Психическое королевство кривых зеркал
которое, примешивая к природе вещей свою природу,
отражает вещи в искривлённом и обезображенном виде.
Фрэнсис Бэкон «Новый органон», 1620 год
Королевства на Земле существовали раньше и существуют сейчас, хотя сейчас количество их явно поуменьшилось по сравнению со Средними веками. Сами же королевства из некогда варварских — королевство вестготов, королевство остготов, королевство вандалов и аланов, королевство бургундов, королевство франков, королевство алеманнов, англосаксонские королевства в Британии и т.д. — после многочисленных трансформаций и пертурбаций превратились во вполне цивилизованные государства, хоть с республиканской формой правления, хоть с монархической.
(Фрэнсис Бэкон, автор «Нового органона», жил, например, в Королевстве Англия 4 с лишним века назад.)
Королевство кривых зеркал существовало в виде сказочной повести, написанной в СССР в 1951 году, и в виде снятого 12 лет спустя весьма популярного сказочного художественного кинофильма.
А что такое королевство психических кривых зеркал?
Чтобы понять это, придётся из привычных королевств Запада — хоть реальных, хоть сказочных, хоть древних, хоть современных, хоть варварских, хоть цивилизованных — перенестись на Восток с его непривычной для западного человека философией и непривычной культурой.
(Да, Восток, как известно, — дело тонкое.)
Восток — это великая философия, философия жизни и философия сознания. Именно в этой философии и следует искать ответ на поставленный вопрос: что такое королевство психических кривых зеркал?
Оказывается, в нём правит король-сознание!
Если в идеалистической философии Запада сознание рассматривает как некий скрытый, но могущественный Абсолют, Творец всего и вся, то в философии сознания на Востоке, в Древней Индии, утверждается, что сознание служит не всеблагим Творцом, а некой колдовской призмой или кривым зеркалом, искажающим истинную реальность.
Как луч света преломляется на границе двух сред, создавая превратное представление о реальности (рефракция на иллюстрации), так и работа сознания, которое преломляется на границе субъекта и объекта познания, создаёт превратное и искажённое представление об истинной реальности.
Если в результате рефракции (преломления) света «единая и неделимая» чайная ложка, погружённая в стакан воды, кажется разломанной надвое по линии поверхности воды, то в результате дихотомии (греч. — разделение, рассечение на две части) сознания Высшая единая, неделимая и недифференцированная реальность — неоплатоническое Единое или буддийская Таковость — кажется разломанной на множество отдельных, никак не связанных между собой вещей и предметов.
Подобно сказочному мечу-кладенцу, дихотомическое сознание искусственным и превратным образом рассекает Высшую реальность — в принципе неделимое Единое — на две части: субъект и объект познания. Вне колдовской работы сознания такого искажающего Высшую реальность разделения не существует.
Такое раздвоение Единого посредством сознания служит корнем всех бед человеческого мышления. Результатом такой «шизофрении» (от др.-греч. «расщеплять», «раскалывать» + «ум, мышление, мысль») служит превратное представление о реальности в процессе познания. Зри в корень:
«Любая попытка создать адекватную реальности метафизическую систему или релевантную онтологию обречена на провал: думая, что мы описываем бытие, мы описываем лишь наши представления о бытии, созданные нашей различающей мыслью, положившей прежде всего субъект-объектную дихотомию как условие эмпирического познания. Вначале мы навешиваем на реальность ярлыки, а потом принимаемся изучать их, принимая их за саму реальность, или, другими словами, принимаем за луну палец, указывающий на луну (образ китайской даосской литературы, активно использовавшийся, однако, и китайскими буддистами). <…>
Следовательно, все философские категории являются лишь продуктами нашей ментальной деятельности, совершенно непригодными для описания реальности, как она есть» [1].
Психический меч-кладенец сознания рубит единую и неделимую реальность на «я» и «не-я», на субъект и объект, на индивидуальный дух, атман, и Мировой Дух, Брахман, порождая тем самым мир иллюзий («МАЙЯ») и неведения («АВИДЬЯ»).
«Наше стремление разделить мир на отдельные самостоятельные вещи и ощутить изолированность своего “эго” буддисты могли бы рассматривать как иллюзию, порождённую нашим оценивающим анализирующим сознанием, и обозначить при помощи термина “АВИДЬЯ” (невежество), употребляемого по отношению к беспокойному состоянию сознания, которое следует преодолеть:
“Когда сознание беспокойно, продолжается множественность вещей; но когда сознание обретает покой, множественность исчезает”» [2].
Мир множественности, порождаемый работой сознания, иллюзорен.
«Кто смотрит на мир, как смотрят на пузырь, как смотрят на мираж, того не видит царь смерти», — так говорил не Заратуштра, а Будда.
