Лифт или лестница

В послании Филиппийцам есть красивая перекличка третьей главы со второй. В третьей главе Павел выражает такое желание: «стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус» (ст.12). А во второй главе описано, как Христос стремился к Павлу. Середина третьей главы показывает, как именно Павел стремился достигнуть Иисуса – отказываясь от ценностей иудаизма, восходя от земного к небесному, ради Христа отрекаясь от всего, что для него было ценно. А середина второй главы описывает, как Иисус достиг Павла: с небес сошел на землю, отказавшись от того, что имел на небе.

Вторая глава идет раньше третьей, и сначала Христос проделал Свой путь к Павлу, а затем Павел пожелал достигнуть Иисуса, как Иисус достиг его. Здесь можно было бы остановиться, и у нас перед глазами уже была бы красивая картинка взаимно направленных векторов. Проблема в том, что в этой метафоре не хватает очень важной детали, и без этой детали эта картинка будет антиевангельской, хотя многие проповеди остаются в русле этой схемы. Найдите недостающий элемент – что надо дорисовать или уточнить в схеме из двух стрелочек? Ответ в тексте.

Итак, схема номер один, ошибочная: сверху вниз спускается большая стрелка – это Иисус из Фил.2, и ВДОЛЬ нее вверх поднимается тонкая стрелка – это Павел из Фил.3. Схема номер два, евангельская: сверху вниз спускается большая стрелка – это Иисус из Фил.2, и ВНУТРИ нее вверх поднимается тонкая стрелка – это Павел из Фил.3. Павел говорит об этом: «найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его» (ст.9-10).

Когда хочешь что-то спрятать, положи это у всех на виду – это я усвоил из множества просмотренных и прочитанных в детстве детективов. Павел не хочет спрятать учение о нашем союзе со Христом, но из-за того, что он постоянно об этом твердит (фраза «во Христе» повторяется у него десятки, если не сотни раз), мы перестали замечать это выражение.

Кстати, знаменательно, что в наших проповедях, евангелизационных трактатах, песнях идея «Иисус входит в мое сердце» встречается чаще, чем «Я вхожу во Христа и пребываю в Нем». Обе идеи библейские, но первая более человекоцентричная, а вторая более христоцентричная и встречается в Новом Завете несоизмеримо чаще первой.

Когда-то, изучая послание Ефесянам с подростками, я позаимствовал у Алексея Муравьева такую иллюстрацию. Вырезал из бумаги человечка и положил его в Библию. Показываю подросткам и говорю: «Где человечек находится?» Отвечают: «В Библии». «Это правильно. А в комнате он находится?» Отвечают, что да. Но всем видно, что он сначала в Библии, потом в комнате.

Дальше объясняю: вот так ефесяне находились сначала во Христе, а потом в Ефесе (см. Еф.1:1). Так мы с вами сначала христиане, а потом студенты или работники, сыновья или дочери, граждане и т.д. Еще можно развить иллюстрацию: человечек может только головой быть в Библии. Или только одной частью тела. Так наше пребывание во Христе может быть неполноценным. «Найтись в Нем» – это значит, что мы поднимаемся на небоскреб спасения не по лестнице прекрасных дел и личных достижений, а в лифте благодати, «в Нем», в Иисусе. «Не со своей праведностью». «Иисус есть путь, истина и жизнь». А мы люди пути. Все путем.

Без скафандра мы погибнем на Луне за минуту, а в скафандре сможем ходить и работать в этой неуютной и безжизненной среде. Так вне Христа мы не способны жить по Слову и соблюдать заповеди, а в Нем и по Его благодати это становится естественным. Когда мы вываливаемся из скафандра, когда выскакиваем из лифта благодати – через время начинаем задыхаться на лестнице самоправедности. И если христианство нам не в радость, если на пути святости у нас постоянная одышка, может быть, это из-за того, что мы не во Христе? Непутевые…

29.11.2025


Рецензии