Нашествие инопланетян
Пьеса в двух действиях для школьного театра
Действующие лица
Марина Маслина - ученица 8"В" класса
Сергей Увалов - соученик и друг Маслиной
Павел Фролов - одноклассник и друг двух предшествующих героев
Татьяна Петровна - учительница литературы и русского языка
Гриша Ильин - новенький в 8"В", подозреваемый как инопланетянин
Фомка Кузьмин - любознательный ученик 8"В" класса
Уборщица
А также другие ученики 8"В" класса
Действие первое
Явление первое
Марина Маслина одна
Обычная рабочая комната советского учащегося. В помещении различная мебель, а именно письменный стол, шифоньер, диван и др.
МАСЛИНА (сидит за столом, подперев голову руками)
Ох и намучилась я сегодня! Ох и тяжёлый день был! Сегодня я читала-читала, читала-читала... Страница 100, наверное. Нет 200! И на всех уроках! Любка Смирнова из 8"Г" книжку принесла "Подростковая сексуальность". Ох и книженция! Девчонки её из рук так и рвут, так и рвут. И нигде не достанешь такую. Как-никак в Германии напечатано. Кое-как у Смирновой выпросила. Тоже мне, подружка называется! Могла бы хоть на день дать почитать, а то говорит после второго урока: "На держи. В конце дня отдашь." То бишь отдашь после уроков. А я что ей? Машина для чтения что ли? Кое-как справилась. А книжка не маленькая. Потолще нашего "Русского языка" будет. А ещё выписки делать надо! У меня после этого уже 3 часа кисть руки болит. (Смотрит на часы) Ой! Я тут сижу, а уже к пяти дело! Скоро родители придут, а я уроки не делала ещё. Надо хоть для вида учебники разложить.
Вскакивает с места, хватает портфель, вытаскивает из него учебники, тетради, письменные принадлежности. Всё это в беспорядке раскладывает на диване, на стуле. Кладёт на стол раскрытую книгу и тетрадь, наваливает рядом кучу ручек и карандашей.
МАСЛИНА (стоя посреди комнаты, осматривает всё сделанное и удовлетворённо потирает руки) Та-а-ак! Ну вот теперь полный порядок. Теперь родичи придут с работы, посмотрят на всё это и решат, что их послушная дочка трудится не покладая рук, до потери пульса, и повышает свои знания для будущего служения Родине. (Посмеивается) Ну теперь можно и отдохнуть. Впрочем, ладно. Поделаю немного и уроки. Что у нас завтра по расписанию? (Подходит к столу и берёт дневник) История, химия, физ-ра, русский и литература. (Садится за стол и, задумавшись, берёт в рот палец) Так, по истории у нас завтра контрольная по понятиям. Шпаргалки я сделала. По физкультуре, естественно ничего. По русскому я ничего делать не буду, обойдёшься Татьянушка. А по литературе? Что там по литературе-то? А вспомнила! Стихотворение Пушкина на выбор. Ну, это несложно. Вот, например: "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..." Чёрт, забыла. Как же там дальше? Вроде бы: "Как мимолетное видение, как гений чистой красоты"... Ой, нет. А вот: "Погиб поэт невольник чести..." Нет. Это, вроде, Заболоцкого стихи. Ну, неважно. Сообразим что-нибудь завтра на уроке. Химия осталась. Нам Аннушка самостоялку обещала. Надо тоже шпаргалки написать. Впрочем, часть у меня уже есть, а вот по валентности не помешало бы шпору сделать. (Садиться за стол, берёт лист бумаги, быстро пишет)
МАСЛИНА (закончив писать) Ну вот и всё! Уроки сделаны. Теперь только остальные шпаргалки не забыть с собой взять. (Вытаскивает из ящика стола кипу мелко нарезанных исписанных бумажек, сметает всё в портфель) Всё. Теперь отдых. Чтобы поделать? Музыку послушать что ли?
Раздаётся Звонок в дверь.
МАСЛЯНА (удивленно) Кого это несёт? Или родители пришли уже с работы? Ой, надо идти открывать.
Выбегает из комнаты.
Явление второе
Марина Маслина, Сергей Увалов (входят)
МАСЛИНА (садится на диван) Ну проходи, Серёга, садись. (Указывает рядом с собой. Сергей осторожно садится на край дивана) Чего пришёл-то?
УВАЛОВ (запинаясь) Да я вот... В общем, у нас послезавтра контрольная по алгебре. Так?
МАСЛИНА Ну так.
УВАЛОВ (немного осмелев) Ну вот, а Иннушка нам велела подготовить примеры.
МАСЛИНА Ну и что?
УВАЛОВ Как что?! Да я в этих примерах ничего не понимаю и прошу тебя, Марина, помочь.
МАСЛИНА Ну, ты даёшь, парень!
УВАЛОВ (осторожно) А что?
МАСЛИНА Да как что?! Контрольная ещё пос-ле-завт-ра! Ещё два дня целых. Вот завтра решать и будешь. Я ещё сама даже учебник не открывала.
УВАЛОВ (обиженно) Да, я за день всё решить не успею. А мне по контрольной обязательно трояк получить надо, а то за четверть пара будет.
МАСЛИНА Да брось ты. Успеется. Давай лучше посидим, поговорим.
Маслина напряжённо смотрит в глаза Увалова. Затем берёт его руки в свои. Сергей вырывает руки и отскакивает в дальний угол комнаты.