В этом смысле иллюзорен не только внешний мир (объект), но я наше собственное «эго» (субъект).
(Помните буддийскую притчу? — «Вас реально не существует!»)
Работа сознания весьма искусно, но при этом искусственно вырезает, вычленяет наше индивидуальное, единственное и неповторимое «я», «эго» из мира, существующего в естественном состоянии нераздельного и неразрывного единства, из единой неделимой и недифференцированной реальности (индуистский Брахман, буддийская Таковость).
Для этого изолированного от мира Единства иллюзорного, но при этом весьма эгоистического «я», для которого своя рубашка ближе к телу, окружающий мир существует, лишь пока сам он живёт и мыслит.
В голове этого иллюзорного «я» сознание иллюзорно разделяет единую и неделимую Высшую реальность — Единое — на множественные и кажущиеся отдельными самостоятельные вещи и предметы.
Таким хитрым образом меч-кладенец колдовского сознания прокладывает путь в психическое королевство кривых зеркал. Оно не отражает истинную реальность, а, наоборот, искажает её:
«Следовательно, МАЙЯ не означает, что мир есть иллюзия, как часто неправильно утверждают. Иллюзорны лишь наши представления о том, что формы и структуры, вещи и события вокруг нас реальны, в то время как всё это — лишь сеть понятий, при помощи которых мы мыслим, измеряя и категоризируя. МАЙЯ — иллюзорное отождествление этих понятий с реальностью, или карты с местностью» [3].
Такая беспокойная и искажающая реальность работа сознания ввергает человека, как и любое другое одушевлённое существо, в мир неведения (АВИДЬЯ) и иллюзий (МАЙЯ).
Порождаемый этими психическими кривыми зеркалами сознания мир призрачных желаний (любовь-морковь, от которой один шаг к ненависти, жажда хлеба и зрелищ, карьера, богатство, слава, власть, etc.) затягивает душу живую в омут сансары на веки вечные.
Жажда жизни, жажда индивидуального существования со всеми его иллюзорными ценностями требует свою плату. Десятки тысяч жизней надо прожить, чтобы осознать, что «жизнь не исчерпывается едой, борьбой и властью в Стае». Об этом говорила чайка по имени Джонатан Ливингстон.
В бесконечной колеснице рождения, смерти, нового рождения в новом облике, новой неизбежной смерти и нового причинно-зависимого цикла рождения-смерти пребывают все живые кармические существа. Крутятся как белка в колесе.
И каждый цикл от рождения и до смерти в этой бесконечной цепи жизни-смерти исполнен страдания. Муки рождения, муки взросления, муки существования в несовершенном мире и несовершенном обществе несовершенных людей, муки старения, муки болезни и смерти — такова суть сансары.
На традиционный русский вопрос «Кто виноват?» древняя индийская мудрость отвечает так: Виновата работа сознания!
По сути дела, каждый человек на Земле пребывает в своём психическом королевстве кривых зеркал сознания. Все эти психические варварские королевства объединяются не в ноосферу, сферу разума, как принято считать на Западе, а в глобальную империю сознания, как принято считать на Востоке.
Разделив единую и неделимую Высшую реальность на «я» и «не-я», располосовав нераздельное, недифференцированное Единое на множественные и кажущиеся отдельными самостоятельные вещи и предметы, сознание начинает править человеком по известному имперскому принципу: «Разделяй и властвуй!» (лат. divide et impera).
Империя сознания, Знанию не препятствуй!
Твой лозунг: «Разделяй и властвуй!».
Весь мир Единства разделяешь ты на части,
Плодя тем самым беды и напасти.
Меч-кладенец сознания мир Единства рассекает
И человека колдовскою силой Майею пленяет.
Попавший в плен пожизненно в темнице пребывает,
Свет Знания туда вовек не проникает.
Могучая империя кривых зеркал сознания
Не позволяет пленникам постигнуть силу Знания.
На страже власти разделения стоит дихотомия,
Не выпускает на свободу, в мир, где царствует София.
И пленник пребывает вечно в царстве сна,
Там правит не Господь, а Сатана.
Там иллюзорный сладкий сон — как будто явь,
Там власть коварна: разделяй и правь!
Но власть империи продлится не вовек,
Власть свергнет Пробуждённый человек!
В миг Пробуждения скажет: «Холос, здравствуй!
Владыка Знание, объединяй и царствуй!»
Как же всё это понимать?
Понимать это надо так, что именно под властью империи сознания на планете Земля находятся практически все «души живые».
