Праздник шахмат
В профессиональной шахматной школе «Каисса» прошел шахматный турнир. Нас, двух пенсионеров, пригласила руководитель школы Юлия Викторовна. У нее воспитываются дети разных возрастов, которым нужен – для обкатки – опытный противник-практик. В шахматах большую роль играет дебют, которых - множество. Знание дебютов приводит к преимуществу в миттельшпиле. Далее начинается противостояние опыта и молодости.
Однако, несмотря на юный возраст, многие участники являются призерами российских, зональных и областных чемпионатов, поэтому уровень турнира был достаточно высок. Перед игрой Юлия Викторовна познакомила нас с русскими и китайскими шахматами.
Мой напарник сыграл в Русские шахматы с воспитанником школы. Они называются Таврели. Костяные и каменные кружки с разными странными знаками находили ещё в скифских курганах, этрусских могильниках и в варяжских захоронениях. Нашли их и в новгородских землях. Это означает, что в древние времена такая игра была широко распространена.
Игра ведётся на обычной шахматной доске. Цель игры, как и в шахматах, захватить в плен Короля (в Таврелях эта фигура называется Волхвом). В шахматах короля не убивают, только объявляют: мат! Но имеются существенные различия.
В Русских шахматах фигуры вообще не уничтожаются, а берутся в плен. Захватчик ставится на своего пленника. Остаётся возможность его освобождения.
Игра ведётся не в двух, а в трёх измерениях - за счёт создания башен. Таврель может ставиться не только на фигуры противника, беря их в плен, но и на свои фигуры, образуя башню. Исключением является только Волхв, на который не ставится ни одна таврель. Причём ходит эта башня по правилам хода верхней таврели. Это можно использовать для забрасывания своего рода десанта в тыл противника. За один ход башня может разделяться на две.
В древности и в индийских шахматах Ферзь мог ходить как Конь, но потом от этого отказались - слишком неуязвимая была фигура. А в Русских шахматах эта возможность сохранилась. Пешка (Ратник), достигшая другого конца доски, становится той фигурой, напротив которой она стояла в начале игры.
Полный список таврелей и соответствующих им шахматных фигур: Волхв-Король, Князь-Ферзь, Ратоборец-Ладья, Лучник-Слон, Всадник-Конь, Ратник-Пешка и ещё Хелги (особенная фигура). Но все фигуры имеют одинаковую конструкцию в виде шашки, которую можно ставить друг на друга. Отличие - в знаках на лицевой стороне шашки.
Я наблюдал необычную картину, как юный шахматист передвигает по доске разноцветные башни, состоящие из четырех фигур – своих и противника. Чтобы понять эту игру, более сложную, надо быть шахматистом, играющим в современные шахматы. Победить пенсионера не удалось, так как Юлия Викторовна начала турнир.
Вот теперь стало понятно, чем занимались древние русичи и скифы в свободное от работы и походов время – играли в шахматы! А ведь умение играть в шахматы – признак развитого интеллекта!
Помещение школы состоит из зала с расставленными шахматными столами и соседней комнаты - психологической разгрузки. Здесь ребенок может отвлечься от шахмат, поиграть с игрушками. Для эмоциональных личностей, независимо от возраста, игра в шахматы является стрессовым фактором. Встречал шахматистов, которые бросали это занятие только из-за повышенной нервной возбудимости. Но я думаю, что это связано не с нервами, а с амбициозным характером. Некоторые считают, что в любой игре важна победа. В шахматах нужно иметь спортивный характер, это факт. Но относиться к поражению, как к потере кошелька, это неразумно. В шахматах главное – красота позиции, красота комбинации, красота мата. Если мне ставят интересный мат, я радуюсь, потому что красота – это непреходящее понятие. А достигнуть вершины никто не сможет – тем более, в шахматах, надо это понять. Достигнуть можно только мастерства, зрелости и мудрости, а это достается с помощью опыта.
Этот турнир, по задумке руководителя школы -часть турнирного марафона: четыре турнира ежемесячно за зиму (ноябрь в Сибири - зима), затем победитель получает кубок «Марафона турниров». В Байкальском марафоне я участвовал, пробежав однажды 42 километра и 195 метров по горками возле Байкала. Самыми тяжелыми оказались последние 195 метров. А в шахматном марафоне участвую впервые.
Все участники, с кем встретился, оказались крепкими шахматистами, поэтому иногда приходилось пробираться к цели, как по лезвию ножа. Похожая тактика была у экс-чемпиона мира Михаила Таля. Он мог оставлять под боем фигуры, выигрывая за счет этого необходимый темп для проведения комбинации.
