6. Высокогорье, гл. 1-2

    Высокогорье – это обычно сильно и глубоко расчленённый рельеф, хотя даже на больших высотах могут располагаться высокогорные равнины. Для высокогорья типичны формы древнего и современного оледенения и закономерная смена природных условий, зон и ландшафтов по мере возрастания абсолютной высоты. С высотой атмосферное давление и плотность воздуха убывают, ещё быстрее уменьшается содержание водяного пара и пыли, что увеличивает прозрачность воздуха и как следствие – интенсивность прямой солнечной радиации. Температура воздуха в высокогорье зависит от экспозиции склонов. На южных склонах температура выше, но с увеличением высоты воздух становится более разреженным, и тепло хуже удерживается. На каждый километр подъёма температура воздуха в среднем падает на 6,5 градусов. Однако при безоблачной погоде холодная ночь в горах обычно сменяется тёплым днём, иногда жарким, благодаря яркому солнечному свету, и даже если предгорья очень сухи, то на склонах гор выпадает много дождей, а на больших высотах бывает много снега, и формируются огромные ледники. Кроме этого в горах возникают местные циркуляции воздуха, так называемые горно-долинные ветры, а над ледниками – ледниковые. На больших высотах погодные условия крайне нестабильны и могут резко меняться, создавая периоды особенно сильных холодов. Однако в разных высокогорных районах климатические особенности могут сильно различаться.

***1
    Лукас, если чего-то очень хотел, то стремился добиться этого любой ценой. Таков был его характер. В этом году свой отпуск он запланировал провести на Алтае в горах, поскольку его приняли добровольцем в экспедицию "По следам снежного барса" для установки новых фотоловушек и проверки ранее установленных. В свое время он получил диплом специалиста по фотограмметрии и работал в компании, предоставляющей различным организациям услуги по обработке аэрофотосъёмки, полевых данных геодезии и созданию цифровых моделей местности.
Лукас непосредственно занимался созданием подробных 3D-моделей существующих структур и ландшафтов для архитектурных проектов. Однажды он работал над заданием археологов, по которому конструировал точные 3D-модели на основе фотографий, что позволило качественно задокументировать и проанализировать артефакты, места раскопок и древние сооружения. Но все это было довольно рутинной работой, а ведь Лукас являлся высококлассным фотографом. Но не это привело его в офис организаторов экспедиции и к решению поехать на Алтай, и не фанатичная любовь к снежным барсам или каким либо другим представителям редкой фауны Алтайского высокогорья. Причина была намного более весомой. В эту экспедицию записалась его девушка и не одна, а с двумя охламонами, с которыми она училась в универе в одной группе. Не мог же Лукас отпустить ее с ними в такое сложное и опасное путешествие. Он никогда, даже в школе, не являлся фанатом всяческих походов и летних палаточных лагерей, однако любовь к фотографированию толкала его и в походы и просто на природу с друзьями. Он увлекался и съёмками на улице, на концертах и стадионах, даже в метро. Всё это помогало ему совершенствовать своё мастерство, хотя он не хотел быть примитивным фотографом, именно поэтому выбрал достаточно сложную профессию фотограмметриста. В то время уже вовсю начали возникать сервисы оживления фото с помощью нейросетей. А сейчас нейросети оживляют фотоизображения уже с жестами, эмоциями и мимикой. Лукас увлекся этими технологиями не на шутку. Однако отправиться в горы к дикому зверью, способному легко перекусить тебе горло, или замерзнуть на леднике, получить травму, потеряться и т.