Каждая живая душа, которая находится под пятой империи сознания, пребывает всю жизнь в потёмках неведения и в своём психическом королевстве кривых зеркал. Мало того, что чужая душа — потёмки, так к тому же и любая живая душа — в потёмках, в темнице неведения (авидьи).
Каждая из этих живых душ, пребывающих в потёмках неведения, является субъектом познания.
Помимо субъектов познания, психический меч-кладенец сознания искусно порождает в процессе искусственного разделения нелокального и неделимого Единого и великое множество локальных и раздельных объектов познания: от элементарных частиц до звёзд и галактик.
Субъекты начинают познавать объекты.
Если людей (субъектов познания) на Земле насчитывается в настоящее время свыше 8 миллиардов, то галактик во Вселенной учёные насчитали от 100 до 200 миллиардов, в каждой из которых — от 100 до 200 млрд звёзд. Итого, плюс-минус… очень много. Точное количество звёзд на небе учёные подсчитать не могут, в отличие от одного влюблённого из кавказской сказки-легенды, которому в этом благородном деле помогли информационные технологии ХХ века.
(Тост: Так выпьем же за кибернетике!)
Зато с элементарными частицами всё обстоит гораздо точнее. Глава 11 («Физическая Вселенная») книги «Философия физической науки» члена Лондонского королевского общества сэра Артура Эддингтона (1882–1944) начинается такими словами:
«Я считаю, что во вселенной находятся 15 747 724 136 275 002 577 605 653 961 181 555 468 044 717 914 527 116 709 366 231 425 076 185 631 031 296 протонов и такое же число электронов».
(Подсчитал-таки! Прям как в древней кавказской сказке-легенде! Так и хочется воскликнуть: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!» Ох уж эта наука!)
Согласно буддийской философии сознания, все эти материальные феномены — от посчитанных «с точностью до копейки» протонов, электронов и иже с ними до весьма и весьма примерного, но тем не менее несметного количества звёзд, состоящих из тех самых протонов, электронов и примкнувших к ним нейтронов, а также галактик, состоящих из звёзд, — являются не чем иным, как проекцией истинной единой и неделимой реальности — Таковости. Как такое может быть?
(Так и лезет в голову чеховское «Письмо к учёному соседу» с его знаменитым: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда!»)
В современной научной картине мира локального реализма ничего подобного не наблюдается. Редукционизму, зацикленному на сведении свойств Целого к сумме свойств его составных частей, на чём и основана современная научная мысль, даже в голову такое прийти не может. (Поэтому эта редукционистская голова так и не может понять парадоксов квантовой механики.)
Подобно наивному младенцу, редукционизм считает, что окружающий мир представляет собой совокупность объектов, аналог детского конструктора Лего. Протон плюс электрон равно атому (водорода). (Протон плюс электрон и примкнувший к ним нейтрон), умноженное на n, равно периодической системе химических элементов Менделеева. Атом плюс атом равно молекуле. Молекула плюс молекула равно кирпичику. Кирпичик к кирпичику равно домику. Молекула плюс молекула плюс информация равно живой клетке. Клетка плюс клетка плюс клетка... получился огуречик... либо кузнечик... либо иное другое живое существо (в зависимости от комбинаций недетского конструктора Лего-Жизнь). Клетка плюс клетка плюс клетка плюс мысль — вот и вышел человечек.
Задача редукционизма — рассечь любой объект изучения на мельчайшие части и досконально изучить их. В этом научном методе она и ищет ответы на все вопросы. Современная редукционистская наука воспринимает раздельное существование частиц, предметов, живых существ, звёзд и планет как данность «от Бога» или от «Большого Бабаца» (Big Bang). Знакомое мировоззрение, когда за деревьями не видят леса.
Вот что говорит по этому поводу квантовая механика, основанная не некой пока неведомой науке нелокальной реальности:
«Квантовая физика ниспровергает столь упрощённую классическую взаимосвязь целого и его частей. Квантовый подход требует рассматривать частицы только в их ВЗАИМОСВЯЗИ с ЦЕЛЫМ. Поэтому было бы неверно считать элементарные частицы вещества материальными ОБЪЕКТАМИ, которые, соединяясь в ансамбли, образуют более крупные объекты. При более точном описании мир выступает как совокупность ОТНОШЕНИЙ.
С точки зрения “наивного реалиста” Вселенная представляет собой совокупность объектов. Для специалиста по квантовой физике это подвижная единая ткань, состоящая из всплесков энергии, и НИ ОДНА ИЗ ЧАСТЕЙ этой “ткани” НЕ СУЩЕСТВУЕТ НЕЗАВИСИМО ОТ ЦЕЛОГО, а это целое включает в себя и наблюдателя» [4].
