Очень важные слова
На серебряной Свадьбе моей старшей дочери получила я от неё заслуженный упрек:
- Из-за тебя мамочка я чуть было не осталась старой девой!
Услышав претензию из уст пятидесятилетней дочери я сразу вспомнила и поняла о чём шла речь.
В середине своей супружеской жизни. Загруженная работой и заботами по дому, я стала искать «Корень зла» в своей сложной и напряженной жизни. Тогда работала я в университете. Общалась очень часто с преподавателями, которые когда-то учили меня на самом трудном, но самом лучшем (с моей точки зрения) радиофизическом факультете университета.
Пришла ко мне в те времена одна из преподавательниц, которая отличалась от меня по возрасту не более, чем на десять лет.
После обсуждения рабочих моментов, наше общение перешло на темы «девичьи». Я пожаловалась тогда Светлане Ильиничне, что общение с моим мужем, не смотря на то, что живём мы уже второй десяток лет, похоже на разговоры двух инопланетных существ.
Несколько неожиданно для меня Светлана с энтузиазмом меня поддержала.
- А скажите-ка, Лена, Ваш муж учился вместе с Вами?
- Нет, он – строитель. Закончил ГИСИ, - объяснила я.
- Вот в этом и кроются все Ваши проблемы, - сделала заключение Светлана Ильинична.
- Чтобы было в жизни полное понимание с мужем, надо выходить замуж за своего однокурсника! – высказала она свою точку зрения. И пояснила:
- Я вот замуж вышла за выпускника радиотехнического факультета Политехнического института. Казалось бы, родственные специальности. В одной компании общались! А как начнём с мужем обсуждать семейные проблемы, понимание на нуле. Говорим, как на разных языках.
- Смотрю на своих однокурсниц, которые вышли замуж за выпускников радиофизического факультета университета и завидую «белой завистью»: говорят на одном языке, понимают друг друга с полуслова или вообще без слов.
- Замуж надо выходить только за однокурсника! – сделала окончательный вывод Светлана Ильинична.
Весь день я находилась под впечатлением «важного» разговора. Раздумывала над своими «семейными проблемами» и начала склоняться к мысли, что надо было выходить замуж за радиофизика.
Кому мы взрослые люди больше всего желаем достичь в жизни большего, чем есть у нас! Конечно, своим детям! В то время, старшая дочь моя была уже подростком: пятнадцать или шестнадцать лет ей в то время исполнилось, не помню. Училась она в старших классах.
Младшая дочь на пять лет моложе. Ещё – малышка, несмышлёныш!
Позвала я свою старшую дочку для «серьёзного разговора». Пытаюсь научить дочку избежать в жизни «моих ошибок».
Дочь хорошо училась в физико-математической школе. Дружный класс! Замечательная классная руководительница.
Мои «поучения» дочери выглядели примерно так:
- Учишься ты доченька в Хорошей школе. После школы надо будет идти учиться только в Университет им. Н.И. Лобачевского. Это – самый лучший ВУЗ в нашем городе. Самый лучший факультет в ГГУ – радиофизический! Замуж выходить надо тоже за радиофизика! Ты же уже большая, видишь, как нам с папой трудно бывает понять друг друга. Чтобы у тебя в Семье было полное понимание и единодушие, замуж – только за радиофизика!
Вот так несколькими неосторожными фразами запрограммировала я свою дочь на её будущую Жизнь!
В день сдачи дочерью первого экзамена при поступлении в университет с удовольствием узнала, что она подала документы на радиофизический факультет ГГУ. Это при том, что все ребята из их очень дружной компании вместе отправились поступать на факультет ВМК, за исключением одного мальчика Илюши, который вырос в семье потомственных врачей и не мог предать Семейные традиции.
Компания моей старшей дочери была очень интересной с точки зрения состава: четыре девочки и около десяти – мальчиков. Небольшое количество девочек не мешало интересному общению и даже выбору со временем «вторых половинок».
Три девочки выбрали себе в мужья ребят из их компании. Моя дочь, именно из-за того, что постоянно общалась со своими бывшими одноклассниками, на радиофаке не обзавелась ни поклонником, ни суженным. Этот факт к пятому курсу её обучения стал меня напрягать, как маму.