УВАЛОВ (испуганно) Ты чего?
МАРИНА Ничего. В книжке так написано.
УВАЛОВ (осторожно) В какой книжке?
МАСЛИНА Любка Смирнова дала. Там даже голова есть: "Как завести дружбу со сверстником".
УВАЛОВ А книга-то как называется?
Маслина шепчет на ухо Увалову.
УВАЛОВ (краснея) Ты что совсем?!
В это время раздаются звонок в дверь.
МАСЛИНА Ну вот, родители пришли. Пойду, открою.
Марина выходит.
Явление третье
Сергей Увалов, Марина Маслина и Павел Фролов (двое последних входят)
ФРОЛОВ (Увалову) Привет, Серёга.
УВАЛОВ Привет, Паш. Хотя мы вроде бы сегодня уже здоровались.
ФРОЛОВ Ну, то в школе. (Садится на стул) А чем вы тут занимаетесь?
УВАЛОВ (смутившись) Да я вот просил примеры помочь...
ФРОЛОВ А зачем ты к Маринке обратился? Надо было мне сказать, так как я, как известно, великий математик!
МАСЛИНА (перебивая) С тройкой в четверти.
ФРОЛОВ Да уж и у тебя не пять. (Увалову) Садись, Сергей, будем решать.
Фролов и Увалов садятся за письменный стол. Маслина стоит за их спинами с неопределённым выражением лица и следит за происходящим.
ФРОЛОВ Ну, Сергей, показывай что решать
УВАЛОВ (отдаёт Фролову раскрытый учебник) Вот.
ФРОЛОВ (читает) Сейчас решим! (Берёт бумагу и ручку) Значит, тут так, тут минус, здесь плюс... (Пишет) Тут делим, потом в квадрат и вот ответ! (С гордостью в голосе) Минус семьдесят шесть целых и тысяча шестьсот три десятитысячных!
УВАЛОВ Сколько?!
ФРОЛОВ Ты что, глухой? Говорят ему: семьдесят шесть и тысяча шестьсот три после запятой. И с минусом.
УВАЛОВ Странно. А в ответе написано «три».
ФРОЛОВ Что три?
УВАЛОВ Ответ такой. Неправильно ты решил, а говорил: матема-а-атик!
ФРОЛОВ (тихо) Сам ты неправильный. (Громко) Да вообще, зачем тебе эти примеры? В контрольной всё равно другие задания будут.
УВАЛОВ Другие, да не совсем. Инна Петровна говорила, что три задания будут из домашней работы. И вообще, отдай учебник! (Отбирает у
Фролова учебник) Сам решу. (Решает) Вот! Уже начало получаться!
ФРОЛОВ Ну что решил?
УВАЛОВ Решил.
ФРОЛОВ Ну и что получилось? (Увалов молчит) Что, говорю, получилось?
УВАЛОВ Два миллиона пятьсот пятьдесят тысяч...
ФРОЛОВ (перебивая) Здорово решаешь? Очень близко к ответу!
УВАЛОВ Молчал бы...
МАСЛИНА (Подходит к столу) Дайте мне лучше. (Берёт листок с решениями) Ну и что вы тут решали? Что это? Сколько будет двадцать восемь разделить на восемь? Три с половиной, а вы что пишите? А этот минус откуда? А сколько будет двенадцать в квадрате?
ФРОЛОВ и УВАЛОВ (одновременно) Шестьдесят четыре! Двести двадцать пять!
МАСЛИНА Сто сорок четыре! (Берёт ручку) Вот, теперь смотрите. (Пишет) Тут двадцать восемь, тут минус четыре, умножили, разделили и получили «три». Решилось?
ФРОЛОВ (вздыхая) Решилось.
МАСЛИНА (гордо) Учитесь, пока я жива.
УВАЛОВ Давай дальше решать.
МАСЛИНА Да брось ты. Завтра придёшь, вместе решим.
УВАЛОВ (недовольно) Завтра, завтра. Вот всегда так. А потом не допросишься.
МАСЛИНА Подождите ребята, мне на кухню нужно, картошку поставить варить.
Маслина уходит
Явление четвёртое
Сергей Увалов и Павел Фролов
УВАЛОВ Нашлась тут, профессор математики. Решила один пример и думает, что всех поразила.
ФРОЛОВ Да ладно тебе. Ты и так не можешь.
УВАЛОВ (зло) А вот могу! Сейчас сяду и буду решать!
ФРОЛОВ Да брось. Правильно Марина говорит, завтра сделаешь. Не к спеху. А то сейчас родители Маринки придут, и придётся сматывать удочки.
УВАЛОВ (напряжённо сопя) Ладно, уговорил.
В это время входит Марина.
Явление пятое
Увалов, Фролов, Маслина
МАСЛИНА Ну что, мальчики, делать будем? Может музыку?
ФРОЛОВ и УВАЛОВ (вместе) Надоело!
МАСЛИНА (растерянно) Ну тогда анекдотики?
ФРОЛОВ Да, уже все рассказали.
МАСЛИНА Ну, я тогда не знаю. Расскажите тогда что читали на досуге.
ФРОЛОВ (почёсывая затылок) Что читали? Да вроде ничего не читали. Ох, давно я в руки книгу не брал! С летних каникул, наверное.
УВАЛОВ Да и я тоже читаю только то, что по литературе задают. Да и то не всегда.
