010 Культура как смысл творчества и свободы
Анри Бергсон – (Bergson, Henri) (1859–1941) французский философ, представитель философии интуитивизма и «философии жизни», обосновал необходимость «критики культуры» с целью выхода из плена символических измышлений, символически-абстрактного способа мышления для того, чтобы достигнут абсолютного знания.
Бергсон, выдающийся французский философ 20 в., создатель философской теории творческой эволюции, впервые были высказаны им в его лекции о «творческой эволюции» в Коллеж де Франс перед Первой мировой войной. Эти идеи были высказаны в духе европейской спекулятивной метафизики и отражали сущность природы жизни, эволюции, реальности и познания.
Случайно или нет, Бергсон родившись в год публикации известного труда Дарвина «Происхождение видов» в своей философской теории попытался высказать идеи о смысле эволюции, преодолевая прямолинейное механистическое понимание сущности и направленности развития жизни.
Но в этом проявилось и стремление Бергсона понять, постигнуть смысл бытия за пределами материального мира. С его точки зрения, современные мыслители некритически восприняли феномен эволюции.
Не соглашаясь с тем, что феномен эволюции пытаются втиснуть в узкие рамки старого материалистического мировоззрения, Бергсон попытался говорить о новом способе понимания сущности эволюции в глубоко человеческом и культурном смысле. Общество может быть рассмотрено как состояние успешности реализованных им проектов.
Это состояние успешной реализации социальных предпринятых действий определённым образом отражается на темпах и характере происходящих в обществе процессов. Новые возможности даёт перфектная методология анализа культуры как особого параметра, отражающего важные, а может быть, и важнейшие показатели состояния социума.
Историческая перфектность, успешность общества как особая структура функционирования и получения результативных достижений позволяет проявить важные социальные реальности, которые, может быть, в других подходах так явственно не выступают. Накопленная сумма положительных результатов, полученных в течении всего процесса предшествующего развития даёт общую характеристику культуры, проявляя её креативную реальность.
В этом отношении, культура есть система достижений, полученных в результате её развития и достижения возможного наивысшего уровня реализации своих креативно-энергетических существенно важных способностей. Этот наивысший уровень развития культуры есть следствие неких предшествующих уровней, генетически заложенных и проявляемых в современности.
Тем самым, уровень высшей сущности, исторически потенциально соотносимый с любой конкретной культурой, реально связывается с существованием лишь отдельных перфектно дееспособных культур. В основополагающей работе Бергсона «Творческая эволюция» 1907) социально-культурная характеристика творческой сущности человека рассматривается как постоянное рождение нового. С этой точки зрения сама природа предстаёт как универсальный творческий процесс. Так же и человек как индивидуальное существо целенаправлено проявляет lan vital, порыв к жизни. Порыв к жизни есть одновременно порыв, стремление к творчеству как к высшей цели, к творчеству и к новым смыслам.
Творчество есть проявление природы существования человека, но не столько в пространстве культуры, сколько в пространстве природы. Рассматривая жизнь как проявление творческой энергии человека, Бергсон взаимосвязывает смысл времени и творческие ресурсы человеческого бытия. Идеи времени бытия как творчества могут достаточно продуктивно рассматриваться и во взаимосвязи с идеями пространственно-временного континуума, с теорией относительности Эйнштейна, давшая новую трактовку времени.
Основные работы А. Бергсона: Бергсон А. Собрание сочинений, тт. 1–5. СПб, 1913–1914; Бергсон А. Собрание сочинений в 4-х тт., т. 1. М., 1992 5.6 Креативная логика культуры Бердяев Николай Александрович (1874 - 1948) русский философ исследовавший природу человека, общества и культуры на переломе 19-20 веков, многие философские категории которого имеют важное культурологическое значение. Выводил первоначальную сущность культуры из культа предков. Но всякая культура в своей основе есть культура духа и без этой духовной основы культура в целом не существует. Культура в целом есть «продукт творческой работы духа над природными стихиями». //Смысл истории. М., 1990. С. 166./ Анализируя сущность культуры в начале ХХ века, Бердяев приходит к выводу, что «Культура подошла к внутреннему глубочайшему кризису. Все линии культуры доходят до предельных концов и выходят до дифференцированных ценностей». //Смысл творчества М., 1989. С.520./ Основная проблема развития культуры XIX –XX века заключается в отношении к жизни (бытию). «На вершинах культуры мучит человека противоположность между тем, чтобы создавать что-то, и тем, чтобы быт чем-то.
Гении творили, но недостаточно были; святые были, но мало творили. Творчество рождалось из несовершенства и недостатка. Слишком совершенные перестают творить ». /Смысл творчества С.520./
Творчество есть симптом культуры, творчество есть реальность культуры.
