Позабытый проект. Трамвай Майкоп - Сочи

  Такой симпатичный трамвайчик мог отправляться от вокзала Майкопа прямиком в Красную поляну, а затем и в Сочи. А в нем и жители города, и многочисленные гости со всей округи, со всей России, а может и со всего дальнего и ближнего зарубежья.

  Вот трамвайчик весело тренькнул и отправился в путь. Прямо из Майкопа через горы и пригорки, через густые леса и альпийские поляны. А вот глубочайшее ущелье, а трамвайчик, треньк-треньк, переезжает его по ажурному виадуку.

  Объезжает белоснежные поляны снега на горных плато. А пассажиры оторваться не могут от окон. Вот на открывшейся поляне пламенеют дикие тюльпаны. А там, вы только посмотрите, горные туры карабкаются по отвесным скалам. А вот стадо зубров величаво пасётся на свежей травке.

  Путь до Красной поляны неблизкий, и займёт несколько часов. И вот проводник вагона переодевается в белоснежный халат и начинается угощение. Пассажирам предлагают зельтерскую воду, свежий лимонад и, конечно, фирменное блюдо майкопских трамвайщиков - пирожки с яблочным повидлом.

  Почему именно с яблочным? А потому, что на адыгейском языке яблоко - это "мые". А название города Майкоп можно перевести с адыгейского как "долина яблонь". До сих пор в окрестностях Майкопа, в лесах, встречаются одичалые, запущенные яблоневые сады. Их ещё называют "черкесские сады".

  Видно, климат и почва очень даже подходят для яблонь. Кстати, в окрестностях Майкопа, всё больше и больше, с каждым годом, появляются новые яблоневые сады. Правда, сады сажают современные, шпалерные, с небольшими пирамидальными деревцами. Урожаи отменные и яблоки очень вкусные.

  Но вернёмся к нашим трамваям. В 1909 году начали строить железную дорогу Армавир-Туапсе с веткой на Майкоп. Именно так и называлась дорога - "с веткой на Майкоп".

  Майкопский городской голова Зиньковецкий (кстати, поляк по происхождению) был человек энергичный и предприимчивый. И он добился того, что уже в 1910 году была построена дорога от Армавира до станции Белореченская, а от Белореченской та самая "ветка на Майкоп".

  12 декабря 1910 года в Майкопе, при огромном стечении горожан и множестве почётных гостей, под звуки духового оркестра встречали первый поезд из Армавира.

  Именно к приходу первого поезда в Майкопе возвели просторный вокзал. При проектировании использовали мавританские мотивы: стрельчатые арки, капители, балясинные ограждения. Вокзал внешне очень похож на мавританский дворец.

  Внутри все помещения вокзала выполнены в том же стиле. Вокзал и по сегодняшний день существует в первозданном виде. Сегодня это памятник истории и культуры федерального значения.

  Строительство железной дороги произвело в городе небывалый фурор. Счастью не было конца. Майкоп через эту дорогу соединился со всем миром. Вот так, сел в поезд, и ты уже в Париже. Горожане восторгались прогрессом и такими славными достижениями инженерной науки.

  Именно на этой волне группа активных горожан, патриотов города, вдруг загорелась идеей проложить трамвайный путь через горы в Красную поляну (а там и Сочи рядом). Была создана инициативная группа и уже в 1911 году был проработан проект такого маршрута.

  Проект был реальным и вполне осуществимым. Всё было тщательно продумано. Началась работа по подбору заказчика, подрядчика, определялись способы финансирования. В 1914 году начались работы по прокладке маршрута. А дальше вы знаете что случилось.

  Некий никчемный студент Гаврило Принцип, в далёком от Майкопа Сараево, стрельнул в эрцгерцога Франца Фердинанда. И погибли миллионы людей на полях Первой мировой войны, и рухнуло российское самодержавие.

  Потом была гражданская война, потом разруха, индустриализация, коллективизация. А потом уже Вторая мировая война, и опять разруха, восстановление, целина, космос и оборона. Короче, российским властям было не до майкопского трамвайчика.

  Позже только железнодорожную ветку продлили от Майкопа в горы, до входа в Хаджохское ущелье с Хаджохской тесниной. Станцию так и назвали Хаджох. Из Хаджоха вывозили в основном камень-известняк и лес.
 
  Расстояние Белореченская-Майкоп 21 км. От Майкопа до Хаджоха 41 км. В советское время несколько раз в сутки ходили пассажирские поезда Белореченская -Майкоп-Хаджох. Сначала на паровозной тяге, а затем стали ходить электропоезда.

  Сегодня от станции Майкоп ходит раз в сутки "Ласточка" до Туапсе. Через станцию Белореченскую, потом шесть тоннелей через Кавказский хребет. В том числе через знаменитый петлевой тоннель. Выезжает рано утром и возвращается поздно вечером.

О проекте весёлого трамвайчика из Майкопа через Кавказские горы в Красную поляну, а затем и в Сочи, уже и не помнит никто. А какой замечательной была идея!


Рецензии