Дальние страны

У миллионов мальчишек и девчонок Советского Союза на книжных полках стоял этот голубой четырёхтомник Аркадия Гайдара.
Я не был исключением, в большой домашней библиотеке из более 7 тысяч томов Гайдар стоял на одном из самых почётных, видных мест - рядом с Жюль Верном, Беляевым, Дюма , Андерсеном... все четыре гайдаровских томика были перечитаны не один десяток раз, а некоторые, самые любимые рассказы и повести , скорее всего перечитывались мной полсотни раз, не меньше. Выделяло Димку из миллионов поклонников "Тимура и его команды", "Судьбы барабанщика", "Военной тайны" разве что отчество, ибо звали Димкиного отца Аркадием, посему именовался Димка некоторую часть свой жизни в официальных документах "Дмитрий Аркадьевич" и гордо верил , что отца назвали в честь писателя Гайдара, который в  Гражданскую войну, в 14 лет, будучи гимназистом,  сбежал на фронт, в Красную Рабоче-Крестьянскую армию, а в 17 лет уже командовал полком , а потом, за последние пять лет свой фантастической жизни стал известным писателем, который уже в ранге классика советской детской литературы поехал на фронт военным корреспондентом. После 22 июня 1941 много известных и не очень писателей стали военными журналистами и поспешили на фронт, чтобы успеть запечатлеть молниеносный и сокрушительный , как провозглашал товарищ Сталин, разгром немецких войск на территории врага... Спустя три месяца, в сентябре 1941, Гайдар был одним из очень немногих , отказавшихся от места в последнем самолете , вылетавшем из уже окруженного Киева в Москву .

Какое длинное получается вступление... ( это я не о вышеизложенном, там уже сокращенный вариант, менее даже десятой части, посвященной Гайдару - всё-таки я не о Гайдаре монографию собрался ваять, а своим внукам о себе рассказать... Когда-то предполагалось , и даже написалось - : "своему сыну о себе рассказать...", но с тех пор и лет прошло почти тридцать, и уже не один Святогор Дмитриевич, а целая группа похожих на меня граждан в возрасте 13-32-х лет не особенно-то и нуждаются , я предполагаю, в изложении подробностей 50+ лет жития отца Димона ("Видео-вставка: "...какое житие твоеее-е...!!?" ведь не только мне послышалось ??! ))).
Дети мои , вполне допускаю, могли и утомиться от моих рассказов ( "Видео-вставка:"...и бросало меня по свету белому от"... Урала до Алдана и Лены, от моря Лаптевых до Замбези и Рувумы, аж до самой-пресамой Крокодил-реки - той самой реки Лимпопо, главной реки нашего детства... А почему главной... - а потому , что советский ребёнок в возрасте 3-7 лет вполне мог не знать о Енисее, но не мог не слышать и не запомнить призывный, чарующий зов далёкой солнечной Африки в дальние чудесные тёплые края , где "Лимпопо... Лимпопо... Лимпопо!"..."), поэтому логичнее в качестве потенциального читателя представить уже внуков.
Пожалуй, к некоторым моментам в тексте необходимы ремарки в качестве пояснений , чтобы потом не забыть и возможно выделить в отдельную главу.

О реках.
 Конечно, список рек и других значимых в моей жизни водоёмов и географических объектов, озвучен далеко не полный, и выпускнику Географического факультета МГУ (кафедра метеорологии-климатологии : на месте того, кто придумал термин "Глобальное Потепление" мог бы быть я! "Видео-вставка: Напьёшься - будешь!!")) это где-то даже обидно , потому как например вариант "...по свету белому от мыса Челюскин до мыса Доброй надежды звучит более поэтично-эпичнее...
А можно было и не менее увлекательно "от гор Бырранга до Драконовых гор..." (если кто не слышал о Бырранга, но знает где плато Путорана (хотя бы по фильму "Территория"): если случится вам добраться до Путорана, всего ничего останется - строго на север 4 часа на вертолёте до гор Бырранга.)  Но Димон же не хочет , чтобы Фёдор Конюхов умер от смеха?! Конечно нет, и лучшее тому доказательство, что пересек все океаны и туда и обратно, и кругосветно обогнул планету много раз, и вплавь и на воздушном шаре великий русский путешественник Фёдор Конюхов не без помощи одного предмета, который автор этих строк привёз из Африки. Не будем отвлекать читателя описанием предмета сейчас - но обязательно к этому вернемся, в отдельной главе, посвященной Международной Космической Станции, на которой тоже находится похожая штука. Вы не волнуйтесь, на самом деле - всё давно написано))) . Осталось просто привести эти записи в относительно читабельный вид, и хотя во мне всю жизнь борются с переменным успехом две разнонаправленные ипостаси (31.01.1968 - это счастье принадлежать к карассу Водолеев , но весьма значимо нивелируется необратимой противоположностью моей природы, где я отношусь к клану Ленивой Обезьяны.

