Вешние воды и прочие дачные стихии

(Продолжение саги об одесской девочке)

Мелкие недостатки

Пришла настоящая весна 2009 года. Хотя в самом деле пошёл двадцатый год нашего хозяйничанья на даче, она мало изменилась с того далёкого 1990-го года. Хозблок по-прежнему зиял окошком без рамы и стекла, и настоящего пола там всё так же не было, под ногами угрожающе прогибался оргалит. В хозблоке пилы, шланги, корзины и косилки висели на качающихся палках, временно (!) просунутых под кровлю. Внизу ногу некуда было поставить из-за трёх велосипедов, старой этажерки с гвоздями и ящиками с инструментами, но главное – из-за трехэтажных антресолей, на которых покоились забытый виндсерфер, останки так и не состоявшегося абиссинского колодца, огромная упаковка с летней беседкой, две палатки Лизы и Пети, старая паяльная лампа и ещё один ящик для садовых инструментов.  Лопаты и грабли коварно бросались под ноги.

Переведу дух и продолжу. А под антресолями уже несколько лет лежали неподъёмные мешки с сухой смесью «Ротбанд», которые зять Лёня приволок, когда я попросила его купить небольшой пакет сухой смеси, чтобы, наконец, оштукатурить печную трубу в мансарде. Туда же он сгружал мешки с древесным углем для мангала. И уж совсем невозможно было зайти внутрь, чтобы взять стремянку, когда там ночевала большая садовая тачка.

Поставленный лет восемь тому назад забор (создание армян Миши и Гриши) опасно накренился в сторону канавы и держался только с помощью подпорок, а въездные ворота просели и открывались с большим трудом, скрежеща по щебёнке. Веранда 1.8х3.0 м, поставленная на столбиках предприимчивым Василь Васильичем в 1991 году из брёвен и рам разобранной армейской казармы, тоже накренилась, из-за чего стёкла в нескольких квадратах треснули, а одно – вообще вывалилось. Я временно (!) затянула эту раму плёнкой, но за прошедшие четыре года плёнка растрескалась, и зимний ветер унёс её куда-то. Но благодаря голубенькой занавеске, изнутри этого почти не видно.

    … и крупные достижения

Усилиями дочери и зятя (Леры и Лёни) на участке появились дорожки и площадка для машин. Работа была серьёзная, и Лёня купил большую красную бетономешалку с электромотором. Под цементные плитки была положена подушка из песка и щебня, на неё наливался раствор и укладывались плитки. С боков делалась опалубка и щедро укладывался бетон, чтобы плитки не расползались. Приходится признать, что с появлением плиток облик участка очень изменился в лучшую сторону. Теперь, когда на участке стояла вешняя вода, к домику и к хозблоку можно было пройти по дорожке, да и машину поставить на замощённой площадке.

Сказочное благоустройство

К майским праздникам вода обычно ходила  в землю и  можно было подновлять газон. Как-то Лёня купил огромный мешок семян газонной травы и рассевал их по участку, вышагивая, как крестьянин-сеятель на старых советских деньгах. Когда часть травы вымокала, он заботливо подсевал проплешины. Он же купил газонокосилку «Boch», производительность которой гораздо больше нашей старой косилки с леской.  С этим Бошем я дружу до сих пор. Он натужно ревёт, из прежних деталей остался только заводской корпус, но этот прилежный немец продолжает рубить уже не аккуратную газонную травку, а жёсткий отечественный бурьян.

Знаменитый пудр-клозет сменился биотуалетом, заботу о котором взяла на себя Лерочка (удовольствие не намного приятнее, чем мои хлопоты с опорожнением ведра, простите, пудр-клозета). Заботами новой председательницы Анны Николаевны Багановой, сменившей никчёмного Казакова, была заложена 200-метровая артезианская скважина с водонапорной башней и проложены пластиковые трубы в каждый двор. Ушли в прошлое наши выезды за питьевой водой и суматошная беготня с вёдрами и шлангами в те полчаса, когда раз в неделю по дырявым наружным трубам подавали поливную воду из пруда. Правда, теперь особо поливать нам нечего: нет уже ни теплиц, ни грядок с огурцами, салатом, редиской и морковкой, ни плантации клубники (а было 180 кустов когда-то!).

Впрочем, я забыла, что всё-таки надо поливать нашу гордость, наш газон, плюс пятнадцать кустиков клубники, а еще цветы и зелёный горошек, который мы с Петей обязательно сажаем на грядке размером 30х80 см. В немногие жаркие дни Петя и Лиза устраивали водяную феерию, гоняясь друг за другом со шлангом. Под струю попадали и счастливые родители.

Над кухонной раковиной появился проточный водогрей, к которому Лёня подвёл воду из нержавеющего куба. Куб этот Лёня в прошлом году с риском для жизни подвесил снаружи над окнами, а воду в него надо время от времени наливать из нашего водопроводного колодца (два бетонных кольца с чугунной крышкой) по белым металлокерамическим трубкам.