п., Лукаса могла вынудить только любовь.
-Зачем?! – закричала Юлька, узнав о том, что он записался в состав экспедиции, – Ты мне настолько не доверяешь?! Думаешь, у меня будет время и желание крутить там романы? Совсем с ума сошел! Я еду в горы вовсе не для этого.
-Знаю, знаю, тебе нужны материалы для статьи. Все их вполне можно найти в интернете. Ты хоть понимаешь, как трудно будет в горах? Погода может меняться, хищники, птицы, змеи. Щитомордник очень ядовит и может подниматься на высоту до 3000м над уровнем моря. Да и гадюки не лучше, живут везде, прячутся под камнями. Ты ведь всегда боялась змей!
-Теперь не боюсь. Думаешь, что сможешь меня защищать? Ты будешь мне только мешать собирать необходимый материал.
-Почему это? Мои фото вполне пригодятся тебе для статьи. Зачем тебе другие сопровождающие? Признавайся, на кого из них ты глаз положила?
-Ты своей ревностью добьёшься того, что потеряешь меня.
-Что?! Уже до этого дошло? Даже думать не смей! Спать будешь только со мной в палатке.
-А ты хоть раз в горах-то бывал? Смотри, как бы ноги не затряслись от напряги. Мои товарищи бывалые туристы-горники, у обоих мастерские звания. Они и тебя спасут, если что случится.
    После этих слов Лукас умолк, а Юлька сердито насупилась. Но потом спросила:
-Мы сегодня едем к тебе или мне домой отправляться?      
-Конечно, едем. Только знаешь что, познакомь меня с этими гоблинами. Нам же в одной группе придется находиться.
-Зачем? Успеешь узнать их. Поверь, у меня ни с кем из них никаких шашней. Мы просто товарищи. Они всего лишь захотели Алтайские горы увидеть на деньги спонсоров. Почему ты не доверяешь мне?
-Потому что у тебя ветер в голове. Сколько можно откладывать нашу регистрацию? Давно уже вместе должны жить, а ты все к родителям сбегаешь от меня.
-Пойми, мне привыкнуть нужно. Это ж придется еду готовить, стирать и убирать. А у меня диплом на носу.
-Какую еще еду? Чего выдумываешь. Когда ты и что готовила? Не припомню. Я взрослый мужчина, друзья не понимают меня, спрашивают, когда мы с тобой поженимся. Считают, что я голову тебе морочу.
-А вдруг так и есть? – засмеялась Юлька, обнимая его.
-Это ты меня всего заморочила и замучила,– ответил ей Лукас и впился в ее губы поцелуем.   
    На самом деле друзья Лукаса кто завидовал ему, а кто считал, что Юлька совсем ему не пара, слишком молода и легкомысленна. Но все они помнили его прошлые болезненные отношения, поэтому считали, что ему пора жениться и успокоиться. Юлька тоже знала о его бывшей, но ничуть не переживала и не считала, что та могла остаться ее соперницей. А Лукас после знакомства с Юлькой хотел навсегда забыть свою бывшую и всех предыдущих вместе с ней, потому что впервые в своей жизни по-настоящему полюбил.

