Александр Евграфов Стрелы Перуна

Лидия Невская
29.11.2025 г.


В память о Александре Евграфове продолжаю печатать его рассказы, как и обещала ему.

Александр Евграфов

«Стрелы Перуна»
рассказ

   Верхушка лета. Нещадный полуденный зной достал даже в тени. К обеду дачный посёлок будто вымер: не слышно лая обычно неугомонных собак, куры забились под густые кусты сирени, попрятались от солнцепёка люди.

   Только назойливые слепни дружно вьются вокруг нас, нарушителей идеальной тишины.
   Мотыга с визгом вгрызается в окаменевшую от месячной жары землю, под тяжёлыми ударами падают поверженные стебли сорняков.

  Нам- сыну, дочери и мне, их уставшему отцу — за этот выходной нужно сделать немало: прополоть картошку и морковь, натаскать из колонки воды и полить огород.

  Наконец, нудная прополка окончена. Я поставил мотыгу в сарай. Дочка, отряхивая колени, выбралась из моркови. Сын сердито вылил последнее ведро воды в бочку. Он, конечно, тоже устал, но, скорее всего, сердит ещё и из-за того, что пропустил интересный фильм.
- Небольшой перекур! - скомандовал я,блаженно растягиваясь в тени сарая.
- Перекур с дремотой, добавил сын и плюхнулся рядом.

 Дочка обиделась на нас, так как ей не хватило места в тени, и, гордо подняв голову, ушла в дом, где тоже было относительно прохладно.

   Сын оказался прав: перекур действительно оказался с дремотой, разомлевший от жары и трудов, я даже не заметил, как заснул. А проснулся от голоса нашего соседа, раздававшегося из-за забора:
- Ну, что, выспался? - показалась из-за досок его косматая борода. - А твои пострелята побежали капусту поливать.
- Спасибо, дядя Володя, что разбудил, - ответил я, сладко потягиваясь, - сейчас пойду помогу им.
- Не спеши, и детвору не мучай — сегодня дождь огород польёт, - вразумил меня сосед, добродушно улыбаясь, и добавил — ночью росы не было...

  «Причём здесь роса?» - подумал я, тщетно пытаясь разыскать на небе хотя б одну тёмную тучку.
    На совершенно лазурном небе медленно паслись отарой только белые барашки облаков.

   Пока я спросонья таращился в пустую синь небе, мои ушастики закончили полив капусты, а дядя Володя уже вовсю командовал на нашем участке. Сынуля, послушавшись его, бодро кинул лейку. Лентяй, весь в меня: лишь бы не работать.
  Дочка внимательно слушала и поглядывала в мою сторону. Я же, мечтая о «манне небесной», продолжал стоять, как вкопанный, озирая небесный океан.
   Но вот дети гуськом потянулись к дому. Сосед торжественно замыкал шествие.

   Я подошёл к крыльцу и уселся на него, поджидая их. Дочь, опередив всех, заняла место рядом. Даже, ка мне показалось, продемонстрировала старшему свой тонкий язычок — видно, в отместку за «перекур».

   Наконец, вся компания собралась на ступеньках. Сосед достал сигарету и закурил, пуская клубы серого дыма.
- И всё-таки: будет сегодня гром среди ясного неба или нет? - поинтересовался я.
- Будет, - серьёзно заверил дядя Володя, многозначительно глядя на ядовитые облачка сигаретного дыма, как будто из этих слабых подобий тучек и должен был зародиться всемирный потоп.
- А когда? - полюбопытствовала дочь.
- А... скоро, - сосед весело подмигнул левым глазом. - А пока давайте-ка я вам сказку расскажу. А может и не сказку... - он на минуту задумался.

- Раньше, до принятия христианства, - начал он, откашлявшись, - на Руси, да и у других славян, свои боги были. Перун - бог молний, покровитель оружия, князей и дружины. Велес - покровитель скота, простолюдинов, ну, и другие боги.
  В то далёкое время боги жили среди людей, трудились и часто горевали вместе с ними. Они тоже имели недостатки - такие же, как и у людей. Перун был деятельный, но злой. Велес — весёлый и добродушный. Перун, осерчав на кого-либо, начинал метать молнии. Велес, чтобы повеселиться, любил превращаться то в камень на дороге, то в корову на поле, то в дерево на лугу. Вот как раз между этими-то двумя богами и произошла история, которая, по преданию, повторяется теперь из года в год. Только мы, грешные, не видим её действующих лиц.   

    Сосед, немного передохнув, но не забыв, однако, поглотить новую порцию никотина, продолжал:

- Стояла летняя жара, да такая, что травы степные и те выгорели, птица в полёте крылья обжигала, зверь лесной и в болоте воды не напивался, глубокие колодцы — пересохли.

            Собрался весь люд — от старого до малого. И порешили все идти к Перуну, молить его о помощи, чтобы послал великий громовержец дождя с громом и молниями, чтобы поднялись травы густые в лугах, нива заколосилась.
   А повелителю молний и дела нет никакого до плача людского. Сидит в своих хоромах и знай себе стрелы-молнии правит, да с князьями о военных походах договаривается.

