Сагхар экуменизма Энцо Бьянки
Например, в издательстве «Никея» вышла книга автора Энцо Бьянки – итальянского католического богослова, основателя и настоятеля межконфессиональной монашеской общины Бозе, и на обороте, и в самой книге, это презентуется без стеснения...
Но, упоминаемое издательство – это скорее бизнес столичных психологов, который они сейчас, когда Церковь возвышает голос, предают диджеингу под текущую повестку.
Кто же так скор, отделить Священное Писание от Священного предания?
Те, кому жизнь Церкви – это кино по телевизору, а творения святых отцов – как ископаемые в земле...
Но, ведь мы на русской земле с вами стоим.
И Русская земля – под Покровом Царицы Небесной.
Русская земля исторически ниспровергала любые попытки отторгнуть Священное предание.
А бесы же – иссушатся от света Царствия Небесного, как медузы на песке под солнцем.
Глава 1. Об узлах тонущих
Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «...исповедание Бога устами без исповедания деятельностию и сокровенною жизнию сердца при одном исполнении некоторых наружных обрядов и постановлений церковных признается пустым, душепагубным лицемерством».
Глава 2. Уподобление образа Божия жертвенной любовью сердца молящегося.
«Ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его», — повествует слова Господа Иисуса Христа апостол и евангелист Марк (Марк. 7, 18).
«Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийство, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все зло изнутрь исходит и оскверняет человека» (Марк. 7, 21-23).
Человек — образ Божий; в 26 стихе 1 главы Книги Бытия говорится:
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] подобию Нашему». Однако протоиерей Ливерий Воронов в труде «Догматическое богословие» отмечает, что уже в 27 стихе 1 главы Книги Бытия сказано только о сотворении человека лишь по образу Божию:
«И сотворил Бог человека по своему, по образу Божию сотворил его».
Отец Ливерий приводит в толкование этих стихов Священного Писания Ветхого Завета рассуждение святителя Василия Великого:
«Сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию»... Это волеизъявление содержит два элемента: «по образу» и «по подобию». Но созидание содержит только один элемент... ведь здесь (то есть в стихе 27) Он сказал «по образу», но не сказал «по подобию».
Сам отец Ливерий пишет на этот счет:
«Одно мы имеем в результате творения, другое приобретаем по своей воле. При первоначальном творении нам даруется быть рожденными по образу Божиему; своей же волей приобретаем мы бытие по подобию Божию...
Если бы Господь, создавая нас, не сказал предопределительно: «сотворим» и «по подобию», — если бы нам не была дарована возможность стать «по подобию», — то своими собственными силами мы бы не стяжали подобия Божия».
Своими собственными силами мы не стяжаем подобия Божия; на то есть единственно Божия милость, которая непостижима, но в полноте своей достигается в жертвенной любви.
Но что позволит человеку освоить ее, — это новое качество?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся ко двум ключевым понятиям: «любовь к Богу» и «любовь к ближнему».
Безрассудно было бы думать, что одно из них возможно обособить от другого. Оба проявления милости Божией, коснувшейся сердца человеческого, исчерпывают совершенствование души и трезвение ума.
Возможным свершиться тому делает первое, ничтожное и незаметное движение свободной воли во смирение и страх Божий, в познание первой буквицы жертвенной любви.
Любовь к Богу и любовь к ближнему — есть выражение воли Божией и воли человека в полном созвучии. Любовь к ближнему, которая никогда не погибает (1 Кор. 13:8), нераздельна с истинной верой (1 Ин. 3:23; 5:1; Еф. 6:23; 1 Фес. 5:8; 1 Тим. 1:14; 2 Тим. 1:13) и рождается через веру (1 Петр. 1:21; 1 Ин. 5:1; Еф. 1:15; Кол. 1:4; 2 Фес. 1:3; Филим. 1:5), являясь плодом Духа (Гал. 5:22; Кол. 1:8; 2 Тим. 1:7) и происходя единственно от Бога (1 Ин. 4:7; 1 Фес. 3:12).
