Царь Иван IV Васильевич Грозный 5
Эссе 5
Всесторонняя неустанная государственная деятельность Ивана Грозного давала свои плоды, во всех сферах жизни. И воинская слава той эпохи ярко проявилась в судьбоносной для Руси битве при Молодях.
Вот что говорят Нам с Вами о ней исторические источники.
Почти 450 лет назад в 1572 году произошла величайшая битва христианского мира, определившая будущее евроазиатского континента, если не всей планеты, на много, много веков вперед.
По многим данным исторических источников почти двести тысяч человек сошлись в кровавой шестидневной битве, своим мужеством и самоотверженностью, доказывая право на существование сразу многих народов. Больше ста тысяч человек заплатили своими жизнями в этой битве, и только благодаря победе наших предков Мы с Вами ныне живем мы в том мире, который привыкли видеть вокруг. Тогда народившееся мощное движение мусульманских народов захватило Константинополь, культурную столицу мира, смело на своем пути Византийскую Империю, и в виде могучей Османской Империи безудержно расширялось на запад. В этом сражении решалась не просто судьба Руси и стран Европы — речь шла о дальнейшей судьбе всего хода истории стран европейского континента и Ближнего Востока.
Но спросите любого современного человека: что он знает о битве, случившейся в 1572 году? И практически никто, кроме профессиональных историков, не сможет ответить вам ни слова. Почему?
Потому, что эта победа была одержана «неправильным» правителем, «неправильной» армией и «неправильным» народом. После нее уже минуло четыре с половиной века, а эта победа просто-напросто запрещена в упоминании.
После разорительного для Руси набега 1571 года, когда обходя русские крепости и сбивая малочисленные боярские заслоны, Давлет-Гирей довел до Москвы 100 000 всадников, поджег город, разорил около 40 других городов, угнал в рабство более 60000 русских людей он с богатой добычей вернулся назад в Крым.
Он был уверен, что Русь уже не оправится от такого удара и сама Русская Земля сможет стать его лёгкой добычей. Поэтому в следующем 1572 году он решил повторить поход. Для этого похода Давлет Гирей смог собрать 120-тысячное войско, включавшее 80 тысяч крымцев и ногайцев, 33 тысячи турок и 7 тысяч турецких янычар. Существование русского государства и самого русского народа повисло на волоске.
Этим самым волоском по счастью оказался князь Михаил Иванович Воротынский. Общая численность войск под командованием князя Воротынского составила 20 тысяч 34 человека.
Стратегическое напутствие Воротынскому давал сам Иван Грозный. Прямое противостояние этому набегу было самоубийственно. Способ был один расположится недалеко от «горлышка» стратегического положения крымчаков, около переправы и тогда не разбив русского войска разбойникам было очень затруднительно уйти в Крым с добычей. Но битву надо было навязать в удобных для русского войска условиях. Вот для этого и потребовалась авантюрная атака на крымчаков воеводы Дмитрия Хворостинского.
26 июля 1572 года крымско-турецкое войско подошло к Оке и стало переправляться через неё.
Основные позиции русских войск находились у Серпухова. Здесь же находился и наш средневековый «русский чудо Гуляй-город» (очевидно подобная тактика против конного войска на открытой местности применялась русскими воинами с ведических, дохристианских времен, но тогда не было пушек и пищалей и такого эффекта она приносить не могла), вооружённый пушками и затинными пищалями, отличавшимися от обычных ручниц наличием крюков, которые зацеплялись за крепостную стену с целью уменьшения отдачи при выстреле. Пищаль уступала в скорострельности лукам крымских татар, но имела преимущество в пробивной силе: если стрела застревала в теле первого же незащищённого воина и довольно редко пробивала кольчугу, то пищальная пуля пробивала двоих незащищённых воинов, застревая лишь в третьем. Кроме того, она легко пробивала и рыцарские доспехи. Это было такое военное суперсооружение и супероружие русского войска, против которого у Давлет-Гирея не нашлось способов эффективного противодействия.
Основное войско татар двинулось на Москву, а Воротынский, сняв войска с береговых позиций, двинулся ему вдогонку. Это была рискованная тактика, так как вся надежда возлагалась на то, что вцепившись в хвост татарскому войску, русские заставят хана развернуться для сражения и не идти на Москву. Здесь понятно, что идти на Москву для татар имея в тылу вражескую армию было просто безумием. Главное для русских воевод было выбрать стратегически удобное место для сражения, что и было сделано с блеском.
Крымский арьергард лишь подходил к селу Молоди, и здесь он был настигнут передовым отрядом русских войск под руководством молодого опричного воеводы князя Дмитрия Хворостинина. 29 июля состоялся ожесточённый бой, в результате которого крымский арьергард был практически уничтожен.