О бароне Мюнхгаузене.
Да, Олег Иванович Янковский - один из любимейших актеров, и фильм "Тот самый Мюнхгаузен" - тоже, с самого детства . Конечно, и любимых актеров, и фильмов у меня- множество. Почему отдельную главу я буду иметь честь посвятить этому фильму... В детстве, прочитав уже изрядное (по современным меркам - невообразимое ) количество сказок, приключений и фантастики, лет в 13-14, я написал первые более менее связные стихи, (даже в школьной тетрадке на случай сохранились - кроме самого первого стиха: первая вера в свои способности слагать вирши парадоксально возникла на уроке немецкого языка (Спасибо Валентине Викторовне!) : её домашнее задание - перевести с немецкого "Лорелея" Гейне, неожиданно получилось перевести и по смыслу, и в рифму - и это доставило непередаваемые по силе ощущения, близкие к эйфории ))) , ну а потом начал придумывать и фантастические рассказы - не утруждаясь их записывать - просто сочиняя на ходу , иногда пару-тройку дней выстраивая сюжет с продолжениями(ВВ: "...это многое объясняет")
Призываю в свидетели Николая Азарова, Сергея Гаврилова и Марину Костину - моих друзей и однокашников по Художественной школе - сидя за мольбертом, долгими якутскими зимними вечерами, переслушав по сто раз пластинки с "Бременскими музыкантами" и Полем Мориа и сотней других, что приносили все из дома, я попробовал пересказывать Брэдбери на свой лад, но быстро понял, что интереснее и увлекательнее придумывать своё. Народу вроде нравилось))). К чему это я... Да - друзья мои, если вдруг вам показалось, что мы с бароном в чём-то похожи - даже не сомневайтесь, у нас много общего!
Например, с баронессой фон Мюнхгаузен мы добрый десяток лет жили в одном доме, были соседями... Инна Михайловна не часто бывала в городской квартире, живя в основном в загородном доме, и в редкие моменты её появления главной задачей моей семьи было не потревожить наше национальное достояние лишним шумом, навроде детской беготни и визга))).
Ну и к чему я это - ну мало ли кто у кого сосед, бывают же и не такие совпадения... Да, просто к слову пришлось - а сказать хотел вот что: Мюнхгаузен был фантазёр, выдумщик. У меня другая проблема - ну вообще нет нужды что-то придумывать, всё и так со стороны наверное кажется сказками дядюшки Римуса... Поэтому, у меня скорее возникает необходимость недоговорить или вовсе промолчать о каких-то фактах - именно с целью добиться большего правдоподобия))).

Итак, возвращаясь уже ну совсем издалека - как-бы мельком пролистнув главы три-четыре - глава о Гайдаре , это просто попытка объяснить, почему Гайдар мне более отец, чем папа Аркадий -видел которого последний раз в детстве в мои 6 лет, в родном моём городе Орск ( "Особый Район Ссыльных Каторжан", форпост уральского казачества на реке Урал - родиться на границе Европы и Азии  было предметом особой гордости в детсадовском детстве ) и встретились только сорок два года спустя.
Так что воспитывали, учили жизни и рассказывали о Дальних странах Димке другие, не менее выдающиеся люди (с их далеко не полным перечнем может ознакомиться каждый читатель 50-ти томов "Библиотеки мировой литературы для детей" , один из которых был моим настоящим отцом - по крайней мере, до тех пор, пока искренне верили в это мальчишки и девчонки начала семидесятых,ещё не совсем определившиеся во времени и пространстве соседи Дмитрия Аркадьевича по детсадовским горшкам , тогда ведь народ с малолетства Родина учила верить во всё хорошее, болтливому выдумщику Димке не приходилось очень уж напрягаться, он и сам себе искренне верил :  про Кибальчиша , и его крепкое слово, и  "Чук и Гек" написал его батя -  командир полка особого назначения Красной Армии, всадник, скачущий навстречу восходящему солнцу, писатель Аркадий Гайдар, сын Комиссара Революции...
Нежно, тепло обнимаю людей моего карасса, то есть тех немногих, кто не просто понял аллегорию с Понтием Пилатом , а ещё улыбнулся вместе со мной))).

Вообщем без Гайдара никак, и без Кибальчиша , Альки и Тимура , барабанщика и Чука и Гека никак...
И те же четыре голубых томика  Гайдара, синих Жюль Верна , Марк Твена,  и ветхий-ветхий Андерсен, ( единственная отцовская вещь , сопровождавшая меня полсотни лет, с дарственной надписью "...Аркадию на День Рождения...", ставшая первой книгой и у моих детей тоже.