Творчество, рождаясь из несовершенства, является культуросозидающим и устремлённым к космическому совершенству. Неразрывно соединены – создание собственной души и создание совершенства культуры. Бердяев даёт характеристику культуры как явления достаточно сложного и противоречивого, имеющего внутренние сущностные противоположности. Сущность культуры и сущность творческого созидания фактически совпадают.
Но «Культура по своей глубочайшей сущности и по религиозному своему смыслу есть великая неудача». /С.519./ Культура «есть вечная, мучительная неудовлетворённость». /С.520./ Символическая условность и сущность культуры противопоставляется Бердяевым земной реальности. Всё высшее, великое в культуре является символичным, культовым, символически-культовым. Выходом из кризиса культуры является переход от символически-условного к реально-абсолютному. Необходима жажда не символов истины, а самой истины. То же самое можно сказать о красоте, любви, силе, Богообщении.
Некоторые утверждения Бердяева звучат весьма странно. «Культура есть лишь творчество плохой бесконечности, бесконечной срединности. Поэтому культура метафизически буржуазна». Весьма интересны мысли Бердяева о сущности русской культуры, которая является особой по способу соотношения субъекта и объекта.
Русская культура не является культурой чистых метафизических, философских истин. Русская культура целостна и жизненносущественна, в ней нет культа чистой красоты, культа чистой истины, она направлена на полное преображение мира, на спасение мира. Это можно назвать русским мессианством. Российская культура состоит из контрастов и полярностей; это низость, холопство духа и головокружительные высоты. Здесь соединены недокультурность и сверхкультурность. Выход один в преодоле- нии нигилизма и хаоса, дикости и варварства, славянского прекраснодушия.
Основные работы Бердяева Н.А.:
Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. СПб., 190-1;
\Новое религиозное сознание и общественность. СПб., 1907; Философская истина и интеллигентская правда //Вехи. М., 1909;
Духовный кризис интеллигенции. Статьи по общественной и религиозной психологии. СПб., 1910; Философия свободы. М., 1911;
Душа России. М., 1915; Смысл творчества. Опыт оправдания человека. М., 1916;
Национализм и империализм. М., 1917;
Судьба России. Опыт по психологии войны и национальности. М., 1918; Философия Достоевского. Пг., 1921; Конец Ренессанса. Пг., 1922;
Предсмертные мысли Фауста // Освальд Шпенглер и закат Европы. М.. 1922;
Миросозерцание Достоевского. Прага, 1923; Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы. Берлин, 1923 (2-е изд.— Париж, 1969; 3-е изд.— Париж, 1974);
Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии. Берлин, 1923 (2-е изд.— Париж, 1970);
Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы. Берлин, 1934;
Философия свободного духа. Проблематика и апология христианства. Ч. 1—11. Париж [1927—1928];
Марксизм и религия (Религия, как орудие господства и эксплуатации). Варшава, 1929;
Основная антиномия личности и общества // Современные записки. Париж, 1931. Кн. 47; О социальном персонализме // Новый Град. Париж, 1933. Кн. 7;
О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. Париж, 1931;
Генеральная линия советской философии и воинствующий атеизм. Париж, 1932;
Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения. Париж, 1934;
Человеческая личность и сверхличные ценности// Современные записки. Париж, 1937. Кн. 63, 64;
Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности. Париж, 1937;
\Кризис интеллекта и миссия интеллигенции // Новый Град. Париж, 1938. Кн. 13; О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии. Париж, 1939 (2-е изд. — Париж, 1972);
Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX— начала XX века. Париж, 1946;
Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация. Париж, 1947;
Самопознание. Опыт философской автобиографии. Париж, 1949;
Царство Духа и царство Кесаря. Париж, 1949 (2-е изд.—1951);
Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Париж, 1952;
Истоки и смысл русского коммунизма. Париж, 1955 (2-е изд.— 1973, репринтное воспроизведение — М., 1990);
Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989;
Эрос и личность. Философия пола и любви. М., 1989;
Философия неравенства. М., 1990;
Мое философское миросозерцание. (Перевод с франц.) // ФН. 1990. № 6;
Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990;
Н.А. Бердяев о русской философии. Ч. 1, 2. Свердловск, 1991;
Автобиография // ФН. 1991. № 2; О духовной буржуазности // Там же. 1991. № 5; О фанатизме, ортодоксии и истине // Там же. 1991. № 8; Самопознание: опыт философской автобиографии. М., 1991; Новое средневековье. Размышления о судьбе России и Европы. М., 1991;
О самоубийстве. Психологический этюд. М., 1992;
О назначении человека. М., 1993 (в изд. включена также работа «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого»); Философия свободного духа. М., 1994 (сюда включены также:
«Я и мир объектов», «Судьба человека в современном мире», «Дух и реальность»); Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995 (в кн. вошли также: «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии», «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация»), Истина и откровение. Пролегомены к практике Откровения. СПб., 1996 (в кн. вошел также сб. статей 1947 г. «На пороге новой эпохи»).
Свидетельство о публикации №225112900499