МАСЛИНА А что так?
ФРОЛОВ Да нам с Уваловым провели кабельное телевидение и теперь весь день видики крутят. Вот вчера такой фильм показывали, класс! Называется то ли "Беззубый Костолом", то ли "Сломанный зуб"...
УВАЛОВ (перебивая) "Зубы костолома".
ФРОЛОВ Во-во. Я о чём и говорю. Так вот, такой фильм классный. Вообще! Там такой мужик был, кунг-фуист. Он тетрадь нашёл и по ней стал заниматься. А там другой такой был, плохой с попугаем в клетке. И он тоже хотел тетрадь получить, и всё за тем гонялся. А в конце они драться начали. Тот ему бах в плечо, а тот ногой в ухо. А потом первый как прыгнули и за спиной у того с попугаем очутился, и на ему по голове! Я сейчас покажу, как они махались.
Фролов вскакивает со стула и начинает прыгать по комнате, размахивая руками. Наконец, не устояв после очередного прыжка, падает на пол.
МАРИНА (смеясь) Ну ты просто мастер кунг-фу!
ФРОЛОВ (обиженно) Оступился...
УВАЛОВ Подумаешь, кунг-фу. Вот я видел позавчера такой фильм, во! (Поднимает большой палец вверх) Там и фантастика, и ужасы. Называется "Нашествие инопланетян". Там всё в Америке происходит. В одной школе появился новый ученик. Сначала просто какие-то странные события в том городе стали происходить, а потом оказалось что этот парень инопланетянин. Его как разведчика забросили на Землю. Инопланетяне хотели захватить нашу планету, а НЛО это их корабли были. И вот эти инопланетяне высадились и стали захватывать Америку...
МАРИНА (перебивая, испуганно) И захватили?!
УВАЛОВ Не-е-е... Не успели. Один парень из той школы, в которой инопланетянин был, узнал что пришельцы - это биороботы, а энергию они берут от реактора, который находится на главном корабле. И вот этот парень со своими друзьями пробрался на инопланетянский корабль и отключил этот реактор. Ну, там, конечно, сначала бой был, и всех землян чуть не перебили. Но им один пришелец помог. Он был из другой галактики, и те инопланетяне, которые хотели захватить Землю, его в плен взяли. Ну вот, этот пленник показал, где реактор находится и как его уничтожить. Наши, то есть американцы эти, заложили в реактор мину, а сами улетели с инопланетского корабля. А этот корабль взорвался, и все другие пришельцы перестали получать энергию и сгнили.
ФРОЛОВ А эти пришельцы как люди были, или как монстры?
УВАЛОВ Они такие чудища с щупальцами, тремя глазами и клыками. Жуть! Но могли как люди становиться, прямо не отличишь. У них специальная кожеоболочка была для этого.
ФРОЛОВ Точно. Я на летних каникулах рассказ читал фантастический. Называется «Угроза со звёзд». Так там тоже такие инопланетяне были, которые Землю решили захватить. Только с ними по-другому справились, а так похоже по сюжету на фильм.
УВАЛОВ Да врёшь ты всё. Ты за всю жизнь только одну книжку прочитал.
ФРОЛОВ И какую же?
УВАЛОВ "Курочка Ряба".
ФРОЛОВ Ах, "Курочка Ряба"?! Вот я сейчас домой сбегаю, принесу эту книгу, посмотрим тогда кто прав.
Фролов выбегает из комнаты.
Явление шестое
Маслина, Увалов
МАСЛЯНЫЙ Куда это он? Сумасшедший!
УВАЛОВ Слышь, Марин?
МАСЛИНА Что?
УВАЛОВ Я тоже домой сбегаю, кое-что возьму. Ты не закрывайся, я быстро! (Выбегает)
Явление седьмое
Марина Маслина одна
МАСЛИНА (смотрит вслед ушедшим) Ненормальные какие-то. Вот всегда так, прибегут, покричать друг на друга, всё разбросает и опять убегут. Никакого толка в них нет. Только о себе заботятся и пекутся. Только и слышно: "Марина дай списать", "Марина помоги решить", Марина то, Марина сё... А сама как попросишь, так ничего не дадут. Вот, на прошлой неделе попросила у Фролова кассету с концертом "Bon Jovi" послушать, так не дал! Говорит, мол ты мне уже шесть кассеты испортила. Подумаешь, кассет ему жалко. Ну порвала на одной плёнку, на вторую наступила, третью случайно молотком тяпнула... Жалко ему кассет! А Увалов тоже. Попросила у него, помнится, тетрадь по географии. Задание по контрольной переписать, так тоже не дал! Говорит, ты мне тетрадь по литературе прошлый раз три недели возвращала, и всю изжулькала. Ну и что? Подумаешь. Ну забыл человек вернуть вещь, так что на него орать? У меня забот тогда столько было, столько дел. И немудрено, что про тетрадь забыла. Ну да. Случайно на неё борщ вылила. Ну и что? Мог бы Увалов ее... Не знаю, отстирать что ли. Так всё ленится. Ох, беда просто с ними!
