В сетях современного искусства...
Решив написать о влиянии социальных сетей на современное искусство, я не случайно взял этот заголовок. Многоточие в конце – не случайно. Три точки читатель легко может заменить любым словом на свой вкус. Варианты: «МНОГО», «ПЛОХО», «ХОРОШО» и прочее.
Но какое бы слово ни выбрал читатель, факт остается фактом: социальные сети, наряду с другими интернет-ресурсами, стали в настоящее время мощнейшим инструментом представления и продвижения произведений искусства и их авторов, причем – искусства не только современного.
Множество сообществ в социальных сетях - "Вконтакте" и, до недавнего времени, "Фейсбук" в России посвящены как творчеству отдельных авторов, так и деятельности учреждений культуры – библиотек, концертных залов, творческих союзов и объединений. Социальные сети служат также наиболее доступной и дешёвой площадкой для рекламы и анонсов мероприятий.
Много лет занимаясь творчеством, я сам, лично, как автор-исполнитель неоднократно прибегал к помощи социальной сети "Вконтакте" для творческого общения с аудиторией моих подписчиков и гостей, выкладывая в сети аудиозаписи своих новых песен и изготовленные на их основе видеоряды. Это очень сильно способствовало расширению аудитории моих слушателей, добавляя новых подписчиков, предоставляло мне информацию о конъюнктуре сцены и способствовало творческому обмену с коллегами – другими авторами-исполнителями.
Конфигурация социальной сети чрезвычайно удобна для таких целей, предоставляя автору поста практически моментальную обратную связь с аудиторией, в отличие от дорогих и тяжеловесных бумажных флаеров и проспектов. Работа с социальной сетью делает рекламную работу по организации мероприятий «кабинетной», избавляя от необходимости обивать пороги рекламных агентств и невольно нарушать закон, расклеивая объявления на водосточных трубах и прочих поверхностях, категорически для этого не предназначенных.
Из личного опыта берусь утверждать, что большая часть самодеятельных авторов в Санкт-Петербурге, да и во всей России используют для продвижения своего искусства именно социальные сети. Примеры таких сообществ в Санкт-Петербурге: «Афиша», «Афиша Петербурга» , «Санкт-Петербург|Подслушано|Афиша|Питер» и другие.
Следует сказать, что во многом инициированная и подпитываемая соцсетями моя творческая деятельность привела в 2015 году к вступлению в Союз писателей России.
Привожу наименования сообществ в социальной сети "Вконтакте", представляющих информацию о деятельности этой организации. Это, в частности, сообщества: «Союз писателей России. Официальная страница», «Секция художественно-документальной прозы», «Журнал «Сфинкс»» и другие.
В социальных сетях многие авторы не только нередко находят информацию о событиях в России и во всём мире, дающие им материал для творчества, но и используют соцсети для публикации своих творческих отчётов – фотографий, а также отзывов зрителей и слушателей.
Следует заметить, что опыт это не исключительно отечественный. Множество зарубежных авторов, с которыми я поддерживал общение до начала известных антироссийских санкций, из Венгрии, Португалии, Польши, Франции и других стран Евросоюза делились и делятся своим творчеством в социальной сети "Фейсбук".
Если, по словам великого русского композитора Мусоргского, «искусство есть средство взаимного общения», то современное искусство просто немыслимо без социальных сетей, расширяющих круг авторского общения практически до всех концов земли.
В нынешнее непростое время круг творческого общения часто сужается по причинам, означенным мной выше. Мировая слава, мировая известность – это естественный результат подвижнической деятельности человеческого таланта и Божьего промысла о нём.
В настоящее время мне удаётся общаться с моими коллегами из Сербии и Болгарии. Не полностью закрыто для меня и общение с испанскими писателями. Однако, по словам сербской поэтессы Оливеры Синджелич, «серьёзные писатели в Европе редко выступают публично и не публикуются в сети "Фейсбук"».
Разумеется, существуют группы и сообщества, занимающиеся популяризацией творчества известных мастеров, но уход зрелого художника из социальных сетей – это тоже естественный этап творческого роста и развития. Это понятно. Человек, зарабатывающий своим творчеством, не станет выкладывать свои новые произведения в некоммерческих соцсетях бесплатно, используя для этого либо коммерческие интернет-ресурсы, либо пользуясь для распространения своего искусства традиционными «твердыми копиями» - книгами, альбомами, аудио и видео компакт-дисками.
Я, впрочем, пользуясь благословением нескольких священнослужителей, продолжаю нередко выкладывать свои песни, стихи и малую прозу в соцсетях – там, где, размер прилагаемого файла не превышает допустимый размер. Возможно, что на ревнителей крупных форм, таких как роман – в литературе, опера – в музыке, панорама – в живописи, социальные сети оказывают гораздо меньшее влияние, но для таких авторов, как я, социальные сети до недавнего времени были едва ли не единственной площадкой, позволявшей представлять свои, в частности – литературные, произведения, не выкладывая деньги на растущие год от года издательские расходы и не нанося материального ущерба своей семье.
НИКОЛАЙ ЕРЁМИН
29.11.2025
Свидетельство о публикации №225113000930