От эссе о писателе Гайдаре вернемся к тому, о чём планировался рассказ - к Африке. Почему Африка?! Надеюсь, теперь хоть отчасти объяснил - потому что Дальние страны, потому что  Аркадьевич, а еще Жюль Верн, Дефо, Дюма, Стивенсон, Брэдбери... и остальные 7000 томов домашней библиотеки в большом деревянном доме, срубленном из огромных, вручную отесанных бревен, в далёкой Якутии, на рудниках с умопомрачительно-волшебными названиями: Эмельджак, Ыллымах, Эльконка, Тимптон, девять месяцев в году утопающими в белоснежных сугробах , обычными январскими -50-55 по Цельсию, рекордными -61 в олимпийском 1980-м, поэтому  кроме занятий в школе и спорт - только чтение запоем, и на школьных переменах, и ночью с фонариком под одеялом, что бы родители не увидели... А три летних месяца - почти тропическая жара , огромная тайга, сопки, чистые реки, охота, рыбалка, ягоды, грибы ,жень-шень,  походы с геологами , якутские шаманы, костры на оленьих стойбищах, река Алдан, месторождения золота, урана, слюды. Каждое лето - месяц в пионерском лагере - "Кристалл" или "Геолог", дома - уже к пятому классу внушительная коллекция минералов ( а ещё - монет, почтовых марок, значков, спичечных этикеток, гербарий - я был заядлым коллекционером всего).
К третьему классу школы возникает твердое желание стать астрономом - зимой, выходя из дома в школу, ты выходишь как будто в открытый космос: при морозе в минус 40-50 над тобой абсолютно чёрное ночное небо, в бездонной , прозрачной глубине которого очень ярко сверкают звезды, четко различимы Луна, Венера, Юпитер, Марс и все созвездия , если остановиться, замереть, смотреть на Луну, когда она огромная, над горизонтом - начинает казаться, что она на расстоянии вытянутой руки...
(Эффект подобный спустя годы я наблюдал на Кавказе в горах, в альплагерях Узункол, Алибек, Уллу-Тау , в горах звезды ещё более яркие, небо ещё более чёрное... но по настоящему сногсшибательное впечатление производит звёздное небо в Южном полушарии, в Африке - грандиозность , великолепие звёздного неба, Млечного Пути в районе тропиков абсолютна несравнима с нашими широтами).
Но немного фантазии - тебе и нашего скромного северного неба хватает, и вот ты как будто в космосе проводишь эти 15 минут до школы - и уходят на второй план даже такие интересные вещи , как геологоразведка, золотые прииски , драгоценные камни , охота и рыбалка в тайге - ты понимаешь, что космос и звёзды - это всё!!! Посему лет в 8-9 Димка твёрдо заявляет маме, что он будет астрономом, и просит объяснить, где учат на астронома (нужно спешить, все звезды уже открыты, разве что залетит шальная комета , ну ещё остается надежда первым обнаружить инопланетян, или хотя бы сигналы разумных цивилизаций) . Мама, старавшаяся приучить Димку быть самостоятельным, отправляет того искать ответ как обычно - к БСЭ. В итоге выяснено, что очевидно это ГАИШ - Государственный Астрономический Институт им. Штернберга . (Двое моих младших с детства живут в доме с видом на здание МГУ , здание ГАИШ находится ровно между, таким образом, в окно видны пять!!! куполов телескопов (включая обсерваторию во Дворце Пионеров) , дошкольниками  были в Планетарии, и в обсерватории - мечты стать астрономом не возникло ни у кого... Для этого всё-таки главное - видеть звёзды, в Москве , увы - их почти не видно.
Когда из глухих даже по местным, якутским меркам рудников ( это сейчас, когда всего  6-7 часов летишь рейсом Якутск - Москва , над домиком Чука и Гека пролетаешь примерно на полдороге - в районе Красноярска , но это сейчас , а я в детстве летел почти сутки с пересадками Якутск-Иркутск-Новосибирск-Москва, прямых рейсов ещё не было, но сначала нужно было добраться до Якутска, а это еще 600 км .) , итак, из совсем уж глуши , сменив несколько рудников, наша семья переезжает в пусть и маленький , но уже город Томмот ( первый год в тетрадях , помню, мы писали вообще-то "...ученик 2А класса школы номер 8 посёлка Укулан", и только спустя год Укулан волшебным превратился в "город Томмот".

И да - если читателю вдруг показалось, что до Африки ещё далеко - значит, мне повезло, это самый любимый мой читатель: умный. Если ты, мой читатель, ещё и не особенно спешишь, и готов простить мне очевидную многословность , мы обязательно станем друзьями. Ты сможешь заходить ко мне в гости в любое время , даже поздним вечером, без звонка,  не спрашивая разрешения, когда захочешь, а я, как настоящий друг - буду всегда тебе рад.
Димон ведь не хочет быть писателем.
Ну, ладно-ладно - не берут)))
Диму более чем достаточно, что к нему изредка приходят те, кто его помнит и любит.
И тогда до самого утра они говорят, говорят...
И совсем не важно, о чем.

Продолжение следует...
А если что не так - ну не зашло, бывает... всё равно надейтесь на меня:
"...перепишу... я всё гениально перепишу!"


Рецензии