Именно из примата Целого (греч. — Холос), ни одна часть которого не существует независимо от Целого, и исходит холизм в противовес редукционизму. Помните Аристотеля? — Целое больше суммы составных частей!
Кажущиеся изолированными благодаря работе сознания части, включая наше индивидуальное «я», «эго», вырастают из Целого и служат его неотъемлемыми творениями. Без Целого не существует частей. В основе мироздания лежит распад единой неделимой реальности – нелокального Единого – на множество локальных объектов, которые служат подсистемами Единой всеохватывающей Системы, Целого, Холоса. Это и есть буддийская Таковость.
Простейший пример — голограмма, в которой незримое оком и непонятное умом Целое закодировано лучом света на двумерной поверхности, а отдельные части становятся различимы только в трёхмерной проекции. Пролился луч света на голографическое Целое — вмиг возникла его детальная трёхмерная проекция в пространстве.
Сколь детальная, столь и иллюзорная, потому что ничто, ни одна деталь в этой оптической иллюзии не имеет самосуществования. Существует только единое и неделимое Целое. Разбей эту фотопластинку с закодированным изображением Целого на тысячу осколков — каждый из них будет хранить всё изображение.
Нечто подобное, только на Вселенском уровне бытия, просматривается и в Hi-Tech модели Бесконечно Организованной Голодинамики (БОГ) и в Hi-Tech модели HIT-мироздания (HIT = Hologram, Information, Time = Голограмма, Информация, Время), и в Hi-Tech модели Времяцентризма.
Что имеется в виду?
Представим, что весь Мир существует в потоке физического времени, Времени с большой буквы. Этот поток сводится к дискретному, скачкообразному потоку настоящего момента Времени – Кванта Времени – из прошлого в будущее (КВАНТинуум). В потоке Времени движется некое незримое оком и недоступное разуму квантово-информационное Целое, Холос. Если статичное, неподвижное голографическое изображение Холоса, Целого носит названием «голограмма», то движение Целого, Холоса носит название «Голодинамика» (англ. — “Holomovement”).
Всё истинно сущее, истинная реальность существует в нелокальном и нематериальном виде (Единое, Целое, Холос) внутри Кванта Времени, равного планковскому времени (5,4•10^-44 секунды). Внутри этого элементарного Мига между прошлым и будущим, Кванта Времени, скрыт целый бесконечный (!) Мир, необъятный для дихотомического сознания.
(Вспомним знаменитые строки другого англичанина — Уильяма Блейка — из его поэмы «Бракосочетание Рая и Ада», написанной в 1793 году:
«Если бы двери восприятия были чисты, всё предстало бы человеку таким, как оно есть — бесконечным».)
Движение Времени происходит скачкообразно — из прошлого в будущее — с частотой примерно 1,85•10^43, или 18,5 миллионов триллионов триллионов триллионов элементарных планковских мигов между прошлым и будущим.
В конце элементарного скачка Кванта Времени из прошлого в будущее истинная нелокальная внепространственная реальность Единого, Холоса мгновенно развёртывается во множество локальных физических тел и явлений в пространстве.
Спустя мгновение, в новом цикле дискретного движения Кванта Времени из прошлого в будущее, она снова свёртывается в Целое, чтобы спустя мгновение вновь развернуться и повторить цикл заново, подобно переменному току.
Процесс свертывания-развёртывания с неимоверной частотой Единого Целого и создаёт в потоке Времени все материальные тела — от элементарных частиц до галактик — и иллюзию их движения. На самом же деле движется скрытое от глаз квантово-информационное голографическое Единое Целое в потоке Времени с большой буквы.
Именно этот высокочастотный процесс свертывания-развёртывания квантово-когерентного Целого в дискретном потоке Времени и является причиной всех парадоксов квантовой механики: корпускулярно-волнового дуализма, неопределённости, нелокальности и квантовой запутанности и т.д.
По большому счёту, это напоминает некий голографический кинофильм, блокбастер бытия, где кинопроектором служит Время с большой буквы, условной киноплёнкой — квантовая информация Единого, Холоса, а экраном — пространство, которое возникает в потоке Времени так же, как магнитное поле возникает вокруг проводника, по которому течёт электрический ток.
Как изображение на широком экране кинотеатра иллюзорно, так и изображение на широком трёхмерном экране Вселенной диаметром в 93 млрд световых лет тоже иллюзорно. Оно не имеет собственного существования.
Иллюзион обычного кинотеатра и кинофильма имеет своим истоком истинную реальность в виде статичной киноплёнки, которую движет кинопроектор с частотой 24 кадра в секунду, создавая на экране иллюзию движения.