   Видя такое дело, несчастные, несолоно хлебавши, поплелись домой.  Тут им Велес повстречался. «Почтенье вам, люди-труженики, что такие печальные?» - спрашивает. «Какое уж тут веселье, засуха вон какая — хлеба не жди. С голоду помрём, как мухи зимой. Князья да дружина опять выкрутятся: ежели у нас хлеба не будет, на войну подадутся. А нам, горемыкам, как быть?»

   Призадумался Велес и сказал: «Вот что, люди добрые, попробую я вашему горю-злосчастью помочь. Как войду в перуново стойло, начинайте кричать: «Перун, Велес украл твоего быка!»

  На том и порешили. В стойле Велес оборотился в быка и вышел оттуда. А люди, как и был уговор, бегут, кричат: «Перун, Перун, Велес украл твоего быка!»
  Услыхал это громовержец, схватил свои молнии, выскочил их хором, на коня и вдогонку. Что ты скажешь? Бык идёт, а Велеса нет. А люди опять кричат: «Перун, Велес крал твоего быка!»
  Вспомнил Перун про способности обидчика превращаться во всё, что захочет. Осерчал он — метнул свою молнию. И раздался тут гром среди ясного неба...

   Не успел сосед сказать это, как неожиданно вдалеке блеснула молния, и тихим отголоском долетел до нас знакомый грохот.
   От неожиданности дочка вздрогнула и прижалась к моему плечу.   Сын удивлённо посматривал то на небо, то на дядю Володю. Я не верил своим ушам. А сосед, увидев нашу реакцию, вдруг гаркнул во всё горло:
- Перун, Велес украл твоего быка!

  И, как по уговору с Перуном, раздался новый раскат грома, ещё более близкий. Дядя Володя хитро прищурился и полез в карман за новой сигаретой.

- А что было дальше? - прошептала дочурка, восторженно рассматривая наплывающую из-за горизонта чёрную тучу.

- Пронёсся рассерженный Перун на могучем скакуне так, что поднявшийся ветер шапки с голов людских посрывал, деревья былинками полевыми к земле пригнул...
 
   Дядя Володя, сосредоточенно чиркая спичками, силился прикурить сигарету. Но ветер, невесть откуда взявшийся, всё крепчал, тушил огонёк. С шумом захлопнулись окна в доме, жалобно заскрипели ворота, сопротивляясь яростным порывам ветра.   

   Дочка испуганно молчала, обнимая мою руку. Сын недоверчиво пробурчал: «Фантастика...»

- Ладно, слушайте дальше, - продолжал сосед, пыхтя своей наконец-то зажжённой сигаретой и не обращая внимания на небесную канонаду, - Обернулся Велес конём и помчался вихрем, но Перун нагоняет его, меча свои стрелы в обидчика.
  Видит Велес, что дела плохи, спрятался под дуб вековой на опушке. Проворная молния расщепила дерево-великан, как спичку. Тогда Велес под камнем укрылся. Отыскал и там его Перун. Раскалил камень молниями, но и в жаре терпел Велес, не сдавался. Тогда плеснул Перун водой на камень, и развалился он на части.
           Принял, наконец, Велес человеческий облик и признал своё поражение. Хотел победитель прогнать прочь непокорного, да заступились за него простолюдины.   
     Попросили оставить им Велеса. Подумав, согласился владыка. И с тех пор Перун с остальными богами стали обитать на горе, а Велес — в долине, где селился простой люд. И с тех пор не бывает грома и молний без дождя.
     То гнев Перуна проливается дождём — тёплым и долгим. И оживает природа, зеленеют луга, колосятся поля, наливаются плоды в садах...

- Всё, побегу! - закончил дядя Володя. - А то сейчас так польёт — весь мокрый до нитки будешь...

  И лишь только хлопнула калитка за нашим разговорчивым соседом, как по крыше торопливо застучали крупные капли дождя, усиливающегося с каждой секундой И вскоре сплошная завеса воды закрыла от нас окружающий пейзаж.
   
       Дети подставляли ладошки под струйки, стекающие с крыши.
- - Пап, а дождь и вправду тёплый, - сказала дочка и, развернувшись, брызнула мне ладошкой воду в лицо. - Может, и у нас теперь будет хороший урожай?..


Рецензии
Чудесный, тёплый рассказ, где летний зной, детская усталость и мудрый сосед сливаются в одну полуденную сказку. Автор мастерски переплетает быт и миф: прополка моркови и древнее предание о Перуне и Велесе оказываются частями одного мира, где дождь начинается не просто так, а потому что «Велес украл быка». Волшебство рождается прямо здесь, на дачных ступеньках, под стук первых капель по крыше. Это история о том, как чудеса живут рядом, стоит лишь захотеть их увидеть и рассказать о них детям.

Вероника Толпекина   03.12.2025 07:15     Заявить о нарушении