Любовь к Богу образуется в сердце человеческом Духом Святым (Рим. 5:5; Гал. 5:22; 2 Фес. 3:5) посредством нового рождения в нем (Втор. 30:6; Ин. 5:1), и делает возможным общение с Богом (1 Ин. 4:16), совершенно изгоняя всякий сердечный страх (1 Ин. 4:18).
Но как следует понимать «сердечный страх»? Обратим внимание на два корня в этом термине: «страх» и «сердце».
Термин же «сердце» имеет в своей транскрипции еще одно понятие — «сердце возрожденное», которого мы уже касались между строк.
Итак, сердце — злое и испорченное от природы (Быт. 8:21; Притч. 22:15; Еккл. 9:3; Иер. 17:9), вследствие грехопадения человека. Однако ему, как в образе Божием, необходимо возрождение (Иер. 4:4, 4; Иез. 18:31; Иак. 4:8; Рим. 7:6; Еф. 4:23), то есть уподобление образу Божиему. Но никто не может очистить свое сердце (Притч. 20:9), а только вера очищает его (Деян. 15:9; 26:18; 1 Петр. 1:22).
Страх нечестивых не является страхом Божиим (Быт. 20:11; Пс. 35:1; Прит. 1:29; Ис. 57:11). Страх же Божий — дар Божий (Иер. 32:39,40), самой премудрости (Иов. 28:28; Притч. 15:33) и источником жизни (Притч.14:27), побуждая избегать греха (Исх. 20:20; Пс. 4:4; Притч. 14:16; 16:6; Иов. 1:8; 2:3).
Страх Божий способен предотвратить любое уныние. Синонимом ему может послужить только одно слово: «любовь».
Любой страх, кроме страха Божия, — есть грех; так, страх по своей природе греховен. Если же прочесть эти строки со словом «любовь», то становится яснее их смысл.
Мы, из любви ко Преблагому Господу, призваны избегать греха, но как это возможно, если любовь к Богу — не возвеличивающаяся способность человека, а следствие соприкосновения сердца его с божественной благодатью? Грех же произрастает изнутри сердца нашего; оружия, способного пронзить человека, созданного по подобию Божиему, не существует. Оттого мучается душа, запертая изнутри.
Тогда как у исповедующих веру в Господа — нескончаемый резерв. Кто добровольно коснулся ее, тот уже окормлен Любовию. Однако дверца сердца отпирается обоюдно с двух сторон: сердце, испорченное от природы, стремится и сподобляется к унынию. Растопить же его в образе Божием и окормить Любовию может только кровь Самого Господа — Искупительная жертва, сопричащение которой делается возможным в молитвенном обращении к Богу.
В молитве достигается естественное состояние души. Как ад побежден Богом, так и молитва — самая скорейшая помощь в тоске. Искренняя молитва исцеляет душу неизбежно, как неизбежно всенаполняющее действие любви. А молитва — это действенная любовь ко Господу; только в молитве достигается узнаваемость образа Божия в человеке. Человек, который узнаваем Богом, направлен созвучно с промыслом Божиим о нем.
Воля человека, призванного к святости, не может избежать промысла Божия; уклоняясь же от него, он долгий путь стяжает почти вслепую, но верно — к единственной цели: уподобиться образу Божию.
Так, человек, родившийся по образу Божию и призванный ему уподобиться, достигает постижения совершенной Любви — жертвенной, которая выражается и становится возможной в любви к ближнему и любви ко Господу, достигая которые смирением сердца и познанием страха Божия.
Так — человек призван к богопознанию, однако грехопадением запер свою душу, связал свои помыслы — но Преблагой и непостижимый Господь искупил нас Своей кровью, сделав возможным для человека богообщение, живоносным источником которого является молитва.
Так, человек призван к становлению образом Божиим; но не своими силами он достигнет этого созвучия, а милостью Творца.
Смирением и в страхе Божием укрощая упрямость сердца, стяжая любовь к ближнему и постигая любовь ко Господу, — душу свою и помыслы свои совершенствуя, — человек обретает сердце возрожденное.
