой области, Славянского района, в семье лесника. Был участником гражданской войны, бойцом Красной конной армии, членом ВКПБ (партия большевиков) с 19 лет.
Окончил в 1931 году курсы  «Десятников лесной промышленности» при Воронежском институте лесной промышленности и его определили на работу в Красный лес  Краснодарского края. В 1933 году  началась  коллективизация. Руководство страны  направило 25 000 коммунистов в деревни, сёла, хутора для организации колхозов.   Ивану Фёдоровичу достались хутора, что на речке Косатая Балка.
Его избрали секретарём вновь созданной партийной организации. Первым делом все разрозненные хутора  объединили в один населённый пункт, который называли  хутором Гришковским. Построили клуб (при нём  находилось и правление колхоза), медицинский пункт, большой уютный на месте нынешнего.  Возвели и большое торговое здание, жители называли его: «Наш торговый центр». Сейчас на том месте находится недостроенный детский садик. В этом магазине был паркетный пол. Директором магазина был Григорий Воронкин, но самое главное  - появилась новая школа.
В Гришковском Иван Фёдорович нашёл свою судьбу - Любовь Васильевну Бережную. После женитьбы у них родилось двое детей:  сын Василий – в 1942 году и через два года - дочь  Валентина. В 1941 – 1942 годах практически всё мужское население хутора ушло защищать Родину. Не всем было суждено возвратиться с войны. Ивану Фёдоровичу повезло дождаться победного дня 1945 года. После ранения и лечения в городе  Таганроге его  демобилизовали в 1944 году.
 Между тем,   колхоз стали восстанавливать сразу же после освобождения села от немецко-фашистских захватчиков в феврале 1943 года. Колхоз  оккупанты разграбили, восстановить его оказалось очень трудно.  У хуторян забирали коров, тёлок, свиней – восстанавливали МТФ И СТФ. Землю обрабатывали впрягая домашний крупный рогатый скотом.   Потом из реки Протоки достали трактора, потопленные перед приходом немцев. С отремонтированной техникой стало работать легче. Люди  трудились день, и ночь, не считались ни со временем, ни с чувством голода, ни с тем, что были практически полураздеты и разуты.
Но, несмотря, ни на что,  работал клуб, молодежь вечером  веселилась на танцах. Из музыкальных инструментов пользовались популярностью: гармошка, балалайка, гитара. Даже отцы и матери молодых колхозников удивлялись: когда и как те всё успевали делать и работать, и отдыхать.  Старые раны, полученные Иваном Фёдоровичем  в годы гражданской и Великой Отечественной войны, давали о себе знать. В 1948 году не стало, преданного коммуниста, фронтовика и отца семейства. Он даже от пенсии отказался, которую ему назначали, как инвалиду войны. Сказал, что совесть не позволяет в такое трудное время брать даже копейку у государства.
Самые лучшие качества характера отца унаследовали его дочь и сын, а потом внуки, что теперь храбро сражаются с возродившимися фашистами.
 Обычная сельская семья
Своего прославленного деда Иван Васильевич Рубан не знал, ведь тот рано умер (в 1948 году). Сам глава семейства трудился в колхозе «Советская Кубань», потом на предприятии его правопреемнике. Последние пять лет водителем в ООО «Зерно-Юг». В эти августовские дни он участвует в уборке урожая в Мостовском районе. Долго разговаривать он не мог, чтобы работа не стояла. Сказал только, что гордится своими сыновьями Романом и Eгором. Надеется, что скоро СВО завершится нашей победой, и ребята возвратятся домой.
Более обстоятельно удалось поговорить с мамой бойцов, Ниной Григорьевной Рубан (в девичестве Богуславской). Она выросла на хуторе Северном. Отец, Григорий Михайлович, трудился конюхом в хуторском отделении колхоза «Советская Кубань», слыл одним из передовиков социалистического соревнования, даже медалью его наградили. Были у него награды и за участие в разгроме японских милитаристов в сентябре 1945 года. Мама, Виктория Ильинична работала в полеводстве.