С новым сезоном, с новым потопом!

Итак, в конце апреля мы приехали на дачу на «Матизе», взяв с собой Петю. Он сначала пренебрежительно отнёсся к незнакомому маленькому автомобилю, но потом согласился, что это тоже настоящая машина. При разгрузке багажника, Пете было поручено нести пакет с молоком. Он первый выскочил из машины и на радостях весело раскрутил пакет над головой, так что, выйдя из машины, я обнаружила на дороге большую белую лужу. Покаянный вид Пети объяснил мне её происхождение.

Зайдя во двор, мы увидели, что домик окружён водой, по которой плавали остатки сугробов. Петя тут же радостно форсировал водную преграду и разбил полярный лагерь на айсберге. Нам пришлось надеть сапоги и снимать его с айсберга, который отдрейфовал на недоступную для Петиных ботинок глубину. Потом мы топили печку и сушили Петину одежду. Наш двадцатый дачный сезон начался. Ничего другого полезного делать было нельзя. Напились кофе из термоса с бутербродами и поехали домой к разочарованию Пети.

Опять рвануло, опять чиним

Через неделю вода сошла и пришла пора заняться хозяйством. Первым делом проверили, есть ли вода в трубах. Когда открыли вентиль в колодце, из замечательных белых труб и кранов во все стороны брызнули фонтаны: они треснули от морозов, как и в прошлом году. Приехал на своём огромном красном мотоцикле «Хонда» Лёня, затянутый в чёрную кожу, в шлеме, с бронёй на лице, на груди и на спине, в крагах и перчатках. Он слез с мотоцикла и кавалерийской походкой в раскоряку вошёл в калитку. Под шлемом у него оказался тесный подшлемник, из которого торчали нос, губы и сдавленные в щёлочку глаза. Видно, дорога трудно далась нашему зятю, потому что он шумно выдохнул «Уф-ф-ф!» и выразительно покрутил головой.

Слегка отдохнув и выпив чаю с любимыми буритами, Лёня, наш главный водопроводчик, кляня несносную дачу, поехал в струнинский магазин стройматериалов и купил новый комплект трубок и кранов. Потом он поставил высокую лестницу и, прижавшись к стене, стал чинить своё детище. Лерочка сочувственно ассистировала ему. И вот, есть вода!

Весна быстро набирала обороты. Цветут крокусы, синий мышиный гиацинт, лиловые примулы. На высоких ножках красуются розовые соцветия бадана. По зазеленевшему газону по-хозяйски ходит пара скворцов, в сторонке деликатная трясогузка, ловко подпрыгнув, ловит мушку. Когда я начинаю рыхлить землю, она вертится неподалёку, чтобы поохотиться на потревоженную земляную мелочь. Я рада, что она простила мне прошлогоднюю обиду, когда я, обрезая наш дикий виноград, нечаянно разорила её гнёздышко с яичками под крышей веранды. Вова топит печку, Лерочка проветривает постели и отмывает кухню от мышиного помёта. А Петин голос уже слышен где-то на улице, где команда юных велосипедистов носится по улицам кооператива, немилосердно забрызгивая себя грязью из луж.

Дачный вариант юбилея

За всеми этими заботами я совсем забыла об одной интересной дате: к 4 июня 2009 года мы с Вовой прожили вместе ровно пятьдесят лет, потому что 4 июня 1959 года мы с ним, долго не раздумывая, поднялись по крутой деревянной лестнице на второй этаж ветхого Болшевского поселкового Совета и расписались в книге записей актов гражданского состояния.  По этому поводу  12 июня 2009 года и в связи с приближающимся днём рождения главы семейства был устроен приём на лужайке нашей дачи с поеданием шашлыков и  клубники.  У мангала наш заслуженный костровой Петя  большим веником раздувал угли и брызгал на мясо из спецбутылки.

Радостно было нам смотреть на нашу поросль: шутка ли, в пятьдесят девятом нас было двое, а сейчас за столом сидело, тостовало и веселилось одиннадцать человек! Честное слово, пятьдесят лет тому назад мы ничего такого не предполагали, просто нам не хотелось расставаться после занятий в парашютном кружке, а получилось вот такое....

Продолжение следует.


Рецензии
Хорошие теплые воспоминания. Больше всего понравилось, что вас стало одиннадцать.

Зура Итсмиолорд   02.12.2025 18:31     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Зура! Да, это обрастание родными людьми - удивительное и приятное свойство нашей жизни. Есть на кого изливать заботу и любовь и получать ответную приязнь, эту потребность женщины. Пока записки ждали публикации, нас стало уже тринадцать. Благодарю вас за отзыв. Думаю, вам понравились бы мои рассказы о детстве, о войне. Загляните, пожалуйста в сборник "Сага об одесской девочке. Часть первая". Там тоже нет ничего придуманного. С симпатией и добрыми пожеланиями

Маргарита Головатенко   03.12.2025 12:49   Заявить о нарушении