Сердце возрожденное, — что является сердцем новым (Иез. 11:19; 18:31; 36:26; Рим. 7:6; Евр. 4:23), — знает и боится Бога (Иер. 24:7; 32:39) в любви к братьям своим (1 Петр. 1:22) и ко Господу (Втор. 6:5; 10:12; 30:6; Мф. 22:37; Мк. 12:30,33; Лк. 10:27), пребывая молящимся (1 Цар. 1:13; Пс. 118:58,145) и достигая совершенства своего в Боге (3 Цар. 11:4).
Глава 3. К любви Его прививается
Бог создал людей.
Но как передать им, в которых от Его, от Духа Святого, – чувство совершенной любви?
Люди должны были пройти через грехопадение — это было необходимо, — чтобы через встречу со Христом, через Завет Божий, — научиться любить.
— Разве может в человеке от рождения не быть любви? Нет, невозможно.
— Человек по образу Божиему, частица любви в нем изначальна, как действие Духа Святого.
— С рождения самого человек к любви Его прививается.
Ведь человек не может иначе быть созданным Богом, как не для того только, чтобы Бог, от Любви Своей, решив поделиться с людьми, созданными Им, Своею Любовью — любовью самой — и чтобы люди научились любить друг друга; и вместе с Богом, и друг с другом, — люди будут жить в полноте любви.
Как и задумал Господь для человека.
Мы уже по образу Божьему, но чтобы стать и по подобию Его, — нужна свободная воля, решимость спастись — необходимо уподобиться.
Глава 4. Русские, христиане, наша ответственность
«Я христианин», – это и безусловно, и, в то же время, недосягаемо; в том именно значении, понимании, что христиане по таинству Крещения.
Но, быть христианином, вести духовную жизнь, видеть смысл жизни в богообщении – это безусловное наше спасение, но – христиане, мы, русские, ещё в том смысле, что у нас христианский менталитет.
И вот в этом смысле, в этой ответственности за свою духовную жизнь – наше недосягаемое средствами земными, необходимое спасение души.
Глава 5. Окормление противого сердца неусыпаемым Словом Божиим — непобедимая победа.
Укроти, Господи, роптивость сердца! Избави от помыслов тщеславных!
«Молитва — непобедимая победа», — так говорит с нами преподобный Серафим Саровский. В молитве достигается единственное угодное звучание свободной воли человека — узнаваемость образа Божия в нём. Так, человек, который уподобился богообщению, который стремится разговаривать с Господом, будет близок каждому человеку. Но и помимо воли ближнего невозможно обратиться к нему с живым опытом соприкосновения с милостью Господа. Однако, как всякая жизнь держится на Великой божественной благодати, так и ничем не сможет насытиться душа, кроме жизни в Боге.
Только Богом жизнь наполняется. Душу, не расточая себя, в себялюбии и самоугодливости не сходя, необходимо преобразовывать свой ум и сердце. Всё, что закрыто, всё поверхностно — так и человек не может быть самоцелью; человек, который имеет свободную волю, но не самостоятелен в образе своём, являясь в созвучии с ближним — откликом милости Божией и нескончаемой Любви.
Молитва, которая никогда не кончается, — устремление души человеческой к Господу. Она единственно быстро учит сердце доверять Богу, не пытаясь умом всё объять и во всё вникнуть — чтобы человеческое служило Духу Святому. Доверять Богу — постигать невозможную истину, что Промысл Божий — больше любого испытания и всех трудностей, какие только есть, и что они исцеляют нашу волю и помыслы, воспалённые в суете.
Как в суете нет возможности пребывать в образе живом, так нерушим один лишь Бог — и всё, что в Боге, вечно.
Как устремление души человеческой к Господу неусыпаемым Словом Божиим побеждает острие тщеславия, так через сожаление сердце учится терпению — и сопричащается вере.
Вере, которая является убеждением в вещах невидимых (Евр. 11:1; 11:27), — делает настоящим ожидаемое (Евр. 11:1), и производит послушание к Богу (Ин. 6:28–29; Деян. 11:21; Откр. 14:12), а также победу над диаволом и миром (1 Ин. 5:4–5; Еф. 6:16).
