Навигатор
Но то не про Назара – старик всегда рад меня видеть. Поэтому я не сильно озаботился позвонить накануне очередных выходных. А, как выяснилось, это очень зря – света в доме Назара не было, и на воротах висел большой амбарный замок.
Я достал смартфон и набрал знакомый номер:
— Назар, а ты где? Я тут с гостинцами заморскими, а тебя нет…
Голос в трубке смущенно пробормотал:
— Да я, Веня, у троюродной племянницы на дальнем кордоне, на свадьбе. Сам понимаешь, хоть и на седьмой воде, но все ж родня…
Сделав паузу, старик продолжил:
— Я ж хотел, было, сегодня вернуться – знал, что ты приедешь, так, сам понимаешь – не отпускали долго… В общем, когда добрался до автостанции, автобус последний уже ушел как пять минут… Неловко получилось, согласен...
— Так если ты домой настроился, давай я тебя заберу! — предложил я. — Только скажи куда ехать…
Первые двадцать километров я пролетел – не заметил. А дальше возникли проблемы – навигатор стал подвисать и запинаться: «Через… пятьсот… метров… поверните… на…» — и замолк.
Оказалось, что в тех краях, как потом выяснилось, стоит какая-то секретная часть. И глушит она все эти GPS сигналы, чтобы запутать «потенциального противника».
Съехал на обочину. Кругом — ни души. Дорога раздваивается, и обе грунтовки на вид одинаковые, ухабистые – куда дальше непонятно.
Поискал в машине карту. Хотя понимал, откуда ей быть, если лет десять уже как по навигатору везде…
Вышел. Закурил. Прошелся вдоль машины… Потом еще метров двадцать вперёд… И, о чудо - на покосившемся столбе разглядел ржавую табличку: «Кордон Лесной».
Стрелка-указатель, кривая такая, еле видимая, показывала направо. Вроде Назар в разговоре кордон упоминал. Решил рискнуть.
Поколесив ещё с полчаса, вспоминая указания старика, я увидел вдалеке на завалинке у освещаемой хлипким фонарём автостанции знакомый профиль.
— Я уж думал, случилось что, — только и сказал Назар, устраиваясь на переднем сидении...
— Нет, всё нормально. Только вот навигатор подвёл, - ответил я, выезжая на грунтовку…
На обратном пути, уже наученный горьким опытом, я в оба глаза выискивал знакомые места — высокую сухую сосну, разбитый километровый столб...
Назар молча глядел в окно. А потом негромко сказал:
— Вот видишь, Веня, как человек с навигатором уподобляется щепке в реке. Плывёт себе, не думает, куда течение несёт. А как сигнал пропадёт — так и закружит, и на мель выбросит... Голова-то своя есть, да мало кто её пользуется...
Мне ничего другого не оставалось, как только кивнуть в знак согласия.
— Раньше-то, — продолжал Назар, — мужик в лес без зарубок не ходил. В степи по солнцу и звёздам путь держал. Не в железной коробке - в голове у него карта была. А нынче… Случись что — пропадёт народ, как те щепки. Потому что отвык на себя надеяться. Ищет, кто бы ему путь указал, а ещё лучше - под ручку провёл.
Он помолчал, а потом добавил уже совсем тихо, больше для себя:
— И не только в дороге это. И в жизни так же. Ищут, кто бы за них решил, подсказал, куда свернуть… А потом оглянуться не успеют и сами не поймут, как в эту глушь попали и как теперь из неё выбираться…
Подъехав к дому Назара, я выключил зажигание и пока старик возился с замком, сидел в полной тишине, глядя на тёмный экран своего навигатора.
А ведь он прав: избаловались мы с этими навигаторами – самостоятельно и шагу ступить не можем. Получается, что он как костыль. Вроде помогает быстро идти, но только пока под рукой. Убери его и всё – встал на месте или ковыляешь кое как.
А жизнь то - дорога быстрая. Надо за ней успевать.
Но это возможно, только если опираешься на свои ноги, а не костыли. Тогда и шаг уверенный, и направление понятно…
Я вышел из машины и пошёл к калитке твёрдой походкой, будто проверяя, на что ещё способны мои собственные ноги.
Свидетельство о публикации №225112901756