В семье было трое детей: две дочки и сын Сергей, что сейчас живет с матерью на хуторе Северном. Дочь Алла живёт с семьёй в Новороссийске, а Нина – в Гришковском. 35 лет назад гостила она в селе у подруги, пошли в клуб на дискотеку, где и познакомилась с будущим мужем. Начали встречаться и поженились. Маленького Рому Иван принял как собственного сына. К обоим сыновьям мать и отец относились одинаково и те не чувствовали себя обделёнными вниманием.
Первое время жили у родителей Ивана. Потом колхоз выделил им отдельный дом. Иван Васильевич работал в колхозе водителем, а Нина Григорьевна – на пекарне, потом в магазине. Последние 10 лет она трудится в краевой больнице, по направлению руководства которой пять лет назад прошла специальные курсы и освоила профессию медицинской сестры.
Мальчишки росли озорниками, любили футбол и рыбалку
Роман на четыре года старше Егора. С детства опекал младшего брата. Оба росли озорниками, любили футбол, рыбалку. Егор увлёкся плаванием. Специального плавательного бассейна тогда в округе не было, осваивал основы этого вида спорта на речке и весьма преуспел. Когда учился в девятом классе, занял второе место на краевых соревнованиях в Геленджике.
Оба после девятого класса окончили училище в Краснодаре и стали автомеханиками. Роман работал по специальности в Краснодаре, а Егор – в Тимашевске, а перед мобилизацией – водителем зерновоза в Новотитаровской.
Срочную службу Роман проходил в танковых войсках в Наро-Фоминске. Егор – в Майкопе, был разведчиком.
Оба получили повестки  в 2022 году, первым Роман в сентябре, через месяц Егор.  К тому времени оба уже обзавелись семьями. Роман с женой Юлией и пятилетним сынишкой Арсением живут в Гришковском. Есть у Ромы и сын от первого брака Гриша, что живет в Андреевской. Егор с женой Еленой, работницей райгаза – в Калининской. У них сын Артём. То, что братья-гришковцы отважные воины подтверждают их награды. У рядового Романа Богуславского медали: «Участника СВО», «За воинскую доблесть» и Жукова. У  сержанта, командира взвода Егора Рубана – ведомственный Знак отличия, медали: «За отвагу», «За службу в разведке» и «За воинскую доблесть».
Счастье, когда сыновья приходят в отпуск
Вот уже который год в доме семьи Рубан по большей части, тихо. Иногда наведываются невестки с внуками. Но настоящий праздник, когда один из сыновей приходит в отпуск: каждый через очередные шесть месяцев. Служат в разных частях, на разных направлениях, не встречаются там «за ленточкой» и дома тоже. Лишь единожды такое произошло и то на считанные часы.
Нина Григорьевна пояснила: «Роман был в очередном отпуске, а Егор ехал за гуманитаркой в Темрюк и заскочил домой ненадолго. То-то был праздник, то-то счастье привалило! Все собрались, даже отец приехал, отпросился с работы».
Теперь они с мужем так и живут - от звонка одного и второго сына до  следующего короткого разговора по телефону. От очередного их отпуска и до новой встречи. А короткие разговоры с сыновьями, что ласковый лучик солнца в пасмурный день. Не вдаются сыночки в подробности – не только потому, что не положено, из соображений секретности, но и чтобы самого дорогого человека не расстраивать. А для матери каждое словечко, что бриллиант в сто каратов, что самая изысканная сладость, что песня напевная русская… Услышит: «Доброе утро, мама!» и весь день греют эти слова, и не иссякает надежда на лучшее. «Только бы скорее всё закончилось! Только бы скорее возвратились сыночки домой!» - эта мысль непрестанно крутится в голове женщины, чтобы она не делала.


 

 


Рецензии