Фабрика грёз
так неофициально в середине двадцатого века назывался пригородный район Лос-Анжелеса, где располагались рабочие павильоны и цеха крупнейших кинокомпаний США.
Официально этот кино- город носил и носит знакомое каждому имя- "Голливуд", - "родина" десятков тысяч кинофильмов разной тематики и качества, многие годы признанный мировой лидер и законодатель моды в киноиндустрии.
А вспомнилось мне название этого уникального "кино -города" по случаю недавнего просмотра в клубе санатория одного из классических шедевров мирового кино- кинокартины " Снежная фантазия", оживившего в моей впамяти события далёких и трудных послевоенных лет.
* * *
Шёл трудный и победный 1945 год.
Только что умолкли голоса смерти и разрушений на полях войны Европы и Азии, и на Земле наступил долгожданный мир, а точнее- короткая передышка перед очередными военными конфликтами.
В нашей стране все города в европейской части страны ещё лежит в руинах, уничтожены тысячи предприятий, сожжены стони тысяч деревень, пахотные земли заросла бурьяном, повсюду голод и нищета ...
Народ, отпраздновав Великую Победу "со слезами на глазах", активно взялся за восстановление страны, за строительство новай жизни.
Тяжёлый труд по 12 часов на стройках и производстве без выходных, многочасовые очереди в магазинах за продуктами, проблемы с жильём, транспортом и медициной...
В эти тяжёлые годы, только надежда на "светлое будущее" согревала наши души.
И ещё одно "светлое пятно" было в это трудное и героическое время, позволявшее хоть на время забыть и сбросить с себя гору житейских проблем, духовно расслабиться, окунуться в мирную и красивую "довоенную" жизнь- это "старые" кинофильмы.
Было несколько наших замечательных довоенных кинофильмов- комедий: "Сердца четырёх", " Воздушный извозчик", "Антон Иванович сердится", " Цирк", " Весна", "Волга- Волга", " Близнецы", "Дети капитана Гранта", " Сильва" и др.
Все они уже были просмотрены по несколько раз и разобраны на цитаты.
И вдруг... случилось чудо- в кинотеатрах Ленинграда на ночных сеансах прошёл показ музыкального цветного фильма " Девушка моей мечты" с Марикой Рёк в главной роли.
Очереди в кассы кинотеатров были даже больше очередей в продовольственные магазины.
( Мне удалось посмотреть этот весёлый фильм о приключениях девушки из варьете нелегально только летом 1946 года, когда он демонстрировался уже на дневных сеансах, прибавив себе "для солидности" четыре года- до14 "проходных".
Билитёрша с трудом, но пропустила меня в фойэ кинотеатра, - видимо, сыграла свою роль на моей голове шапка- "ушанка" моегл отца.)
Потом, почти каждую неделю демонстрировались новые фильмы, в начальных титрах которых значилось: " фильм взят в качестве трофея".
Понятно, что копии фильмов были "взяты в качестве трофея" у побеждённого врага, но произведены они были в Голливуде до 1941 года и... куплены нашим врагом у нашего союзника ( возможно , до начала воины, а возможно и во время).
Эти фильмы были потрясением для зрителей- цветные, музыкальные, с красивыми и талантливыми артистами, с интересными и увлекательным сюжетами...
Сначала они шли "первым экраном" только в кино- театрах на Невском проспекте , и только на вечерних и ночных сеансах.
Затем, три- четыре месяца спустя, - в других кинотеатрах и Домах культуры города.
Ещё позже- на дневных и утренних сеансах, доступным уже нам, школьной ребятне и только с 10 лет.
Цена билетов на вечерние и ночные сеансы была от 45 до 60 копеек, на утренние и дневные- от 10 до 35 копеек.
(Для сравнения: проезд на трамвае и троллейбусе стоил 3 копейки, телефонный звонок из "автомата"- 10 копеек, " кирпичек" хлеба по продуктовой карточке- 12 копеек).
Вот нсколько "трофейных" кинофильмов, что мне запомнились :
-"Девушка моей мечты" и " Дитя Дуная" с Марикой Рёк,
- " Секрет актрисы" и "Сестра его дворецкого" с Диной Дурбин,
-"Мост Ватерлоо" с Жанеттой Мак- Дональд,
- "Венский вальс" с Милицией Корьиус,
- " Серенада Солнечной долины" с замечательным оркестром Глена Миллера,
- "Железная маска", " Знак зорро", "Три мушкетёра" и др.
И , конечно, популярная серия фильмов о Тарзане, "Белой обезьяна", человеке-маугли, выросшим среди диких зверей в джунглях Индии, в главной роли с чемпионом мира 1936 года по плаванию Д. Вайсмюллером.
В этом четырёсерийном фильме показан процесс сложной адаптации “ человека природы” к достижениям современной цивилизации..
Ешё одним особенно ярким и запоинающимся фильмом была лента под названием: “ Путешествие будет опасным”
Это почти реальная история похищения офицером английских спецслужб семян каучикова дерева из испанской Бразилии в джунглях реки Амазонки.
Богатя первозданная природа джунглей , смертельные схватки с дикими зверями , встречи с воинственными плеиенами индейцев, охраняющих каучуковые рощи, заставляют неотрывно следить за событиями на экране,.
Конечно, сейчас бы эти фильмы не встретили такого ажиотажа зрителей, а тогда...