Вера в то, что воплотиться мог только сам Бог, который един в трёх Лицах (Мф. 28:19; 1 Ин. 5:7; 1 Петр. 1:2; 1 Кор. 12:3–6; Кор. 13:13; Еф. 4:4–6), — существует из Себя Самого (Исх. 3:14; Ис. 41:4; 43:10; 44:6; 48:12; Откр. 1:17; 22:13), совершенен (Мф. 5:48), нетленен (Рим. 1:23), наполняет небеса и землю (3 Цар. 8:27; 2 Пар. 2:6; 6:18; Иер. 23:24), и есть Любовь (1 Ин. 4:8, 16).
Так, мы живём не одни, как «не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадёт на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10:29–30).
Глава 6. Понимание Бога в Ветхом и Новом завете
«Я есмь Альфа и Омега,
начало и конец.
Который есть и был и грядёт». (Откр. 1:8)
До Воскресения Христа ветхозаветные праведники не могли попасть в рай после смерти, а место их было в лоне Авраамовом. Архиепископ Аверкий (Таушев), толкователь Священного Писания, пишет об этом:
«Здесь снова возникает неопределенность: богач оказался в аду, а Лазарь заслужил «вечные кровы», которые, однако... не являются Раем. И посмертный жребий Авраама (а вместе с ним и Лазаря)
заключается лишь в утешительных надеждах на будущее блаженство».
Без Христа, его смерти и воскресения, люди не смогли бы попасть в рай никогда. Даже Моисей и Исаия. Они так и находились бы в лоне Авраамовом, в месте, куда «попадали» души праведников до того, как Христос Воскресший их мёртвых вывел Адама, Еву и других праведников из Ада.
Христос дал новую заповедь - заповедь любви к ближнему.
Почему не раньше, Бог дал эту заповедь людям?
Этот вопрос равен другому вопросу: почему Христос, Сын Божий, не пришёл раньше?
Люди были изгнаны из рая. Но в раю они пребывали в общении с Богом, могли говорить с Ним и даже видеть Его.
В книге Бытия написано: «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая». (Быт.3:8)
Преподобный Серафим Саровский говорит об этом: «В настоящее время по нашей почти всеобщей холодности к святой вере в Господа нашего Иисуса Христа и по невнимательности нашей к действиям Его Божественного о нас Промысла и общения человека с Богом, до того дошли, что, можно сказать, почти вовсе удалились от истинно христианской жизни. Нам теперь кажутся странными слова Священного Писания, когда Дух Божий устами Моисея говорит: "И виде Адам Господа, ходящего в раи", или когда читаем у апостола Павла: "идохом во Ахаию, и Дух Божий не иде с нами, обратихомся в Македонию, и Дух Божий иде с нами". Неоднократно и в других местах Священного Писания говорится о явлении Бога человекам.
Вот некоторые и говорят: «Эти места непонятны: неужели люди так очевидно могли видеть Бога?»
А непонятного тут ничего нет. Произошло это непонимание оттого, что мы удалились от простоты первоначального христианского ведения и, под предлогом просвещения, зашли в такую тьму неведения, что нам уже кажется неудобопостижимым то, о чем древние до того ясно разумели, что им и в обыкновенных разговорах понятие о явлении Бога среди людей не казалось странным».
Пишет так же об этом и святитель Филарет (Дроздов):
«Для обличения грешников является сам Бог; сие есть Дело милосердия, по которому он является и не ищущим его (Ис.45:1). Богу приписывается хождение в саду и глас (Быт.3:9), или ощутительное действие сего хождения. Сие — что Бог некоторым чувственным знамением предварительно приготовляет человека к своему явлению. Из страха Адама нельзя заключить, что сие знамение было ужасное, ибо причину сего страха он сам полагает в собственной наготе.
...Св. повествование не дает точного понятия об образе явления Божия. Можно утверждать только то, что явившийся был Сын Божий, коему свойственно являть Бога, никем, наипаче же грешниками, не видимого (Ин. 1:18). Сие явление полагается во время прохлады дня, в переводе семидесяти толковников, по полудни. Еврейское выражение может означать и утренние, и вечерние часы (Песн. 2:17, Песн. 4:6). Перевод утверждается только на той догадке, что явление Бога-Обличителя должноствовало последовать вскоре по грехопадении».