Космический Иллюзион имеет своим истоком некую скрытую, свёрнутую информационную реальность, которая закодирована на некой квантово-информационной «киноплёнке» истинной реальности. Эту условную «киноплёнку» движет голографический «кинопроектор» Времени с частотой 1,85•10^43 кадров в секунду.
Именно в дискретном стремительном полёте Кванта Времени из прошлого в будущее возникают все материальные объекты, начиная от элементарных частиц и заканчивая звёздами и галактиками.
Именно в потоке КВАНТинуума Времени возникают все живые существа во Вселенной. Причём жизнь во Вселенной Бесконечно Организованной Голодинамики не случайна, как считает современная «безжизненная» наука, а закономерна. Только это пока непознанная закономерность.
Именно в потоке Времени с большой буквы возникают все феномены психики и сознания.
Как все физические тела состоят из элементарных частиц (кварки, протоны, нейтроны, электроны и т.д.), так и все феномены психики состоят из элементарных частиц, «раздельных мимолётных элементов», которые буддисты называют «дхармы».
Элементарные психофизические элементы, из которых состоит и тело, и душа, подобны каплям воды в стремительном потоке воды. В этом водном потоке тут и там возникают и исчезают стремительные водовороты, тихие заводи и вычурные фонтаны, состоящие всё из тех же капель воды.
То же самое происходит и в стремительном потоке Времени, в котором возникают и исчезают все временные и преходящие формы и комбинации материи и сознания, порождающие вычурные «фонтаны» живых существ и тянущие их в омут сансары на веки вечные. Все они состоят из комбинаций «капель»-дхарм.
Элементарные частицы психики — дхармы — подвержены законам психической механики, открытым Буддой Шакьямуни: закону мгновенности бытия (кшаникавада) и закону взаимозависимого возникновения (пратитья-самутпада).
Именно они и формируют сознание живых существ, которое по принципу действия подобно некоему голографическому калейдоскопу психики внутри мозга. Каждый новый миг времени порождает новые комбинации «узоров» сознания внутри мозга во взаимодействии с окружающим миром.
Именно они наделяют психику качествами (квалиа), преобразуя оптические и звуковые волны в цвет и звук в нашем сознании. Квалиа существуют только в психике, но не в физике. Нечто подобное происходит со вкусом, запахом, тактильными ощущениями, появляющимися в сознании в результате взаимодействия с внешним миром физики, миром иллюзорной и преходящей материальной множественности.
Психологи называют наличие квалиа «трудной проблемой сознания». А в буддийской философии сознания эта «трудная проблема» разрешается легко и просто.
Именно элементарные частицы психики – дхармы – наделяют сознание психическими качествами (квалиа), которых не существует в физическом мире.
Именно дискретно-континуальный поток психофизических дхарм (САНТАНА) создаёт то, что эмпирически обнаруживается как «живое существо», которое является одновременно зрителем и участником вселенского блокбастера бытия.
Извечный HIT, блокбастер бытия САНТАНА
Идёт с широкого Вселенского экрана.
В нём каждый Миг содержит Мир и Мысль,
Мгновения настоящего в ход времени сплелись.
Мгновения блокбастера — что кадры киноплёнки,
Чтоб их вращать, у Времени достаточно силёнки.
Поток стремительных мгновений — суть движения,
В потоке кадров на экране возникают все творения.
Экран — пространство в геометрии трёх измерений,
В потоке кадров в нём творится масса изменений.
Вот вспыхнула звезда, вот пронеслась комета,
На кадрах киноплёнки бытия записано всё это.
В движении плёнки — Млечного пути рассыпалась капель,
И Солнце своим светом озарило Землю — жизни колыбель.
Вот человек разумный в муках эволюции родился,
Тут в кинозале бытия актёр и зритель появился.
Актёр разумный — сам внутри кино,
САНТАНА на Востоке называется оно.
Играет роль по жизни зритель кинофильма бытия,
Внутри себя и внешне познаёт перипетии жития.
Сансара — это жизни бесконечный сериал,
Его подмостки — весь Вселенский ареал.
На кадрах плёнки закодирован весь мир.
В них жизнь и смерть, бессмертия эликсир.
Тут каждый новый кадр живёт одно мгновение,
За кадром кадр — вот жизни представление.
Поток мгновенных комбинаций элементов
Рождает на экране жизнь из серии моментов. .
На кадрах плёнки Мир Един в одном Мгновении,
А на экране зритель видит 3D-представленье.
И зритель сам рождён из хода киноплёнки,
Сценарий жизни и судьбы вращают кармы шестерёнки.
Сюжет судьбы порой закручен очень лихо:
Кому-то — счастье, а кому-то — хлебнуть лиха.
Но всё равно — страдание в жизни неотступно,
Страна Утопия для зрителя-актёра недоступна.