Явление восьмое
Маслина, Увалов и Фролов (двое последних входят)
ФРОЛОВ (держит под мышкой книгу) Серёжа, смотри какую "Курочку Рябу" я читаю. (Хлопает книгу об стол) Сейчас увидишь! (Листает книгу) Вот! Рассказ Джона Линга "Угроза со звёзд". Сейчас я его быстренько прочитаю тебе. (Читает) "Вселенная - безграничный океан пространства и времени, заполненный лишь крохотными островками планет и пылающими вулканами звёзд. Это море неясного, бездонный колодец тайн и непостижимых истин. Неизвестно, что может быть порождением глубин космоса: нечто прекрасное или нечто ужасное. Что могут нести эти дети безграничного пугающей своей бездонностью пространства нашей крохотной Земле, затерянной среди миллиардов других планет-песчинок, разбросанных в галактике чьей-то огромной рукой..."
УВАЛОВ Да, хватит тебе, Пашка. Я тебе верю. Вот лучше послушайте, что у меня есть. (Достает из кармана и разворачивает газету) Слушайте. Статья называется "Гость из космоса" (Читает) "28 июля сего года в небе над селом Силовка Красноярского края был замечен неопознанный летающий объект, напоминающий шляпу с двумя вращающимися прожекторами по бокам. НЛО на несколько минут застыл над домом номер 14 по Краснопресненской улице, а затем скрылся в сторону леса. С тех пор жительница этого дома тринадцатилетняя Маша Иванова стала по ночам слышать телепатические передачи инопланетян, которые, как она уверяет, находились как раз в упомянутом выше НЛО. Инопланетяне рассказали Маше, что они прибыли на землю с исследовательскими целями, что их цивилизация уже более десяти тысяч лет наблюдает за развитием Земля, а все знания земной наукой - это знания инопланетян, которые пришельцы передали нашим учёным телепатическим. Инопланетяне также сообщили Маше, что цивилизация с планеты Шиш из созвездие Кита собирается в скором времени захватить Землю, а их разведчики уже находятся на нашей планете среди всех слоёв населения во всех крупных городах мира. Несколько дней назад связь с пришельцами прервалась. Маша говорит, что их срочно отозвали назад на их родную планету Хренис. " Газета "Три короба" ассоциация Жёлтый прессы России.
Увалов сворачивает газету и кладет её в карман. Все застыли в раздумье.
МАСЛЯНАЯ (прерывает молчание) Выходит не зря фильмы снимали и рассказы писали. Выходит, правда скоро инопланетяне нападут. Говорят же, что фантасты предвидят будущее. Вот и свершилось. Ой, мальчики, я боюсь!
ФРОЛОВ (сжимает кулаки, становится в боксёрскую стойку, словно собирается схватиться с невидимым противником) Не бойся! Если у нас пришелец объявится, я его так отделаюсь, что забудет, как летающей тарелкой управлять!
УВАЛОВ Ага! А он сбросит кожеоболочку, превратиться в какого-нибудь монстра, да и сожрет тебя!
МАСЛИНА Ой, помираю!
Маслина падает на диван в притворном обмороке с протяжным стоном. Фролов пытается ее удержать, но сам, споткнувшись, падает рядом.
ФРОЛОВ (пытаясь нащупать пульс у Маслиной, испуганно) Слушай, Серёг, а она не померла, случаем?
УВАЛОВ (тихо) Точно, померла. (Громко) Помогите, человек умирает!
МАСЛИНА (поднимаясь) Не кричи, живая я. (В задумчивости садится на диван) Я вот о чём подумала, пока в обморок падала, а вдруг у нас в классе тоже инопланетянин есть.
УВАЛОВ Точно, ребята! У нас же новенький. Гришка Ильин. Только две недели назад в класс пришёл. Стра-а-анный он какой-то.
ФРОЛОВ Точно, он мне сразу не понравился.
МАСЛИНА И способности у него нечеловеческие.
УАЛОВ Ты это правильно, Марина, отметила. Он такой толстый, а шестьдесят метров лучше всех пробегает. Помните в понедельник на физкультуре за восемь и одну пробежал, да ни один восьмиклассник так не может!
УВАЛОВ А как он в карты играет? А? Видел я как-то. Ни разу не проиграл! А как карты отгадывает? Всю колоду угадал. Ни один человек так не может!
МАСЛИНА А как он контрольную по алгебре решил?! Оба варианта с дополнительными заданиями и всё на пятёрку! Да не один отличник так не смог бы!
ФРОЛОВ Да, ребята, точно. Это он! Инопланетянин!
УВАЛОВ и МАСЛИНА (одновременно) Конечно! Без сомнения!
УВАЛОВ Надо нам его завтра на перемене изловить и на чистую воду вывести. Всё расспросим! Как, что и где! А потом к директору или сразу в милицию отведём, чтобы там всё по закону решили. Ох и попляшет он голубчик!
МАСЛИНА и ФРОЛОВ (одновременно) Решено! Заметано!
УВАЛОВ Завтра так и сделаем. А сейчас по домам. Поздно уже.
Все уходят со сцены.
Конец первого действия
Действие второе
Явление первое
Классная комната. В помещении ряды парт, доска, стол учителя, на стене портреты писателей и поэтов. В классе около 10-15 человек, которые во время первого явления расходится по классу, либо уходит со сцены. За задней партой сидят Маслина и Увалов. К ним подходит Фролов.
ФРОЛОВ Видимо, ребята, ничего сегодня не выйдет. Последний урок сейчас, а Гришки Ильина всё нету.
МАСЛИНА И где его носит?
УВАЛОВ А ты будто не знаешь. К своим на базу улетел. Информацию о нас передаёт, да новое задание получает. Неужели не ясно?!