***2
    Когда Юлька дурачилась, она называла Лукаса Луковкой и даже Чиполлино, потому что считала, что в нем осталось много детского, несмотря на его почти тридцатник. Её ни в чём не убеждали его высокотехнологичная работа, большие заработки, и то, что выглядел он, когда требовалось, очень презентабельно – с европейским лоском, но в основном демократично и все-таки стильно. Это было у него в крови. Наверно родители постарались привить ему вкус в одежде и привычку содержать себя в порядке. Он вовремя посещал стоматолога, раз в три года проходил общие обследования, следил за внешностью, регулярно посещал барбершоп. И напитки пил только качественные. Такое вот у него было щепетильное отношение к своему внешнему виду и здоровью.   
    По приезду в Горно-Алтайск, Лукас с Юлькой сняли номер в небольшом отеле. Остальные участники уже размещались в каком-то общежитии и ожидали прибытия двух руководителей. После обеда Лукас с Юлькой отправились пройтись по городу и посмотреть достопримечательности. Она хотела познакомить его со своими дружками, но они были заняты получением экспедиционного багажа, который пришел отдельно.
    На первый взгляд группа не очень понравилась Лукасу, он сказал об этом Юльке, но она легкомысленно веселилась во время их прогулки. А Лукасу даже снимать местные городские достопримечательности было лень, он видел подобное не раз в других местах.
    С утра их уже ожидали два микроавтобуса, на которых после загрузки группа отправилась в дорогу на Мульту. Они должны были ехать почти 8 часов и выгрузиться не в поселке Усть-Кокса, где обычно много туристов, потому что оттуда начинаются экскурсионные маршруты к Мультинским озёрам и озеру Куйгук, а на площадку у верхнего озера, где через день их должен был забрать вертолет.
    Начальник экспедиции, которого все называли Дед, предложил сделать радиальный выход от верхнего озера к перешейку на нижнее, чтобы увидеть водопад Куйгук. Все с радостью согласились, хотя идти предстояло почти 10 км. В лагере остался только заместитель Деда, Петрович – молчаливый мужчина средних лет. Стояла жаркая погода, но Дед сказал взять всем теплые ветрозащитные куртки, потому что в горах погода может быстро поменяться, к тому же ближе к вечеру температура воздуха может опускаться до 15-10 градусов.
    Лукас, конечно, снимал красивые виды по пути следования их небольшой группы, но в основном ревниво наблюдал за Юлькой, которая весело общалась с двумя своими друзьями, помогавшими ей в дороге, когда приходилось идти по камням. 
    Однако они были не одни на этой широкой тропе. Сразу две туристических группы двигались в том же направлении с лошадьми, навьюченными снаряжением для лагеря. Эти туристы хотели посмотреть не только водопад Куйгук, но и преодолеть перевал с тем же названием. К удивлению Лукаса в обеих группах туристов присутствовали дети, младшему из которых было от силы лет 10. Лукасу для забот вполне хватало и Юльки, о детях он пока не думал. Он вообще напряженно относился к мелким, которые по нынешним временам на его взгляд были очень наглыми существами.      
    Про себя Лукас проклинал эту поездку, несмотря на красоты, открывающиеся взору с каждым шагом. Он успел почитать материалы об Алтайских горах с ледниками и совершенно не горел желанием терпеть все тяготы восхождений, при том, что высота пешеходных троп здесь была не слишком большой. Это Юлька радовалась новым впечатлениям и восторгалась живописными видами. Только это и примиряло Лукаса с нахождением здесь. Однако всю дорогу к водопаду, а потом обратно Лукаса не отпускало какое-то неясное, но тревожащее чувство. Он ясно понимал только то, что оно связано с Юлькой, которая здесь почти не уделяла ему никакого внимания. Широкая тропа, протоптанная сотнями ног туристов, давала чувство безопасности, никакая живность, кроме птиц здесь не рисковала появляться. А птицы напротив почти нагло приставали к людям, выпрашивая хлеб, которым инструкторы-проводники строго запрещали их кормить. Однако туристы тайком все равно нарушали запреты ради интересных фото на фоне гор и для того, чтобы развлечь своих детей. В основном это были небольшие птахи, похожие на воробьев, однако все же отличавшиеся от них. Особенно удивили Лукаса розовые воробьи. Дед сказал, что это арчовые чечевицы. Фото с ними получились необычными и яркими, что очень обрадовало Юльку. Но, глянув на дисплей фотика, она тут же вновь умчалась от Лукаса к своим друзьям. Это в очередной раз болезненно кольнуло его самолюбие, так, что он даже не сразу смог перешагнуть большой камень на пути, поэтому отстал от всей компании. Впрочем, этого никто не заметил, ведь Лукас был все-таки взрослым человеком, к тому же мужчиной, вполне способным справиться и не с такими мелочами.         
    Однако вечером у костра, пока Юлька весело обсуждала прошедший день с другими участниками экспедиции, к Лукасу, который сидел один, подсел Дед.
-Ты какой-то притихший, – сказал он Лукасу,– По первому впечатлению ты показался мне деятельным и уравновешенным. Тебя твоя девушка тревожит?
Лукас промолчал, глядя на огонь.
-В горах человек обнажается в чувствах, потому что с души вся шелуха облетает. Но не у каждого это происходит сразу, некоторым время нужно, особенно молодым. Они ведь слишком подвержены всплесками эмоций и восторгам, для них все новое в радость, они многого не замечают. Поэтому погоди, не делай поспешных выводов.
-Разве в тайге, среди деревьев, не так же?
-Нет. Горы более безжалостны. Деревья могут успокоить и обогреть, могут развеять тяжелые мысли. Их ветви как руки способны обнять, закрыть от ветра и дождя. А горы… ты сам скоро поймёшь. Не зря горы считают местом проверки человека на прочность. И не только человека. Зверьё тут живёт только закалённое в борьбе за выживание. Так что соберись, стань на время таким же.

***3               



                Продолжение следует….


Рецензии