Из жизни — в смерть, от смерти — к новой жизни,
От счастия — к несчастию, а от пира — к тризне.
Поток сознания и бытия — таков сюжет Сантаны,
Конец известен — называется «покой нирваны».
Именно искусная работа дхарм искусственным образом «вырезает», вычленяет любое локальное живое существо из нелокального Единого, Целого, Холоса. Именно они и создают иллюзию «я», «эго».
На языке буддизма это звучит примерно так:
«Психолог Джек Корнфилд, рассказывая о своей первой встрече с покойным ныне учителем тибетского буддизма Калу Ринпоче, вспоминает, что между ними состоялся такой диалог: “Не могли бы вы мне изложить в нескольких фразах самую суть буддийских учений?” — “Я бы мог это сделать, но вы не поверите мне, и, чтоб понять, о чём я говорю, Вам потребуется много лет”. — “Всё равно, объясните, пожалуйста, так хочется знать…” Ответ Ринпоче был предельно краток: “Вас реально не существует”» [5].
Вспомним в этой связи записки жившего в Китае в VIII веке чаньского монаха, старика Хань Шаня, чьё имя переводится с китайского как «Холодная Гора»:
«Я брёл куда-то. Внезапно не стало ни тела, ни ума. Всё, что я мог почувствовать, было великим сияющим Целым — вездесущим, совершенным, ясным и возвышенным. Это было подобно всеохватывающему зеркалу, из которого возникали горы и реки... Мои чувства были ясными и прозрачными, как будто тело и ум исчезли».
Вот он, Холос, или Целое не в теории, а на практике — в просветлённом недвойственном сознании, подобном идеально гладкому всеохватывающему психическому зеркалу.
Кривое зеркало профанного ума
Рождает идолов сознания
И в пропасть психики без дна
Бросает пленников незнания.
В миру психических кривых зеркал
Незнание равносильно смерти.
Царит сансары бесконечный сериал,
Ведущий к жизни-смерти круговерти.
Но есть спасительный и благородный путь,
Ведущий пленника незнания к Свободе.
В конце пути заключена вся Жизни суть,
Сияющая в Умственном зеркальном антиподе.
В зеркальной глади Высшего Ума
Отсутствуют любые искажения.
Над океаном психики не носятся шторма
И отражается весь мир Освобождения.
В том мире — лишь блаженство и покой,
Страданию и смерти мир тот неподвластен.
Парит в нирване психоштиля Дух Святой,
Ум Пробуждённый над сансарой властен.
Такая изощрённая буддийская философия сознания, где причиной всех бед служит субъект-объектная дихотомия, порождаемая сознанием и в некотором смысле порождающая нас с вами, очень трудно усваивается на уровне обыденного житейского здравого смысла с его «сермяжной правдой» («она же посконная, домотканая и кондовая»).
Однако за этой глубинной философией скрывается некая иная естественнонаучная картина мира, неведомая ни современной науке, ни тем более здравому смыслу и сермяжной («она же посконная, домотканая и кондовая») правде.
В этой картине мира нелокальное, неделимое и недифференцированное Единое, Целое, Холос есть истинная реальность, незримая оком и неподвластная разуму. Как сказал в середине прошлого века Дэвид Бом, основатель голографической парадигмы:
«реальность — это нераздельная цельность».
В нашем веке этому нелокальному, неделимому и недифференцированному Целому, или Холосу, внутри которого находится единое психо-био-физическое взаимодействие Духа, можно дать пышное философское названием: Единое как Духовная Матрица Мира и Вечной Жизни.
Эта Высшая реальность, которая является «нераздельной цельностью», есть буддийская Таковость, Татхата, Мир Такой, каков он есть на самом деле, мир незримый оком, неописуемый словами, недоступный колдовскому сознанию, недоступный ограниченному человеческому разуму и ограниченной человеческой логике. Этот Мир — Единое — служит истоком и физики, и жизни, и психики на Земле.
В Мире Единого как Духовной Матрицы Мира и Вечной Жизни нет ни материи, ни живых клеток и многоклеточных живых организмов, ни дихотомического сознания. Точнее, они пребывают там в некой иной — скрытой, свёрнутой, потенциальной,
информационной, духовной — форме.
А весь материальный локальный дифференцированный мир множественности есть не более чем пространственные проекции нелокального Единого, возникающие в потоке Времени.
Сознание также проистекает из мира Единого, мира Бесконечно Организованной Голодинамики (БОГ), Царства Духа.
На языке науки вышеупомянутая бесконечность организации сводится к бесконечности информации. Так, по утверждению Норберта Винера, отца-основателя кибернетики, информация является мерой организации:
«Как энтропия есть мера дезорганизации, так и передаваемая рядом сигналов информация является мерой организации» [6].