ФРОЛОВ Вот гад, а! Сам же нас перебить хочет, а как придёт, так прямо мил-человек и прилежный ученик.
МАСЛИНА Отличничек! Милитарист!
КУЗЬМИН (подходит) О чём это вы тут говорите? О каких-таких милитаристах? Об американцах что ли? Так сейчас идёт процесс разоружения, и никаких милитаристов уже нет. Времена Холодной войны прошли.
УВАЛОВ (зло) Слушай, Кузьмин, шёл бы ты отсюда. Вон, иди с девчонками пофилософствуй на счёт процесса разоружения. А мы как-нибудь сами тут разберёмся.
КУЗЬМИН А что это вы меня гоните? Я, может, тоже послушать хочу.
ФРОЛОВ Ты чего, Фома, не понял что ли? Так я разъясню. (Сжимает правую руку в кулак и сует её под нос Кузмину) Понял?!
КУЗЬМИН (отодвигается от Фролова) Ты чего? Что, сказать ничего уже нельзя? Ты мне не грози, а то сам получишь!
ФРОЛОВ (развязно) Чего-чего? Тебе всё ещё непонятно? Так я сейчас как дам, уши завянут! (Замахивается на Кузьмина)
КУЗЬМИН (отпрыгивает от Фролова) Ты меня избить хочешь, да?! Так я директору, я в милицию жаловаться пойду, я своего брата позову, я на тебя спецназ, десантников и КГБ с ОБХСС натравлю, я в ЦК партии напишу, президенту напишу !..
ФРОЛОВ Иди, иди отсюда, писатель! (Отворачивается от Кузьмина)
Кузьмин нехотя отходит от Фролова, Увалова и Маслиной, оглядываясь по сторонам. Затем начинает приставать к другим ученикам с репликами типа «Они меня избить хотели», «Фролов меня чуть не убил» и т.п. Все от него отмахиваются и не уделяют ему внимания. Кузьмин уходит со сцены, и из-за кулис ещё некоторое время раздаётся его обиженный голос.
ФРОЛОВ Ишь, какой любознательный попался.
УВАЛОВ А может он тоже инопланетянин?
МАСЛИНА Помощник Ильина, вот всё и выпрашивает, чувствует, что их раскрыли!
ФРОЛОВ Да нет, не похож он на пришельца. Слишком вредный. Инопланетяне такими вредными не бывают.
УВАЛОВ А ты что, много пришельцев видел, что о них всё знаешь?
ФРОЛОВ Ну, инопланетян я, вроде, кроме Ильина не видел. Но я вот что думаю. Кузьмин за год, что у нас учится, всем надоело, и никто с ним дружить не хочет. А инопланетяне тоже не дураки, они бы из-за вредности его ни за что в разведку не взяли. Он бы уже давно где-нибудь в тюрьме космической сидел за свою вредность.
УВАЛОВ А может он специально притворяется вредным, чтобы подозрение отвести?
ФРОЛОВ Да брось ты. Даже если бы он и притворялся, то всё равно через неделю всем бы в городе рассказал, что он инопланетный разведчик. Трепло он!
УВАЛОВ А может...
МАСЛИНА (перебивает) Да хватит вам спорить! Мы Ильина поймаем, выведем его на чистую воду, и о сообщниках расспросим. Он нам точно скажет – инопланетянин Кузьмин или нет.
УВАЛОВ, ФРОЛОВ (вместе) Правильно, Марина! Верно!
МАСЛИНА Ладно, мальчик, после уроков договорим. Сейчас звонок будет.
Явление второе
Маслина, Увалов, Фролов, Кузьмин, другие ученики 8«В» класса, учительница русского языка и литературы Татьяна Петровна.
Звенит звонок на урок. Все ученики заходят в класс, занимают свои места.
ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА (входит) Здравствуйте, ребята. (Ученики встают) Садитесь. (Все садятся)
Татьяна Петровна подходит к учительскому столу, кладёт журнал, садится.
ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА Староста класса, доложить, кто отсутствует. Кто староста?
МАСЛИНА (встает) Я староста. Сегодня на уроке отсутствует Ильин Григорий.
ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА Причина?
МАСЛИНА Заболел, наверное.
УВАЛОВ (тихо) Как же, заболел! Сидит сейчас в своем истинном обличье, попивает кислоту, да задания получает. Штирлиц инопланетный!
ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА Больше отсутствующих нет? (Маслина мотает головой) Хорошо, садись, Марина. (Маслина плюхается на стул) Ну что ж, начнём урок литературы. Вам было задано подготовить стихотворение Александра Сергеевича Пушкина на выбор не менее шестнадцати строк. Чтение наизусть. Так, кто хочет по желанию? (Обводит глазами класс) Желающих нет, как я поняла. Что ж придётся вызывать по журналу. (Открывает журнал) Так. Кто это у нас на первом ряду за второй партой? Фролов. Иди, рассказывай.
По классу проносится вздох облегчения.
ФРОЛОВ (вскакивает, обиженно оттопырив губу) А почему я? Почему всегда я? Как что, так Фролов!
ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА Павел, ты знаешь, какие у тебя оценки по литературе?
ФРОЛОВ Хорошие.
ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА Ах, хорошие? Ну слушай. (Читает) Пять, четыре, пять, три, три, три, два, четыре, два, единица, два, два. И это ты называешь хорошие? А четверть уже на исходе. Иди, рассказывай. (Фролов выходит к доске) Готов?