Благодаря Христу, Его смерти и Воскресению, через данное Им Таинство Евхаристии и Новый завет, мы, люди, как пишет апостол Павел в том же Первом послании к Коринфянам: «мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор. 13:12).
Апостол Иоанн Богослов говорит об этом: «Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Иоан. 3:2).
Глава 8. Метанойя искупительной жертвы: роль свободной воли наследующих спасение
Закон Божий есть закон Любви, отступление от него порождает грех. Но можем ли мы предположить, что отпадение Денницы от Бога — и появление зла — было неизбежно? Можно ли считать, что грех имеет собственное начало в мире Божием, мире всемогущего, непостижимого Господа, который сам есть Любовь и Истина? Ответ может быть один: это решительно невозможно.
Однако в таком случае перед нами встают два ключевых вопроса, связанных общей цепочкой понятий:
— Для чего Бог попустил отпадение Денницы?
— И гораздо более сложный: какова роль свободной воли человека в искупительной жертве?
Для ответа на эти вопросы нам понадобятся несколько опорных точек, в которых необходимо разобраться:
— Денница до отпадения — божественное знание, отражение свободной воли.
— Гордыня, положившая отпадение от Бога, есть следствие отрицания промысла Божиего и бесконечности божественного знания.
— Любовь, бесконечное знание — истина, что есть отражение свободной воли.
— Божественное знание — любовь, и оно также истинно, как и образ Божий в творении Его; отрицание его — хула.
— Человек имеет возможность наследовать спасение, но для поворота к Богу была необходима метанойя — крестное искупление.
— Бог непостижим, Его промысел невозможно понять, но в доверии к божественной любви совершается становление свободной воли — истинной.
Прежде всего, мы должны задаться вопросом: кто по сути своей ангелы в христианском вероучении? Епископ Серафим (Звездинский) в своей работе «Ангелы» пишет:
По своей природе, учит нас слово Божие, ангелы — это духи. «Не все ли суть служебные духи, — говорит ап. Павел, — посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1:14).
Блаженный Феофилакт Болгарский трактует эти слова следующим образом:
Посмотри, какое небольшое различие полагает Он между тварями; хотя большое расстояние между ангелами и людьми, однако он поставил их близ нас, ибо твари не много возвышаются над тварями. <...> Заметь, что ангельское дело — служить спасению людей, больше же делу Самого Христа. Посему не должно пренебрегать таким служением.
Таким образом, главное, что нам следует понимать о природе ангелов в рамках настоящей работы, — она полагает их служить наследующим спасение. Это любопытный термин, и мы остановимся на нем подробнее.
Как становится ясно из толкования блаженного Феофилакта, под словами этими подразумевается человечество, но здесь важна оговорка. А именно: все люди имеют возможность наследовать спасение, но наследовать спасение возможно только жизнью по закону Божиему. Данное замечание крайне важно для нашего исследования.
Но вернемся к вопросу об ангельской природе. Епископ Серафим отмечает также важнейшее качество, присущее ангелам:
Ангелы уже не могут грешить. Вначале они, по учению блаж. Августина, созданы были Богом с возможностью грешить, затем, неуклонным упражнением своей воли в добре, они перешли в состояние возможности не грешить, и, наконец, укрепившись в послушании Богу, силою божественной благодати, настолько усовершились, что достигли состояния невозможности грешить.
Ключевым моментом в понимании природы ангелов является замечание об их «неуклонном упражнении своей воли в добре», в которой укрепившись, они «силою божественной благодати, настолько усовершились, что достигли невозможности грешить».
Нам стоит обратить внимание на эту смысловую связку. Ангелы, как твари Божии, обладают свободной волей, согласно христианскому вероучению. Оттого Господь, который есть Любовь и Истина, не являл насилие над их волей, и оттого ангелы также могли грешить. Однако упражнением воли в добре, и — что важно — силой божественной благодати — они достигли совершенного состояния невозможности грешить.
О силе божественной благодати также стоит сказать подробнее.
Как же следует трактовать эти слова? Нам кажется, что верным будет сказать о непостижимой человеческому и никакому другому тварному пониманию силе милости Божией, дарующей спасение наследующим его и являющей бесконечное знание. Принятие или отрицание его склоняет свободную волю к истине или хуле соответственно.