После этого произошло то, на что надеялся Воротынский. Узнав о разгроме арьергарда и опасаясь за свой тыл, Давлет Гирей развернул своё войско. К этому времени уже был развёрнут Гуляй-город вблизи Молодей в удобном месте, расположенном на холме и прикрытом рекой Рожаей. Отряд Хворостинина оказался один на один со всей крымской армией, но, правильно оценив обстановку, молодой воевода не растерялся. Быстрым манёвром вправо подвёл врага под убийственный артиллерийско-пищальный огонь гуляй-города и «многих татар побили».
В Гуляй-городе находился большой полк под командованием самого Воротынского, а также подоспевшие казаки атамана Черкашенина. Началась затяжная битва, к которой крымское войско было не готово.
Здесь требуется пояснение. Давлет-Гирей двинул свои войска по приказу Султана, а турки и янычары там были не только военной силой, но и руководителями и надзирателями за татарами. Крымчаки сильны были своей мобильностью, неожиданностью разбойничьих налетов, а к регулярным боевым действиям плохо приспособлены и это сыграло свою решающую роль. К тому же успешность набегов ордынцев оценивалась количеством захваченной добычи и угнанных рабов. И если просто добыча была невелика, то набег считался неудачным. А тут не только добычи не было, но и были потеряны свои обозы и практически все войско. Этим объясняется ожесточенность крымчаков в сражении, для них на кону стояла не просто победа или поражение, а убийственная масштабная катастрофа и потеря доверия Султана.
Тем самым в результате битвы при Молодях и предыдущих сражениях Руси с Ханствами Османская Империя исторически потеряла своих сателлитов Казанское и Астраханское Ханства и получила обескровленное Крымское Ханство. А это отодвинуло неминуемую непосредственную войну с нарождающейся Русской Империей на более поздний срок. Таково геополитическое значение битвы при деревне Молоди.
2 августа Давлет Гирей вновь послал своё войско на штурм. Крымский хан принял неожиданное решение – он приказал коннице спешиться и атаковать гуляй-город в пешем строю совместно с янычарами. Лезущие татары и турки устилали холм трупами, а хан бросал всё новые силы. Подступив к дощатым стенам гуляй-города, нападавшие рубили их саблями, расшатывали руками, силясь перелезть или повалить, «и тут много татар побили и руки поотсекли бесчисленно много». Уже под вечер, воспользовавшись тем, что враг сосредоточился на одной стороне холма и увлёкся атаками, Воротынский предпринял смелый манёвр. Дождавшись, когда главные силы крымцев и янычар втянутся в кровавую схватку за гуляй-город, он незаметно вывел большой полк из укрепления, провёл его лощиной и ударил в тыл татарам. Одновременно, сопровождаемые мощными залпами пушек, из-за стен гуляй-города сделали вылазку и воины Хворостинина. Не выдержав двойного удара, татары и турки побежали, бросая оружие, обозы и имущество. Потери были огромны – погибли все семь тысяч янычар, большинство крымских мурз, а также сын, внук и зять самого Давлета Гирея.
В Крым возвратилось не более 10 тысяч воинов.
Потерпев поражение в Битве при Молодях, Крымское ханство потеряло при этом почти всё мужское население и на 20 лет набеги на Русь прекратились.
Остается ответить только на один вопрос: почему судьбоносная для Руси, Русской империи славная битва при Молодях совершенно не известна Нам с Вами.
Согласно высочайшему указанию воцарившегося после Петра Великого имперского абсолютизма, эпохе строительства Русской расовой Империи и Ивану Грозному было назначено быть плохим и Карамзин и последующие историки уже придерживались придворного этикета, показывая Нам с Вами кровавого тирана и изверга Грозного Царя, его плохое государство и правление.
А далее, исторически, Царь Михаил Федорович Романов вынужден был отдать шведам побережье Балтийского моря и выходы к Ладожскому озеру. Царь Алексей Михайлович Уложением 1649 года ввел наследственное крепостное право, лишив промышленность и сибирские просторы вольных работников и переселенцев. При Императоре Петре Великом была сломана созданная военным Гением Ивана IV Грозного армия и уничтожена, созданная его же Гением, военная промышленность, снабжавшая оружием всю Европу (одни только Тульско-Каменские заводы продавали на запад в год до 600 орудий, десятки тысяч ядер, тысячи гранат, мушкетов и шпаг). Такова была судьба великого наследия Царя Ивана IV Васильевича Грозного и наша история.
Свидетельство о публикации №225112901652