ФРОЛОВ Готов.
ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА Читай.
Фролов становится в позу, поднимает руку, закатывает глаза. Начиная читать быстро, без выражения, запинаясь на каждом слове.
ФРОЛОВ Лишь благосклонный мрак раскинет… Э-э… Над нами... Как его?.. А! Тихий свой… Этот… Покров.
ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА Павел! Ну как ты читаешь? Надо сказать название стихотворения, автора. И, пожалуйста, читай без лишних реплик, типа «Как его» и «Этот». И без запинки.
ФРОЛОВ (всё в той же позе)
Лишь благосклонный мрак раскинет
Над нами тихий свой покров...
Ой, название забыл. Значит, А. С. Пушкин «Письмо к Лиде».
Лишь благосклонный мрак раскинет
Над нами тихий свой покров
И время к полночи придвинет...
И время к полночи придвинет…
Забыл!
ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА Стрелу медлительных часов.
ФРОЛОВ Точно!
Стрелу медлительных часов,
Когда не спит… Э-э… В тиши природы
Одна счастливая любовь, -
Тогда моей темницы вновь
Покину я немые сходы…
То есть своды… (Замолкает)
ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА (выждав пару секунд) Это всё?
ФРОЛОВ Всё.
ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА Не густо, не густо. И где же здесь шестнадцать строчек? (Фролов пожимает плечами) Не знаешь? (Фролов кивает) И я не знаю. Может быть ты всё-таки вспомнишь, как там дальше?
ФРОЛОВ Попробую. (Чешет затылок)
Летучих остальных минут
Мне слишком тягостна потеря… (Снова замолкает)
ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА Всё?
ФРОЛОВ Нет. Там, вроде бы ещё что-то было.
ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА Вот именно, что-то. Ладно, садись Фролов, придёшь в три часа на дополнительное занятие, расскажешь. (Фролов, опустив голову, идёт на место) Ну, кто следующий?
В это время за кулисами раздаётся грохот.
ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА (встаёт) Кто это там в коридоре мешает вести занятие? Пойду посмотрю.
Татьяна Петровна встаёт, уходит со сцены.
Явление третье
Те же и Ильин.
В класс входит Татьяна Петровна, за ней, волоча портфель по полу, идёт Ильин.
ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА (садится за стол) Итак, Гриша. В чём заключается твоё столь долгое непребывание в школе? Какая причина задержала тебя? быть может, землетрясение или наводнение, а может на тебя напали рэкетиры?
ИЛЬИН (говорит не понимая головы) У меня вчера бабушка умерла. На похороны ездил, только что вернулся.
ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА Я тебе сочувствую, но мог бы и записку от родителей принести.
ИЛЬИН Я принёс. (Вытаскивает из кармана сложенный вчетверо лист бумаги, подходит к учительскому столу, протягивает Татьяне Петровне)
ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА (прочитав) Хорошо. Только скажи мне, кто тебе записку писал? Что-то почерк странный.
ИЛЬИН Это дедушка писал!
ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА Значит, дедушка? Ну ладно, а кто же подписывался? Вряд ли твоего дедушку зовут Марией Васильевной.
ИЛЬИН Это бабушка!
ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА (удивлённо) Бабушка? Ты же сказал, что она умерла.
КТО-ТО ИЗ КЛАССА А Гришка, когда бабушку в могилу спускали, кинул ей записку. Бабушка высунула из гроба левую ногу и подписала внучку документ, чтобы его в школе не заругали!
Весь класс смеётся.
ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА (сердито классу) Кто это тут такой умный?! (Ильину) Ну так кто же всё-таки записку подписывал?
ИЛЬИН Я же говорю - бабушка, Мама отца.
ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА Значит, вы маму твоей мамы схоронили?
ИЛЬИН Да.
ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА Ну, что ж, садись на место.
Ильин идёт на своё место, садится, раскладывает на парте школьные принадлежности.
ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА Продолжим урок. (Смотрит в журнал) Ильин. Раз уж ты пришёл на урок, так, может, расскажешь нам стихотворение, который дома подготовил?
ИЛЬИН (встаёт, откашливается) Понимаете, Татьяна Петровна, я вчера сразу после уроков на похороны уехал…
КТО-ТО ИЗ КЛАССА Тогда кто это, похожий на Гришу, до десяти часов вечера по улице шатался, уж не дух ли отца Гамлета? (Смех в классе)
ИЛЬИН (пропускает фразу мимо ушей) И из-за этой спешки не успел подготовиться к сегодняшнему уроку. Вы уже извините, Татьяна Петровна.
ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА (растерянно) Ну что ж, Гриша, я тебя понимаю. Садись, подготовишься к следующему уроку, тогда и расскажешь. (Снова смотрит в журнал) Может быть к доске пойдёт Увалов?
УВАЛОВ (встаёт) А может быть не надо?
ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА (уверена) Надо, Сергей. Иди.
Увалов, волоча ноги, выходит к доске.
ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА Готов?
УВАЛОВ Неа.
ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА Почему?
УВАЛОВ Забыл.
ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА Ну что ж, садись.
УВАЛОВ (обречённо, скорее утверждает, чем спрашивает) Пара?
ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА Пара. Можно сказать, заслуженный результат труда (Берёт ручку, заносит её, как топор на казни, над журналом)
УВАЛОВ Подождите!
ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА (кладет ручку) И что ты хочешь ещё сказать, Серёжа?
УВАЛОВ Татьяна Петровна, давайте я вам свои стихи прочитаю. Там как раз шестнадцать строчек.
ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА Ну, если твои стихи не хуже пушкинских, то давай.
УВАЛОВ Стихотворение называется «Пришельцы» (откашливается, начинает читать)
Когда из чёрного косм`оса
Со звёзд, невинных, как ушей,
К нам вдруг нагрянет пылес`оса,
С ордой инопланетных вшей.
Когда она - дитя Вселенной,
Пробив глубь атмосферы здесь,
Придёт к нам с миссии военной,
Захватит земной шарик весь.
Когда недалеко от школы
На землю сядет НЛО,
И в ней, как в банке «кока-колы»
Откроют люк инсущество,
И поползёт с фотонной миной
С щуп`альцами как осьминог,
Огрею я его дубиной,
Чтобы Землю он взорвать не смог!
Увалов замолкает, стоит в гордой позе, оглядывая класс.
ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА Странный у тебя какие-то стихи, Сергей. Что-то я не поняла смысл. Объясни.
УВАЛОВ Ну, это стихотворение рассказывает о том, что из космоса прилетели инопланетяне, чтобы захватить и взорвать Землю. Но человек, от лица которого ведётся повествование, не дал им этого сделать.
ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА Да?! Хорошо, сюжет мне твой понятен, но не вижу смысла в самих стихах.
УВАЛОВ Ну как же так?! Всё же понятно!
ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА Объясни-ка лучше, что значит «со звёзд невинных как ушей»?
УВАЛОВ Это значит, с тех звёзд, которых нам не видать, как своих ушей без зеркала.
ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА Хорошо, а что значит пылес`оса?
УВАЛОВ Это значит космический корабль пришельцев. Так сказать, поэтическое сравнение.
ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА Правда? Тогда как понимать «с ордой инопланетных вшей»?
УВАЛОВ То есть с полчищами инопланетных монстров.
ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА А что же значит «и в ней как в банке кока-колы откроет люк инсущество»?
УВАЛОВ В банке «кока-колы» есть же такое отверстие, которое как люк открывается. А здесь подразумевается, что в НЛО тоже как бы появляется похожий проход.
ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА Но что значит «инсущество»?
УВАЛОВ Это сокращённо от «инопланетное существо».
ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА А почему у тебя неправильно поставлено ударение, например, не к`осмоса а косм`оса, не щ`упальца а щуп`альца?
УВАЛОВ Это для рифмы.
ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА А-a, Ну спасибо, Сергей, что объяснил. Cама я вряд ли бы догадалась.
УВАЛОВ Двойку поставите?
ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА Даже и не знаю, что ставить. Если бы у нас был урок фантастической или сюрреалистической поэзии, ну или, на худой конец, урок творчества учащихся, я бы тебе пять поставила. А так (разводит руками) извини. Исправишь на следующем уроке. Садись.
Увалов уныло плетётся по классу к своей парте. Вслед ему летят реплики типа «Ну ты поэт!», «Евтушенко!». Слышен голос Кузьмина: «Да за такие стихи на Сахалин пешком гнать надо!»
УВАЛОВ (тихо самому себе) Смейтесь, Смейтесь! Досмеётесь скоро, когда пришельцы с фотонными бомбами заявятся!
Явление четвертое
Те же и уборщица.
На сцене появляется уборщица, которая подходит к учительнице русского языка и литературы и что-то тихо ей говорит.
ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА (встаёт) Дети, на этом закончим урок. Меня срочно вызывают на совещании к директору. На дом остаётся прежнее задание.
Татьяна Петровна и уборщица уходят со сцены.
Явление пятое
Маслина, Увалов, Фролов, Ильин, другие ученики 8«В» класса, которые во время дальнейшего повествования уходят сцены.
Ученики расходятся, Гришка Ильин сидит на своём месте и что-то быстро записывает. Фролов, Маслина и Увалов собираются за задней партой.
УВАЛОВ (указывая на Ильина) Смотрите, пишет что-то.
ФРОЛОВ Поди данные, которые получил, записывает.
МАСЛИНА Да какие он может получить данные на уроке?
УВАЛОВ А, может у него в портфеле целый компьютер с датчиками!
В это время Ильин, закончив писать, встаёт, сворачивает исписанный листок, кладёт его в карман, берёт портфель и направляется к выходу.
МАСЛИНА (подскакивает на стуле) Ребята, уйдёт же!
Фролов вскакивает и бежит наперерез Ильину, грудью загораживает проход.
ФРОЛОВ Стой!
ИЛЬИН (оглядываясь на Увалова и Маслину) Ну, что надо?
ФРОЛОВ Ах, что надо?! Сейчас узнаешь! Сначала скажи-ка нам, что ты там писал.
ИЛЬИН Разбежался!
Маслина и Увалов подскакивают сзади, заламывают Ильину руки. Фролов вытаскивает листок бумаги.
ФРОЛОВ Не хотел по-хорошему, будет по-плохому! (Разворачивает листок) Узнаем сейчас, что за сведения ты передать хотел. (Читает) «Когда из чёрного космоса, со звёзд невинных как ушей...» Чего?! Это же Увалого стихи! (Ильину) Ты зачем их переписывал?!