Так, мы должны подойти к первому вопросу нашей работы: для чего Бог попустил отпадение Денницы, возникновение зла в созданном Им мире. И, говоря об отпадении ангела Божия, нам следует обратиться к главному источнику христианского вероучения — Библии.
В тексте Ветхого Завета стоит обратить внимание на главы 28 Книги пророка Иезекииля и 14 Книги пророка Исаии:
Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями: рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, — всё, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, — приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония (Иез. 28:12-15).
Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней (Ис. 14:12-15).
Из приведенных отрывков ясно, что причиной отпадения ангела Божия стала гордыня. Здесь необходимо отметить: отпадение не было неизбежно, поскольку зло не имеет собственного начала в мире Божием; но там, где возникает гордыня, неизбежно отпадение от Бога.
Разберем библейское повествование внутри наших тезисов, предложенных в начале настоящего исследования.
Денница — до отпадения — божественное знание, отражение свободной воли. Ангелы — духи, они не из мира тельного, а из мира небесного. И Богом наделены с создания своего свободной волей. Как мы уже отмечали, изначально они могли грешить, однако здесь важно указать еще один важный момент: ангелы призваны служить людям. Свободная воля ангелов столь же имеет божественное происхождение, сколь и воля человека, однако ангелы не знают материальной жажды или голода, а только духовную жажду; отчего и возможность грешить у них иное качество, поскольку все происходит в нетельной плоскости.
Гордыня, послужившая причиной отпадения от Бога, есть следствие отрицания промысла Божиего и бесконечности божественного знания. Мы вновь должны обратиться к понятию божественной благодати. Говоря о непостижимой человеческому и никакому другому тварному пониманию силе, исходящей из божественной Любви и являющейся бесконечным знанием, нельзя не отметить, что гордыня, послужившая отпадению Денницы, противопоставляется и самой ангельской природе, и делает невозможным постижение Истины. Истина, в свою очередь, — есть явление сугубо промысла Божиего. И здесь есть еще один любопытный момент, требующий указания.
Согласно христианскому вероучению, Бог сам есть Истина. Однако мы не можем отождествлять ее и непостижимого Господа. Да, Бог есть Истина, и все истинное — божественное, и да, Истина не может быть отделена от Бога. Но всемогущий и непостижимый Господь есть первичное, бесконечное и безначальное; Истина же — нечто вторичное.
Потому мы приходим к выводу, что Истина есть отражение божественной Любви, которой даруется свободная воля тварям Божиим. И падение ангела в противопоставлении Истины к Богу показывает, что Истина может существовать и без Бога — даже больше, чем Бог. В этом и заключается гордыня Денницы, сделавшая возможной хулу.
Но не только лишь в этом состояло отпадение ангела. Если зло не может иметь собственного происхождения в мире Божием, то как стала возможной извращенная воля Денницы, совершенного ангела?
Сам блаженный Аврелий Августин задается этим вопросом:
Если же и сам он, по извращенной воле своей, из доброго ангела превратился в дьявола, то откуда в нем эта злая воля, сделавшая его дьяволом, когда он, ангел совершенный, создан был благим Создателем?
И святой находит ответ:
Мне стало ясно, что только доброе может стать хуже. Если бы это было абсолютное добро или вовсе не было добром, то оно не могло бы стать хуже. Абсолютное добро не может стать хуже, а в том, в чем вовсе нет добра, нечему стать хуже.
И далее:
И для Тебя вовсе нет зла, не только для Тебя, но и для всего творения Твоего, ибо нет ничего, что извне вломилось бы и сломало порядок, Тобой установленный. Злом считается то, что взятое в отдельности с чем-то не согласуется, но это же самое согласуется с другим, оказывается тут хорошим и хорошо и само по себе.
Ясно, что абсолютное добро — это то, к чему твари Божии должны стремиться произволением своим. В этом заключался труд ангелов.
Падение Денницы стало возможным потому, что, наделенный свободной волей, он попустил абсолютное добро — истинный образ Божий в творениях Его — без стяжания. Аврелий Августин прямо говорит, что «злом считается то, что взятое в отдельности с чем-то не согласуется, но это же самое согласуется с другим, оказывается тут хорошим и хорошо и само по себе».