С Талем мне удалось однажды сыграть партию в шахматы. Это случилось на теплоходе, поднимавшемся вверх по течению Волги. На палубе стоял столик, за которым сидел черноволосый мужчина, передвигая шахматы. Иногда у него появлялся партнер. На теплоходе звучала громкая музыка тех лет, наполнявшая душу романтикой и ощущением радости жизни. Песня «Как провожают пароходы» исполнялась при отправлении от очередной пристани. Я перешел в девятый класс, это было первое мое путешествие. Неподалеку у борта стояла красивая девочка, мы переглядывались. Когда шахматист остался один, я подошел и спросил, можно ли мне сыграть. Он согласился, предложив рукой: «Пожалуйста».
Как я проиграл, не запомнил, хотя некоторые партии из того времени помнятся. Проиграв, я отошел, поблагодарив его. В то время мои партии были играны, в основном, под школьной партой – во время уроков. Шахматы у меня были карманные, со стерженьками для втыкания. Но сейчас я понял, что это – сильный игрок. Рядом оказался мужчина, которого видел за шахматным столиком.
Я спросил: - Не подскажете, кто это?
Он ответил кратко: - Таль!
Что-то я слышал такое, могли говорить по радио, имя было на слуху, но ни о чем не говорило. Однако запомнил на всю жизнь. Несколько лет ранее – до этого случая – Таль стал чемпионом мира, победив самого Ботвинника. Ботвинник вскоре вернул себе титул, поэтому Таль остался экс-чемпионом. Сейчас у меня имеется несколько книг Таля и книги о нем, книги Ботвинника, Алехина, Капабланки; пересматривая их партии, словно находишься рядом с ними, глядя на их чемпионскую игру.
Сейчас для шахматистов есть интернет-ресурсы, где они могут играть в любимую игру, совершенствоваться. Но играть с живым человеком тоже интересно. Например, как-то я гулял в Москве по Чистым Прудам, на бульваре сидел шахматист с доской. Положив под доску купюру, сыграл с ним партию. Выиграть у него было бы нечестно: человек фактически меня ждал. Мы хорошо пообщались. Он пожелал, чтобы Байкал всегда был чистым. Шахматы – это возможность общения. Шахматный язык понятен во всем мире. Как-то в соседнем купе ехала до Москвы баскетбольная команда из Швеции. Играли коллективно со мной – не в баскетбол, а в шахматы, увидев у меня доску. Я у них выиграл 5 партий, не проиграв ни одной. Время мы провели весело, заодно они обучились русским народным песням. Благодаря шахматам было ко мне уважение и общение.
Итак, турнир. Предпоследнюю партию я играл с шахматисткой лет тринадцати Полиной Вологжиной. Эта стройная девушка вела себя совершенно спокойно, не издавая ни слова. Проигрывая пешку, она не выказала никаких эмоций. У меня оказались слабые черные поля, но я следовал плану выигрыша. Она сделала молча ход ферзем. Я пошел ферзем по намеченному плану, но оказалось, что ход ошибочный. Моему королю был сделан шах. Говорить слово «шах» не обязательно, хотя в блицах раньше допускалось. Мне нужно было ферзем прикрыться от шаха. Судья разрешила продолжить игру, сделав ход ферзем. Времени было достаточно для продолжения игры, мы играли десятиминутки. Полина сделала ход ладьей, защитив ферзя. Я был уверен, что она отойдет ферзем, поэтому продолжил ход ферзем по намеченному плану, хотя правильно было забрать ферзя и провести проходные пешки. Но я следовал своему плану, опять делая ошибочный ход. Даже не поставив ферзя, не сделав ход, я признал, что делаю ошибку, открыв шах для короля, и признал поражение, не нажав часы, включая время соперника. Только нажатие часов дает основания для понятия «невозможный ход». Фактически я мог в тот момент просто съесть ферзя, но я признал поражение. Подошла судья, Юлия Викторовна, зафиксировала поражение.
Мне пришлось задуматься: что случилось? Проигрыш меня не волнует, но случилось минутное смятение и некая шахматная слепота там, где не видеть нельзя. Шахматная слепота присутствует у слабых игроков, не замечающих возможные комбинации. Турнир проходил вечером. Сыграв завершающую партию, я забыл об этом случае. Полина заняла первое место, я – второе. Все было правильно. Были замечательные призы: мне достались, кроме медали, сладкий набор и устройство для поднятия настроения. Призы получили все участники, никто не был обижен. У всех было хорошее настроение. Такой турнир – настоящий праздник для шахматистов, особенно молодежи. Некоторых детей ждали родители, так как уже стемнело.
Выйдя на улицу, мы с Виктором, два пенсионера, поговорили на тему игры. Он Полине проиграл слона и пытался объяснить, как это случилось, на пальцах. Я слушал невнимательно, так как вспомнил свою ситуацию с Полиной.
Проснувшись на следующее утро, понял, в чем причина моего фиаско с Полиной. Видимо, ночью мозг решает задачи, поставленные днем.