ИЛЬИН Очень уж они мне понравились. Ни разу в жизни такой галиматьи не слышал. Вот решил записать и домой отнести.
ФРОЛОВ Домой? А может на станцию? Узнал, что тебя раскусили, вот и решил своим информацию передать!
ИЛЬИН На какую станцию?
ФРОЛОВ На ту, что по орбите вокруг Земли летает.
ИЛЬИН Да вы что, спятили что ли? Ни на какой станции я не был!
ФРОЛОВ Не отпирайся! Мы все знаем, ты инопланетянин!
ИЛЬИН Что?! Сами вы инопланетяне! Ничего я не знаю!
ФРОЛОВ Ах не знаешь? Ничего, сейчас узнаешь! (Хватает его за ухо) А ну, покажи свою кожеоболочку!
МАСЛИНА (хватает за волосы) Покажи свой третий глаз!
УВАЛОВ (дёргает за руку) Покажи свои щупальца!
ИЛЬИН Пустите меня, ненормальные!
Ильин вырывается из рук Маслиной, Увалова и Фролова и несётся к выходу, но Увалов догоняет его.
УВАЛОВ Стой! Ты сейчас нам всё расскажешь!
Маслина, Увалов, Фролов заваливают Ильина на парту. Маслина достаёт из своей сумки длинный шар, Фролов привязывает им Ильина к парте.
ФРОЛОВ Ну а теперь отвечай, когда будет высадка инопланетного десанта на Землю, сколько кораблей у вас, каким оружием владеете, Сколько ещё разведчиков инопланетян находится на Земле, в СССР и в нашем городе?
ИЛЬИН (испуганно) Да не знаю я, не знаю! Не инопланетянин я! Честное пионерское, не инопланетянин!
УВАЛОВ Ах, «честное пионерское»? (Фролову) Смотри, как прикидывается! (Ильину) А может, у вас тоже пионеры есть?
ИЛЬИН Не верит! Ну вот тебе крест, что я не инопланетянин!
УВАЛОВ Ах ты ещё и верующий! Никогда не слышал, чтобы были верующие инопланетяне.
ИЛЬИН Опять не верит! Ну почему вы решили, что я инопланетянин?
УВАЛОВ Во-первых, ты за контрольную по алгебре пять получил, а больше никто не получил. Во-вторых, ты шестьдесят метров на физре за восемь и одну пробежал, лучше всех. И в-третьих, ты, когда в карты играл, то ни разу не проиграл, а когда отгадывал, то всю колоду отгадал!
ИЛЬИН Я всё сейчас объясню! Контрольную я хорошо написал, потому что у Инны Петровны перед уроком стащил тетрадь, где у неё всё решено было, на уроке всё списал, а потом обратно незаметно положил. Пробежал я хорошо, потому что бежал последний и один. Я, перед тем как бежать, спрятал секундомер физрука. Он его искал, искал, а урок уже заканчивается. И я ему свои часы дал. У меня электронные американские, тоже с секундомером. Только секундомер на часах не правильно работает, запаздывает. Из-за этого и получилось, что я лучше всех пробежал. А в карты я так играю, потому что та колода моя была. И там карты меченые, вот и всё.
УВАЛОВ Да врёт он всё!
ФРОЛОВ Не врёт. Всё правда. Помнишь, на алгебре математичка тетрадь искала, а на физре Евгеша секундомер искал? И карты меченые были, я вспомнил, у них на задней стороне точки и чёрточки ручкой были поставлены. Никакой он не инопланетянин.
УВАЛОВ А где же он сегодня во время уроков был?
ИЛЬИН В видеосалоне я был. Там «Звёздные войны» идут. Две части. А записку от бабушки с дедушкой я сам написал.
ФРОЛОВ Не инопланетянин он. (Развязывает Ильина)
ИЛЬИН (Вскакивает) Ненормальные! (Хватает портфель и убегает со сцены)
УВАЛОВ Да не верьте вы ему! Пришелец он! Вот газета "Три короба", здесь же написано! (Достаёт газету)
ФРОЛОВ Наврали там с три короба в твоей газете. Пойдём, Марина.
Масляная и Фролов уходит.
УВАЛОВ (держит газету) Значит, нет никаких инопланетян, и не было! (Ревёт газету, бросает обрывки на пол и уходит со сцены)
Явление шестое
Уборщица.
Уборщица заходит в класс с ведром, шваброй и веником. Начинает выметать из-под парт мусор.
УБОРЩИЦА Ох и намусорили! А потом убирай за ним! Так намучаешься с уборкой, что потом весь день спина болит! А это что такое? Чудное что-то.
Уборщица наклоняется, вытаскивает из-под парты что-то прозрачное, напоминающая комок полиэтилена.
УБОРЩИЦА Что это тут такое? (Вертит со всех сторон.) Мешок? Не похоже. Тетрадь? Тоже, вроде, нет. А, вот табличка есть! Чего-то тут написано. Не по-нашескому только. А, вот и по-русски есть! (Читает) «Кожеоболочка. Сорт высший. Заказ ведомства космической разведки номер 321. Произведено на планете Шиш». Чего ещё за кожеоболочка? Мудрёное что-то. Ну да Бог с ней. Всё равно мусор. (Бросает кожеоболочку в ведро) Чего только в школу не тащат! Чего только наши детки не придумают!
КОНЕЦ ПЬЕСЫ
Ноябрь 1990 г.
Свидетельство о публикации №225113001270