Весна с картины Коро

«Вы – весна с картины Коро». Этот изысканный комплимент я вычитала однажды на страницах романа  «СИЛЬВИЯ»  Эптона Билла Синклера. Книга попалась мне в руки рановато, так как я только-только вышла из возраста, когда увлекаются «Сказками дядюшки Римуса» того же автора, - «Сильвия» не то, что «Сказки», - не для подростков. Однако я тогда читала все без разбора, не всегда понимая прочитанное, тем более правильно. Но эта  ФРАЗА,  про весну на живописном полотне, определенно врезалась мне в память, вместе с загадкой: а что же такого изобразил этот Коро? В комплименте было что-то гипнотическое, завораживающее.

Со временем у меня появились сомнения, точно ли то была «Сильвия» (забегая вперед - это все же была точно она), а не  «УНЕСЕННЫЕ  ВЕТРОМ»,  еще один знаковый роман, поскольку героиня Митчелл в целом совпадала по ряду признаков с героиней Синклера: тоже американка из Южных штатов, тоже юна, красива и с характером.

Персонажи на самом деле, конечно,  РАЗЛИЧНЫ  (я и отношусь к ним по разному - Скарлетт вот мне не импонирует, хотя я ее и понимаю). И дело не в том, что между ними порядка полувека («Унесенные ветром» - вторая половина XIX столетия, «Сильвия» - начало XX-того), и не в том, насколько каждой из них подходит именно живописный эпитет (Сильвия, по крайней мере, знала, кто такой Коро, тогда как Скарлетт вообще не могла взять в толк, зачем интеллектуальные соседи дают себе труд ездить за тридевять земель, чтобы посмотреть на картины, написанные маслом).

Не удивительно, что первая, воспитанная и благоразумная, вызывала к жизни художественные сравнения, а вторую, эгоцентричную и порой расчетливую до цинизма, третировали как «не леди».

Тем не менее «весна с картины Коро» соотнеслась в моем восприятии с ними обеими  НЕ  СЛУЧАЙНО,  пусть я не сразу разобралась с этим казусом по существу - собственно, до тех пор, пока не познакомилась с творчеством предтечи импрессионистов поближе.

ЖАН  БАТИСТ  КАМИЛЬ  КОРО,  французский художник XIX века, творил в эпоху, переходную и от академического  КЛАССИЦИЗМА,  уже порядком всем поднадоевшего, к  РЕАЛИЗМУ (течение заявило о себе в 1860-е годы).

Вообще все переходы и переломы  В  ЖИЗНИ  ОБЩЕСТВА  тесно связаны с его экономическим и техническим состоянием. Всегда и во всем нужна  БАЗА.  И цветок банально не вырастет без почвы. Нарастающий научно-технический прогресс не мог состояться без мобильности  ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО  сообщения, когда расстояния сократились в разы, а тут еще подоспело изобретение удобнейшего  ТЮБИКА  ДЛЯ  КРАСОК  (пусть даже при этом в связи с консервантами ухудшилось их качество), – вот они, мастера палитры и кисти, и потянулись за свежими впечатлениями на  ПЛЭНЕР,  и деревушка  БАРБИЗОН  в окрестностях Парижа стала тем местом, где зародилась традиция реализма в жанре пейзажной живописи.

Коро тоже ездил в парижский пригород со своим этюдником, стараясь в моменте запечатлеть окружающую природу, хотя часто позднее, уже в мастерской, по старинке населял срисованный с натуры лес героями античных мифов – не так легко порвать с прошлым. Однако первый  ВАЖНЫЙ  ШАГ  в будущее оказался сделан, знатоки это заметили и оценили, и русский предприниматель Сергей  ТРЕТЬЯКОВ  купил несколько работ Коро для своей  КОЛЛЕКЦИИ (в связи с чем мы теперь и можем их лицезреть в наших пределах).

Для справки, если кто забыл: Сергей Третьяков – младший брат Павла Третьякова, основателя знаменитой  ТРЕТЬЯКОВСКОЙ  ГАЛЕРЕИ.  Павел собирал отечественную современную живопись, а Сергей – западную, причем с толком и вкусом, хотя скорее развлекался, чем придавал этому занятию особую важность.

Недавно  ПОБЫВАВ  снова в  ГАЛЕРЕЕ  искусства стран Европы и Америки собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина на Волхонке, я, стоя перед холстами  КАМИЛЯ  КОРО, вспоминала и об этом, а также в моем уме снова всплыли слова: «Вы – весна с картины Коро».   

Среди работ  КОРО  в ГМИИ нет ни одной весны, хотя имеющиеся картины очень хороши. Художник чаще всего писал небольшие, воздушные  ПЕЙЗАЖИ  со словно шевелящейся массой темной листвы на фоне неяркого неба. Если дать себе труд приглядеться, они вполне характерны и узнаваемы, а также пленяют все более. (Будь я богатым коллекционером конца XIX века, я бы постаралась заполучить парочку Коро.) 

Там много коричнево-зеленого и серо-голубоватого, нет строгих линий, неизменно присутствует мягкая расплывчатость, размытость красочных пятен, что дает ощущение недосказанности и вместе с тем жизненности происходящего, сообщая эффект движения и присутствия, а также чаще всего незаметно затягивая зрителя в задумчивую  ЛИРИЧНОСТЬ.  Хотя случается и экспрессия - чего стоит  «ПОРЫВ  ВЕТРА»  с наклоненными ветвями и развевающейся древесной кроной над маленькой женской фигуркой на тропе.

Камиль Коро, проживший долгую жизнь, был очень продуктивен, создал около трех тысяч картин, которые отлично продавались. Многие попали в США. Где-то среди них и та самая весна.

И я поняла наконец (до сих пор, видно, было недосуг), в чем для меня лично оказалась заключена суть комплимента, обращенного к Сильвии Кассельмен (вне зависимости от того, что имел ввиду автор романа, поскольку хорошие книги всегда начинают жить своей жизнью – а «Сильвия» хорошая, смелая книга), и почему этот комплимент вызвал у меня ассоциацию также со Скарлетт О’Хара. 

КАМИЛЬ  КОРО  проложил дорогу для импрессионистов (которых, кстати, он сам не оценил и не принял, но не суть). Его  ТВОРЧЕСТВО  ознаменовало начало  ИСКУССТВА  МОДЕРНА,  отвечающего духу времени больших  ПЕРЕМЕН.  Героини обоих романов, выросшие в застоявшихся условиях патриархальной среды с давними традициями, вынужденно вовлекаются в  БОРЬБУ,  что не соответствует ни их статусу, ни воспитанию, но что делать, если жизнь заставила.

Одна, жертва выгодного, но несчастного брака, вопреки общепринятому правилу скрывать позорную, калечащую изнанку респектабельности, публично заявляет о праве женщин отвергать это зло, а также выбирать свою судьбу, - а вторая вообще сражается за выживание в прямом смысле слова, в условиях военных и после-военных событий, когда прежние конструкции оказались сломаны и стало не до сантиментов.

Так что да, они обе представительницы той самой весны, а  ВЕСНА,  хотя на самом деле щедра не только на красоту и ласковое солнышко, но также на заморозки и сквозняки, это всегда  ВРЕМЯ ОБНОВЛЕНИЯ.       
(28.11.2025)


Рецензии