Невозможна частичная Истина, и невозможно отделить от нее часть. И достижение абсолютного добра возможно только в созвучии с ней, в созвучии с Господом. Но невозможно быть созвучными в Боге, своей волей находя ответы; ответы же даются только божественной благодатью. При попытке только лишь своей волей постигнуть ответы, воля делается несвободной, а порабощенной грехом. Созвучие становится невозможным, и происходит отпадение от Бога.
Так зачем же попустил всемогущий Господь отпадение Денницы? Да, чтобы спасение имело свободную волю созданий Божиих, чтобы она не была погублена грехом.
Блаженный Августин в «Исповеди» отмечает об этом, затрагивая уже и грехопадение людей:
«Скатился ангел, скатилась душа человеческая. По ним видим, в какой глубокой и мрачной бездне находились бы все духовные создания, если бы Ты не сказал в начале: „да будет свет!“ и стал свет, и к Тебе поспешно не прильнули бы все умные духи небесного града Твоего, успокоившись в Духе Твоем...»
Человек имеет возможность наследовать спасение. Но из Священной истории мы знаем, что для поворота к Богу была необходима метанойя — крестное искупление.
Искупление, исходящее от Бога и совершенное Христом. В книге пророка Исаии указано:
«Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: „не обман ли в правой руке моей?“ Помни это, Иаков и Израиль, ибо ты раб Мой; Я образовал тебя: раб Мой ты, Израиль, — не забывай Меня. Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя. Торжествуйте, небеса, ибо Господь соделал это. Восклицайте, глубины земли; шумите от радости, горы, лес и все деревья в нем; ибо искупил Господь Иакова и прославится в Израиле» (Ис. 44:20-23).
Искупление обманутого сердца совершено не тленным, а кровью Христа. Так сколько может человек искать истину, несмотря на свою немощь, — божественная благодать открывает ей путь. В чем же роль человека в искупительной жертве?
Чтобы ответить на эти вопросы, вновь обратимся к священным текстам Ветхого Завета. В книге пророка Иезекииля приводятся слова:
«Серебро свое они выбросят на улицы, и золото у них будет в пренебрежении. Серебро их и золото их не сильно будет спасти их в день ярости Господа» (Иез. 7:19).
Можно понять их так: ни одна правда человеческая не способна приблизиться к божественной истине, и потому искупить свою немощь и грех человеку невозможно. Однако Господь говорит: «Ибо так говорит Господь: за ничто были вы проданы, и без серебра будете выкуплены» (Ис. 52:3).
Итак, какая же роль у свободной воли человека в искупительной жертве?
Здесь мы подходим к последнему тезису: Бог непостижим, Его промысел невозможно понять, но в доверии к божественной любви совершается становление свободной воли — истинной.
Рассмотрим эту позицию подробнее.
Преподобный Исаак Сирин в беседе «О доверии к Богу, рождающемся от знания истины и от истинной веры...» отмечает:
«Тот, кто боится греха, не боится сатаны. И все, кто жаждут дарования, не боятся искушений. И тот, кто твердо верует, что перст <Бога> управляет всем творением Его, ничем не бывает обеспокоен.»
Ибо знание истины наполняет сердце миром и укрепляет человека в радости и уверенности. Многи и восхитительны советы его: они истинны и просвещают очи. <...>
Ибо отсутствие веры лишает человека истинного знания о Боге и того доверия к Нему, которое он должен иметь на всякое мгновение.
Ясно, что только при доверии к Богу, при признании свободной волей Его Истиной и Истину неотделимой от Него, возможна вера. А что такое вера? Вера — это явление Бога навстречу малейшему, ничтожному произволению человека к Нему.
Только в решимости можно верить, и именно в решимости спастись заключается роль человечества в искупительной жертве. И совершается становление свободной воли наследующих спасение — истинной, такой, которой она была по промыслу Божиему. И искупается гордыня, и достигается ангельское совершенство — качество абсолютной добродетели, когда человек уже не сможет грешить.
-продолжение следует-
Свидетельство о публикации №225113001881