Правда я предполагала тогда, что виной к непонятному для меня «одиночеству» девочки, которая постоянно находится в компании, где мальчиков намного больше, чем барышень, является тайное предпочтение моей дочерью мальчика, который выбрал другую девочку из их же компании.
Если оценивать объективно, дочка была симпатичной девочкой с хорошей фигурой. Умной и воспитанной в благополучной семье. Но в жизни «Не по хорошу мил, а по милу хорош»!
Ребята из компании, которым не «достались» свои девочки стали вводить в неё своих знакомых подружек с других факультетов и даже ВУЗов. Круг друзей расширялся. Ребята начали жениться. Меня настораживало и удивляло «стойкое одиночество» моей дочки.
Все изменилось к концу пятого курса.
В советские времена было очень трудно установить домашний телефон. Тогда не было сотовых телефонов, а домашние телефоны стояли совсем не в каждой семье. Особенно, если живешь в старом доме, в самом центральном районе города. Мы с мужем стояли в очереди на домашний телефон ровно двадцать один год.
В нашей семье воспитывались трое детей и жила престарелая мать мужа. Ходить к соседям или на улицу в телефонную будку автомат, чтобы вызвать скорую помощь свекрови или детского врача заболевшему ребёнку – маленькое «удовольствие». Но домашний телефон нам не устанавливали год за годом. Это при том, что муж мой будучи строителем в тресте «Промстрой» построил две АТС (автоматические телефонные станции) для телефонной сети города от котлована до сдачи.
Когда к нему обратился в руководитель Нижегородского филиала ПАО «Ростелеком» в 1995 году о строительстве ещё одной АТС в нашем Нижегородском районе, в самом начале улицы Ковалихиной, я уговорила мужа отказаться от этого объекта, пока не найдётся техническая возможность установить в нашей квартире домашний телефон. В то время строительство не регламентировалось Государством. Это уже было перестроечное время.
СМУ, которое в то время возглавлял муж, могло само решать, какие объекты будет строить. Муж сходил на приём к руководителю Ростелекома и объяснил, при каком условии возьмётся за этот объект. Ему тоже показалось обидным, что после того, как он построил этой организации четыре объекта, они не захотели поощрить его работу установкой домашнего телефона. Услышав очередной отрицательный ответ, он отказался от этой стройки.
Заказ отдали другому управлению. Но АТС – сложный строительный объект. Кроме того, возникли сложности со строительством. Чтобы освободить площадку для стройки возникла необходимость в переносе электроподстанции, которая была расположена прямо в середине участка застройки. От неё питались несколько близлежащих домов.
После безуспешных попыток передать строительство АТС другим управлениям к моему мужу обратилась представитель Администрации города. С тех пор прошло несколько десятков лет, но я до сих пор помню фамилию сотрудника, женщины, которая умела не только просить, уговаривать, обещать и ВЫПОЛНЯТЬ свои обещания.
Замечательное качество для человека, который занимает высокое должностное положение!
Нижегородский район нашего города – самый старый и в то время был крайне необеспеченным домашними телефонами. В очереди, так же и как наша семья в очереди стояли многие и очень давно.
Узнав по какой причине мой муж отказался от строительства АТС, Макарова (пусть извинит меня эта достойная женщина за то, что я не помню её имя и отчество) пообещала моему обиженному на руководителя ПАО Ростелеком мужу, что если он согласится взяться за строительство АТС на Ковалихиной и решит все технические проблемы по переносу подстанции с учётом жалоб местных жителей, то она гарантирует, что домашний телефон нам установят.
Она оказалась человеком дела!
В течении двух недель, с момента встречи и договорённости между Макаровой и моим мужем, домашний телефон появился в нашей квартире!
Да, телефон работал с помощью блокиратора. Многие сейчас не знают, что это такое. В квартире устанавливалась такая «коробочка» - разделитель частоты. У нас был домашний телефон с номером, отличающимся на единицу от номера телефона наших соседей, но абоненты соседей не попадали на наш номер. Просто, когда телефоном пользовались соседи, то мы не могли звонить (не было гудка).
Когда звонили мы или к нам, то звонить не могли соседи. Правда, критических ситуаций с наличием блокиратора не возникло ни разу. Соседи жили в квартире под нами. В случае острой необходимости всегда можно было спуститься или подняться на этаж и попросить «положить трубку телефона».