В этом случае Бесконечная Организация на языке уже хорошо знакомой нам кибернетики сводится к бесконечному количеству информации.
А там, где бесконечна информация, там бесконечна и полнота творческого могущества. Именно на таком кибернетическом подходе к Всемогущему Творцу как бесконечности информации как раз и настаивал протоиерей РПЦ Александр Мень:
«Там же, где мы имеем вероятность, равную нулю, мы сталкиваемся с чем-то или с Кем-то, обладающим БЕСКОНЕЧНОЙ полнотой творческого могущества. Итак, утверждение, что вероятность божественной Первопричины равна нулю, значит на языке кибернетики, что Она обладает абсолютной, БЕСКОНЕЧНОЙ отрицательной энтропией или, что то же самое, — БЕСКОНЕЧНЫМ количеством информации» [7].
На языке же средневековой европейской философии это сводится к бесконечному единству в свёрнутом состоянии, на чём настаивал живший в XV веке кардинал Римской католической церкви, философ, теолог, учёный, мыслитель, математик по имени Николай Кузанский:
«Бесконечное единство есть свернутость (complicatio) всего. Да единство ведь и значит, что оно соединяет всё…» [8].
На языке же современной физики и лирики это можно выразить примерно так:
В одном мгновенье видеть Вечность,
За тленным прахом — Дух Святой,
В Едином — битов Бесконечность
И Свет Небес — сквозь мрак земной.
Сознание берёт свои психические истоки в Мире Единого, в Царстве Духа. Однако, воплощаясь в иномире — в материальном мирке разделения, на планете Земля, дихотомическое сознание превращается в противоположность чистому Знанию-Видению и возводит свою психическую империю кривых зеркал.
Тем самым оно ввергает нас из мира незримой и недвойственной истинной реальности — мира Единого, мира Бесконечной Организации, мира Духа — в мир грёз и иллюзий сонного царства сознания. Колдовское сознание заточает любое одушевлённое существо, включая человека, в темницу неведения (авидья), которая затмевает взор пеленой Майи.
Тем не менее воспоминания о пребывании в мире Единого иногда всплывают в человеческой памяти и психические контакты с миром Единого порой возникают в человеческом опыте.
(Вспомним хотя бы старика Ханя Шаня, познавшего вездесущее, совершенное, ясное и возвышенное сияющее Целое на собственном опыте.)
В психологических опытах Станислава Грофа, направленных на восстановление памяти человека в утробе матери, всплывали схожие картины:
«Чувство космического единства, называемого “океаническим” экстазом», «Состояние отождествления себя с физической вселенной с её галактиками, солнечными системами и мириадами отдельных звезд» [9], наконец, изгнание из рая... (С днём рождения!)
А на смертном одре, как показал опыт людей, переживших клиническую смерть, картина вращается в обратном порядке: в направлении слияния с Океаном психики, в направлении внутриутробного чувства космического единства, в направлении “океанического” экстаза и состояния отождествления себя со всей Вселенной, в направления слияния с неким светоносным существом... Короче, назад в потерянный рай!
Если подобная череда рождений и смертей во Вселенной Бесконечно Организованной Голодинамики (БОГ) происходит циклически, то такая картина мира стопроцентно соответствует буддийским представлениям о циклическом существовании или чередовании жизни-смерти, известном под названием «сансара». Движущей силой творения живых существ в ней выступает неумолимое космическое действие — «карма»:
«Здесь уместны два примера, которые иногда приводят современные проповедники буддизма. Первый пример с бильярдными шарами: кий (кармический импульс санскар) бьёт по шару (условная личность — пудгала), получающему, таким образом, определённое ускорение и траекторию. Этот шар ударяет по другому шару, которому передаёт ускорение и определяет его траекторию, и т. д. Здесь передаётся, так сказать, только энергия, которая и связывает данное существование с существованием его “кармического преемника” (подобная “передача заряда” происходит, по существу, и в каждое мгновение одной и той же жизни).
Второй пример связан с образом калейдоскопа: определённая комбинация цветных стёклышек (набор дхарм, выражающийся эмпирически как “данная личность”) после поворота калейдоскопа (кармический эффект, обусловливающий характер последующей жизни) меняется на иную (стёклышки перегруппировываются), причинно обусловленную их исходным положением и кармическим импульсом и выражающуюся в непосредственном опыте в виде иного живого существа, причинно связанного с первым» [10].
В данной картине мира законы сансары и кармы являются вполне рациональными и объективными законами физики и психики, давно известными древней холистической философии Востока. Вспомним патриарха буддизма Нагарджуну (Серебряного Змея):
«Вещи черпают своё существование и природу во взаимозависимости, и не являются ничем сами по себе».
