***

"...Былое-не засохшая чинара,
Не говори же, что моя строка,
Как пламени, коснулась боли старой,
Иду босой по лезвию клинка..."
                Кайсын Кулиев

С 27 ноября  1942 года  до 4 декабря 
продолжалась операция войск НКВД  в Черекском  ущелье, названая после Черекской трагедией.
Формальный, вымышленный  повод «… Довожу до сведения, что начиная с кишлака Зилги и кончая кишлаком Шканты население восстало полностью»
Из донесения капитана Ф. Д. Накина к Е. И. Шишкину.
Был ответ : «Стереть с лица земли не считаясь ни с чем»
 И войсками НКВД в Сауту и Глашева будут расстреляны и сожжены 700 жителей. Из них 155 - дети, остальные - женщины, старики, инвалиды ВОВ.
О методах этого злодеяния говорят архивные документы, особо засекреченные и только частично рассекреченные 1990 году.
“...Заложников  не беру, действую беспощадно, население все уничтожаю, а постройки жгу... За период с 27.11.42 по 30.11.1942 г уничтожено пять населенных пунктов В. Балкария, Сауту, Кунюм, В. Чегет и Глашево. Из них три первых сожжено, Уничтожено до 1500 человек...”(Из донесений командира сводного отряда 11-й стрелковой дивизии НКВД капитана Н. Ф. Накина).  Центральный Государственный архив Советской Армии, ф. 38677, oп.1, д. 5, л. 14, 15
Приказ командующего 37-й армии Козлова “стереть с лица земли Среднюю Балкариюю, не считаясь ни с чем” [ЦАМО СССР, ф. 37А, оп. 8900, д. 33, л. 226) выполнялся так же усердно.
Много других документов.
...Ни одного бандита не ликвидировав в этой бойне, жгли, расстреливали, добивали детей, стариков, женщин напуганные и беспощадные стрелки 11- ой дивизии.
 Следом, высшим руководством  нашей республики это злодеяние, совершенное подразделением НКВД в составе регулярных войск Красной Армии, было сокрыто.
 В 1943 году организовывается широкомасштабная фальсификация –  составляются акты о совершении  этого преступления другими, немецкими фашистами.
Только  в 1992 году Верховный Совет Кабардино-Балкарской Республики дал официальную политическую оценку событиям 1942 года, признав факт истребления мирного населения в Черекском ущелье в ноябре-декабре 1942 года батальоном войск НКВД актом геноцида.
Признали. Геноцид. Неопровержимо.  Назвали. И всё.
Есть РФ Статья 357. Геноцид.
По ней лиц, совершившие преступление  против человечности, приговаривают на пожизненное лишение свободы  или расстрел.
В нашей республике и сегодня именами непосредственных участников страшных злодеяний , названы улицы. И небо не падает на землю. И боль не старая. Не дают нашей боли постареть…


Рецензии