Раньше домашними телефонами пользовались чаще всего «по делу», а не для общения. Общаться предпочитали ЛИЧНО.
Весной 1995 года, моя дочь училась на последнем курсе радиофизического факультета ГГУ. Хорошо училась. Наступило время преддипломной практики. На практику я пристроила её в НИИИС. Посодействовала ей в этом моя близкая подруга.
Вечером после работы и после учёбы дочерей, сын тогда уже жил отдельно, в нашей квартире раздался неожиданный телефонный звонок. Младшая дочь поднимает трубку и послушав абонента зовёт к телефону старшую. Звонят ей! Та в полнейшем недоумении подходит. Она только что рассталась с друзьями из своей компании и звонка не ждала.
Её удивлённый голос хорошо прослушивается с нашей кухне, в которой только что мы закончили ужинать. Учитывая удивление дочерей я внимательно прислушиваюсь к разговору.
Дочь кому-то говорит:
- Да, я помню Вас.
- Нет, у меня свои друзья и своя компания. Я не хожу на прогулки с незнакомыми!
- Нет, мы ходим в кино и на концерты своей компанией.
- Нет, я не могу…
И вдруг слышится ошарашенное:
- Что? Вам продиктовать, чтобы сумели записать или запомните так?
Затем дочь понижает голос до тихого шёпота, что-то диктует в трубку. Затем прерывает разговор и удивлённо смотрит на нас с младшей дочерью. Затем проговаривает иронично.
- Скоро к нам придёт непрошенный гость!
И действительно, приблизительно в течении часа раздаётся дверной звонок и появляется совершенно «незнакомый нам мальчик». Скорее не мальчик, а молодой интересный мужчина. Крупного телосложения. Выше дочери на полголовы и явно её старше.
Мы поздоровавшись скрываемся в удивлении каждая в свою комнату, а старшая дочь повесив верхнюю одежду странного гостя в шкаф в прихожей приглашает его на кухню, чтобы поговорить без свидетелей. Учитывая, что в то время мы жили впятером. Всё равно в нашей стометровой немаленькой квартире трудно найти укромный уголок.
Благо кухня – 13 кв. м., вполне может сойти на кухню-столовую по современным меркам.
Таким образом, я увидела впервые своего будущего старшего зятя.
Дочка пообщалась с гостем, они говорили в вполголоса и нам с младшей дочерью, «умиравшим от любопытства» не удалось ничего услышать. Затем парочка отправилась на прогулку. По-видимому, сумел молодой человек убедить нашу девочку с характером «пойти на прогулку с незнакомцем». Он явно был не из компании одноклассников дочери, всех членов которой мы очень хорошо знали ни один год.
Вечером после возвращения с прогулки, дочь пояснила, что странный гость работал вместе с моей подругой в НИИИСе. Именно она дала ему номер нашего домашнего телефона по его настойчивой просьбе. До того, как тот пришёл к нам домой незваным гостем, он видел Машу всего один раз, когда увольнялся из НИИИСа и устроил чаепитие для бывших сослуживцев.
После отказа дочери встретиться с ним, сходить погулять, в кино или кафе настойчивый "кавалер" потребовал озвучить домашний адрес и заявил, что раз она не ходит с ребятами не из своей компании "НИКУДА", то он готов придти к ней в гости домой. Это будет совершенно безопасно для Маши.
Оторопев от такой наглости молодого человека его продиктовала.
Я до сих пор предполагаю, что у моего будущего зятя был опыт в общении с девушками и его более зрелый возраст. В то время ему было полных двадцать восемь лет.
В первый день своей преддипломной практики Маша случайно попала на это прощальное чаепитие.
Андрей оказался на пять лет старше дочери. Закончил радиофизический факультет университета на три года раньше Маши, так как после первого курса ГГУ отслужил два года в Армии. Было такое время в университете, когда даже с факультета, на котором была военная кафедра забирали в Армию.
Маша с Андреем встречались в течение полугода. Одним поздним вечером, уже после традиционного семейного ужина парочка, застав меня с мужем за вечерним чаем на кухне «попросила аудиенции».