(Мы уже избалованы не только цветными кино, но и широкоформатным со стерефоническим звуком, и и стереоскопическим ( почему- то это направление киноискусства заглохло), и панорамным со спец-эффектами во время сеанса)..
А в то время, американская "Фабрика грёз" была ещё в своём творческом расцвете, и её достойные памяти кино-шедевры упали на благодатную почву "голодных" до " хорошего и мирного кино" советских людей , уставших от последствий войны, и конечно, сделали своё доброе дело, в какой-то степени сравнимое с американским "Ленд- лизом" в годы войны, только в гуманитарном плане- она снизила градус моральной напряженности в обществе, дала маленький и необходимый отдых уставшим человеческим душам.
Посещение кинотеатра было для всех настоящим праздником , праздником жизни.
Яркая реклама у входа, светлое просторное фойэ с получасовым концертом "живой музыки", скромный и доступный буфет с мороженым и газ-водой- всё это создавало атмосферу радости, мысленно возвращало в далёкие довоенные годы.
Апогеем праздника был огромный, ярко освещённый хруствльными люстрами, зал " Авроры", "Баррикады", “Октября”, "Художественного" или "Титана", где под протяжные звуки гонга медленно нас свет и начиналось волшебное действо- чудесная сказка о большой человеческой любви или о приключениях смелых,честных и отважных героев в неведомых странах.
Необыкновенно яркие цвета красивой природы, удивительные и опсные трюки дублёров- каскадёров, замечательная игра голливудских киноактёров, изысканная красота и обаяние киноактрис, - делали своё "волшебное дело"- завлекали зрителей, хоть и не надолго, в волшебную " Страну грёз"
.
Ради этого стоило постоять несколько часов в кассу за билетом, даже ночью и на морозе.
И конечно, эти фильмы дали зримый и предметный урок нашим деятелям киноиндустрии, открыли путь цвету и в наше кино.
( Первые опыты производства цветного кино в СССР были приняты в 1936 году, но оказались неудачными).
Первый советский полнометражный цветной фильм "Каменный цветок" ( по сказам Бажова) вышел в прокат в 1946 году, и был снят на импортную, точнее трофейную ( немецкую) плёнку на чехословацкой киностудии " "Баррандов".
А фильм " Сказание о земле сибирской", вышедший на экраны в 1948 году уже был снят на новую отечественную цветную плёнку "Цветонос".
Оба эти фильма были очень хорошо встречены зрителями- это был важный технический прорыв в напшей киноиндустрии, и новый этап в культурной истории страны
. Их посмотрело несколько миллионов зрителей, в том числе , конечно, и я (по несколько раз каждый!).
Оба фильма были лауреатами нескольких международных кинофестивалей.
Можно сказать, что они удачно продолжили американскую “фабрику грёз” в советском формате.Затем вышли на широкий экран и другие замечательные филмы, ставшие классикой советского кино:"Кубанские казаки", "Весна на Заречной улице" и др.
Отдельно в этом историческом ряду стоит замечательный цветной приключенческий фильм "Багдатский вор", созданный английским режисёором Александром Корда и подаренный им советскому народу в 1944 году.
Этот фильм демонстрировался только в кинотеатре "Аврора" на Невском, и мне посчастливелось его увидеть почти сразу после возвращения в Ленинград из эвакуации в апреле 1944 года.
Этот красочный фильм- сказка о приключениях озорного мальчишки был вторым в моей жизни.
( Первый - назывался: " Разгром немцев под Москвой".
Я видел его в 1943 году в эвакуации , с автомобильной "кинопередвижки", вечером не колхозном поле после работы, на зерновом току вместе чувашскими крестьянами .
Он произвёл на меня, как и на других. зрителей, огромное впечатление.
Но главным тогда был моральный аспект- документальной ленты 'МЫ ПОБЕДИЛИ ФРИЦЕВ! МОСКВА СПАСЕНА!)
Фильм "Богдатский вор"с первых мгновений захватил меня яркими красками красотой южной природы, динамичным сюжетом со сказочными чудесами.
Я забыл где я, впервые потеряв ощущение времени и пространства , став одним существом с шустрым мальчишкой- киногером этого фильма.
Когда же в конце фильма в джунглях разразился страшный пожар, губящий всё живое, я от страха за жизнь моего героя закрыл лицо руками и так сидел до конца сеанса.
Я не мог допустить его гибель!
Такова сила настоящего искусства!
* * *
Подводя общий итог , можно сказать, , как справедливо заметил вождь российского пролетариата ещё в 1922 году, " ...из всех искусств для нас важнейшим является кино".
Долгие годы этот тезис вождя был справедлив и поддержан народом.
Кино вошло в нашу жизнь и быт, стало нужным и востребованным.
Но, прошли годы...
И за прошедшие полвека, благодаря техническому прогрессу , развитию телевидения и интернету, роль кино в нашей жизни практически сошла почти "на нет"
.
"Великий немой" после головокружительной популярности завершает свой вековой славный творческий путь, честно заслужив любовь и признание миллиардов своих почитателей.
И на горизонте уже виден лозунг -символ быстротекущего вреиени:: "Мавр сделал своё дело,- мавр может уходить".
Такова, увы, правда быстрот;екущей жизни.
О.К. 12.2025.
Свидетельство о публикации №225113000742
Рух Вазир 11.12.2025 17:31 Заявить о нарушении