Вспомним голографическую жемчужную цепь индийского бога Индры, каждая жемчужина (дхарма) которой содержит в себе все остальные жемчужины (дхармы).
В Древней Индии цельность бытия, когда в каждой частице мира заключается весь мир, передавалась метафорически, с помощью образа сети бога Индры, описанной в заключительной части Аватамсака-сутры, или «Сутры цветочной гирлянды». Этот образ стал основой целого философского направления в буддизме – школы Хуаянь (буквально – «цветочная гирлянда»):
«объясняя учение Хуаянь своим ученикам, Фацзан взял десять зеркал и расположил их вокруг статуи Будды таким образом, что статуя стала до бесконечности отражаться в этих зеркалах. Этот наглядный пример иллюстрировал одно из четырёх базовых положений Хуаянь: “Всё в одном и одно во всём” — в каждом элементе весь мир и этот элемент — в каждом другом элементе» [10].
Для современной науки, зацикленной на частностях и неспособной видеть Целое, это пустое место. Однако пустота Пустоте рознь.
Так, в буддизме Махаяны есть понятие Шуньята (Пустота). Она пуста для дихотомического сознания людей вообще и учёных в частности, но не пуста сама по себе.
Для недихотомического чистого Знания-Видения, подобного чудесному зеркалу мира, в этой пустоте заключено всё. Не о нём ли говорил великий Низами?
Не пиала, а зеркало чудес, —
Всевидящее око, дар небес!
Весь мир в многообразии своём,
Все тайны тайн отображались в нём:
События, дела и люди — всё,
И то, что было, и что будет, всё.
Подобным образом, информация пуста (незрима) для ока людского, но не пуста сама по себе. В информационной модели Вселенной всё появляется из бита: “It from bit”:
«Обычно мы думаем о мире, как о составленном из простых, подобных сгусткам, материальных частицах, и под информацией понимаем производную характеристику объекта восприятия, относящуюся к особого рода организованным состояниям вещества. Но возможно, что всё наоборот: похоже, что Вселенная на самом деле — шалость первичной информации, а материальные объекты являются её сложным вторичным проявлением» [11].
В этой информационной Пустоте, недоступной дихотомическому сознанию, но доступной недвойственному чистому Знанию-Видению, скрывается всё. К новым физическим и психическим принципам информационной всеобъемлющей Пустоты (Шуньяты) современной науке ещё предстоит прийти после коренной ломки современной научной парадигмы.
Такова колдовская работа дихотомического сознания по десантированию живых существ из Мира незримого Духовного Единого, скрытого под психической пеленой Майи, в мир зримых материальных иллюзий, в мир множественности и разделения, в мир неизбежной смерти и непреодолимого страдания.
Мир бесконечного Единого, Мир Духа принципиально недоступен сознанию. Сознание основано на субъект-объектной дихотомии и нацелено только на познание иллюзорного мирка материальной множественности.
Однако есть и путь, который ведёт к Пробуждению из этого сонного царства сознания и к Освобождению из рабства психического королевства кривых зеркал. Этот благородный срединный восьмеричный путь Спасения ведёт к трансформации двойственного, дихотомического сознания (виджняна), погружающего нас в психическое королевство кривых зеркал и навевающего сон иллюзий, в недвойственное чистое Знание-Видение (Джняна-Видья), дающее возможность узреть истинную реальность Мира в его Таковости, голографического Целого, всеобъемлющего Единого, незримого Мира Духа.
Это и есть путь в нирвану. Это и есть путь в Царство Свободы!
Примечания:
1. Е.А. Торчинов «Пути философии Востока и Запада: познание запредельного»
2. Фритьоф Капра «Дао физики». Глава 1. СОВРЕМЕННАЯ ФИЗИКА – "ПУТЬ С СЕРДЦЕМ"?
3. Фритьоф Капра «Дао физики». Глава 5. ИНДУИЗМ
4. Пол Дэвис «Суперсила» (“Superforce, Touchstone”) 1984
5. Станислав Гроф «Космическая игра»
6. Норберт Винер «Кибернетика и общество» (1958). Глава 1
7. Александр Мень «История религий». Приложение №7. КИБЕРНЕТИКА И РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
8. Кузанский Н. Об ученом незнании // Соч. в 2 тт. Т. 1. М. 1979. С. 103-104
9. Е.А. Торчинов «Религии мира: опыт запредельного»
10. Е.А. Торчинов «Введение в буддологию»
11. Пол Дэвис New Scientist, 30 January 1999
30 ноября 2025 года
Свидетельство о публикации №225113000213