Андрей обращался прежде всего к моему мужу, так как по рассказам нашей старшей дочери знал, что главным в нашей семье является он. Как бы не казалось со стороны людям, которые не имели представления «о порядках в нашей семье». Обратившись к мужу по имени отчеству, Андрей попросил:
- Разрешите, пожалуйста, нам с Машей снять квартиру и пожить вместе. Мы встречаемся полгода, но за это время нам не удаётся встречаться чаще, чем раз в неделю. Это совершенно недостаточно, чтобы хорошо узнать друг друга. Трудно встречаться, когда мы живём так далеко друг от друга: Вы – в Центре города; я с родителями – в Щербинках.
- За эти полгода я почти десять раз добирался от Вашего дома пешком до своего, а это – тринадцать км. Транспорт так поздно уже не ходит. Правда несколько раз за это время меня подвозили на патрульной милицейской машине. Ребята меня запомнили и зная, что я возвращаюсь со свидания от дома девушки иногда меня доставляли до дома.
- Я, как мои родители, хотел бы жениться один раз и на всю жизнь. Сейчас папа и мама уже отметили тридцатилетие супружеской жизни… Мы ждём Ваше решение.
Дочка подавленно молчала. Только краснела и бледнела, стараясь угадать реакцию отца.
На тот момент наша старшая дочь разменяла 24-ый год. Она успешно закончила радиофизический факультет университета. Среди своих одноклассников и однокурсников (более 60 процентов студентов мужского пола) так и не нашла свою «вторую половинку». Помимо своих друзей встречалась лишь с Андреем. Учитывая вышеизложенное я высказала своё положительное мнение.
- Ну, раз мама не против, то мне придётся согласиться, - выдавил из себя недовольно мой муж и одновременно очень строгий папа моих детей.
Хочу пояснить свою мысль. Мои дети всегда считали отца очень строгим, хотя до самой своей смерти он никого из них не наказывал физически. Ремень, шлепки по попе, стояние в углу – не были методами воспитания детей в нашем доме.
Зато, когда я не справлялась с тем, чтобы заставить ребят выполнить какие-то домашние обязанности, мне было достаточно заявить, что я пожалуюсь папе, когда тот придёт с работы.
Сразу же чудесным образом, у сына находилось время, чтобы отнести сумку с постельным бельём в прачечную; старшая дочь становилась к гладильной доске; младшая – бежала на кухню убрать и помыть грязную посуду после обеда и т.д.
После положительного «вердикта» мужа разрешение на совместное проживание ребят стало «утверждённым» и реализованным. Правда до самого смертного часа мой муж переживал, что прежде чем пожениться, наша старшая дочь целых полтора года жила «в грехе» со своим будущим мужем.
Не знаю расстались бы ребята, если бы мы тогда не разрешили им пожить вместе. Как известно: «История не терпит сослагательного наклонения».
Они оформили свои отношения летом через полтора года совместного проживания. За это время моя дочь научилась готовить, вести совместное хозяйство и очень хорошо изучить характер своего будущего супруга.
В настоящее время они вместе около тридцати лет; в официальном браке более двадцать восьми. У них две взрослые дочери, которые получив высшее образование уже работают.
Но в день своей Серебряной свадьбы, когда я помогала дочери накрывать праздничный стол, услышала я те самые слова, которые прозвучали для меня обидным упрёком:
- А знаешь, мамочка, из-за твоих слов я чуть было не осталась «Старой девой»!
И далее последовало горькое пояснение.
- Ты мне внушила, что «учиться можно только на радиофизическом факультете в ГГУ и замуж нужно выходить только за радиофизика».
Конечно, я помнила свои советы дочери, но не подумала, что она примет их, как «руководство к действию». Что она «запрограммирует себя». Может быть, просто мои слово легли в благодатную почву? Ведь моя вторая дочь знала мою точку зрения, но поступила на механико-математический факультет и замуж вышла за своего одноклассника, выпускника Политехнического института.
Тогда, я поняла главное: нужно быть очень аккуратным, когда пытаешься «внушить» что-либо человеку! Можно неосторожным Словом нацелить его на недостижимое! Искалечить Жизнь и изменить Судьбу!
Свидетельство о публикации №225112901897