Полине было необходимо получить на этом турнире первое место, возможно, обещала кому-то. Как настоящий шахматист она ничем не выдавала своих эмоций. Она отставала от меня на пол очка, ей нужна была только победа. Ничья ее не устраивала. Я играл расслабленно, видя выигрыш. Она понимала, что спасет ее только чудо, и сосредоточилась на этой ситуации, сделав «тихий» ход ферзем под пешку. Ход казался естественным, так как ферзь стал прикрывать короля.
Ей было нужно, чтобы я не заметил шах. Я не заметил. Одной ошибки соперника ей было мало. Она продолжала думать на эту тему, создавая для соперника «белое пятно», закрывая своей настойчивой мыслью мою способность динамично рассуждать, я продолжил действовать по плану, невзирая на предыдущую ошибку. Ошибка – невозможный ход – была сделана, я вновь, тут же, ее повторил, и сдался. Это никогда не должно случиться ни с кем. На ошибке учатся. Я тут же ее повторил. А случилось вот что.
Еще Пушкин описывал понятие «магнетизм», когда человек может воздействовать на других, но Пушкин воздействовал с помощью слов – обычно на женщин. Магнетизм – понятие старинное, сейчас говорят: внушение, гипноз. И сегодня это делают с помощью слов, с потоком слов переходит энергия внушения, так сейчас делают телефонные мошенники. Но при игре в шахматы говорить нельзя. Я знаю одного медика-шахматиста, равного мне по силе, который словами, якобы, по-дружески, специально отвлекал меня во время шахматной игры в блиц, я терял нужные секунды и бдительность. Это нечестный прием. Мне пришлось однажды с ним сыграть абсолютно молча, и разгромить его, тогда он осознал, что хитрость раскрыта. Сейчас играет, как положено, не отвлекая партнера.
Видимо, Полина имеет энергетику, достаточную для воздействия на партнера. Для шахматиста – это замечательное свойство, его надо развивать. Шахматы, как вид спорта, должны иметь в багаже различные приемы, умение держать себя в психологической форме – один из них.
Лет 40-50 назад в Багио состоялся матч Карпов – Корчной. Противник нашего чемпиона мира привез с собой группу психологов-экстрасенсов, которые сидели в зале и воздействовали на Анатолия Карпова. Корчному это не помогло. В команде Карпова тоже был психотерапевт. То есть, за шахматной доской идет еще тихая, не заметная со стороны, психологическая борьба. Шахматисту необходимо знать об этом.
Чтобы выигрывать, у шахматиста должен быть настрой на игру, ничто не должно отвлекать. Если партнер шепчет что-то, как бы для себя, бьет по часам – это психологическое воздействие на противника.
Полина – пример достойного поведения, настрой ее на победу сделал невозможное.
Раз уж я сказал о Пушкине, то открою неизвестную многим страницу его жизни. Александр Сергеевич Пушкин был хорошим шахматистом, он первым из литераторов оценил значение шахмат. Вы, конечно, помните две строчки из «Евгения Онегина»:
«И Ленский пешкою ладью
Берет в рассеяньи свою».
Это говорит о том, что в России была распространена игра в шахматы.
Пушкин играл в шахматы на станциях, когда перепрягали лошадей, а он много путешествовал по стране.
Его жена Наталья Гончарова была лучшей шахматисткой Петербурга, в письме Александр Сергеевич писал: «Благодарю тебя, душа моя, что обучаешься шахматам».
Последняя партия Пушкина была у Виельгорских в присутствии жены и ее сестры Екатерины, вышедшей замуж за Дантеса. Заходит Дантес, пришедший с дежурства в полку, делает комплименты дамам. Пушкин говорит тихо: «Этот господин заслуживает урока», потом берет офицера (устаревшее название слона) с доски со словами: «Этот офицер поставит мне мат, поэтому заберу его». Соперник решил, что фраза относится к шахматному офицеру.
14 августа 1836 года Пушкину из Парижа были доставлены три первых номера шахматного журнала «Паламед».
Руководство Александра Петрова «Шахматная игра» было автором подарено с надписью: «Милостивому государю Александру Сергеевичу Пушкину в знак истинного уважения», в библиотеке Пушкина остались 2 экземпляра (один он купил сам), а также учебник по шахматам Филидора, изданный в Париже в 1820 году, все листы были разрезаны, значит, Пушкин читал.
Александр Петров создал дебют, названный его именем «Защита Петрова», другое название – «Русская партия». Его знаменитая шахматная задача посвящена Отечественной войне 1812 года и называется «Бегство Наполеона из Москвы в Париж».
У Пушкина была идеальная память, поэтому, изучая теорию, он смог, несмотря на занятость, стать хорошим шахматистом, воспитавшим «чемпионку» столицы государства. Чемпионатов в современном понимании тогда не было.
Зная историю отечественных шахмат, легче постигать шахматную науку.
Здесь - "Сибиряк на Чистых Прудах": http://proza.ru/2016/08/16/1094
Свидетельство о публикации №225113001214