Сомнительный Метод

Сомнительный "Метод" (рецензия на сериал "Метод"-3)

Долго-долго нам обещали новый, третий по счету, сезон одного из самых топовых российских сериалов – и вот, наконец, 20 ноября на Кинопоиске стартовал «Метод». Обычно такие долгие съемки обещают одно из двух: либо очень качественный продукт, либо высосанная из пальца попытка оживить то, что умереть уже не может. Каким же получился новый сезон?
 
Начну с того, что я большая поклонница «Метода». Да чего уж там, не только сериала, но и режиссера Юрия Быкова, снимавшего первый (и снявшего третий) сезон. Импонирует мне как Быкова впечатляющий режиссерский дар (чего стоит один только «Дурак» - это же поистине современное кафкианство), так и его человеческая позиция – способность ставить все под сомнение. Именно из этого, как ни странно, редкого сейчас дара, произрастает уникальность «быковских» фильмов. Некоторые находят нечто общее в творчестве Быкова и Звягинцева (которого я тоже люблю и уважаю). Некий такой арт-хаус, депрессивность, русскую тоску. На мой же взгляд их подход очень разный. Звягинцев показывает «социалочку», недосказанную, художественно-выверенную, но всегда однозначную – иными словами, он показывает быт через героев, ему важна ситуация. А Быков наоборот показывает героев через быт: для него сама ситуация – не самоцель. Ему важно именно поведение героев в ней, «вскрытие» их посредством помещения внутрь модели.

Нет, меня, как вы могли подумать, не унесло в теоретизирование и сравнительный анализ, этим не очень лирическим отступлением я хотела подчеркнуть то, что важно для дальнейшего понимания мысли о «Методе»: Быков – исследователь своих героев. Он не рассказывает историю с помощью персонажей, он рассказывает о персонажах с помощью истории.
 
Именно такими получились первые два сезона сериала, несмотря на то, что второй сезон снимал уже Александр Войтинский. Видимо, он посчитал (и не зря) весьма удачным такое решение и продолжил исследование. Ибо «Метод» - это именно исследование психологии маньяка. Не страшилка в духе «в подворотне тебя ждет маньяк», не документалка в стиле «вот точно таким же ножом маньяк вырезал на своих жертвах картины» и даже не набившая изрядно оскомину социалочка в стиле «только от жизни маньячей». «Метод» - мощная лупа, под которой авторы рассматривают «кейсы», если уместно так выразиться, основанные на историях реальных российских маньяков, в том числе и «знаменитых»: ангарского маньяка, «липецкого душителя», кукольника и многих других. И если подавляющее большинство сериалов про маньяков ставят целью запугать и шокировать зрителя, «Метод» проливает свет на сам феномен явления, позволяя взглянуть на ситуацию словно изнутри – самое страшное зло зачастую скрыто в нас самих.
 
Идея снимать третий сезон изначально показалась мне искусственной: второй закончился логично, самодостаточно и неплохо. Но, как пелось в песне группы Ундервуд, «бабло победит зло», поэтому спустя два года Родион Меглин в блестящем исполнении Константина Хабенского в третий раз вернулся на экраны. Правда, очень невзрачно и в окружении сомнительной публики. Теперь детектив-шизофреник возглавляет «отряд самоубийц» - любители душить, пытать и убивать отбывают исправительные работы в формате кружка «Юный следователь».
 
Помимо сомнительности самой идеи вопросы возникали и об актерском составе: за два сезона в «Методе» успели засветиться едва ли не все более-менее талантливые актеры. И, предсказуемо, на третий сезон остались уже менее-менее талантливые – Никита Кологривый, Анна Банщикова и несколько гораздо менее известных (но, кстати, не менее талантливых) артистов. Половина из них переигрывает (думаю, уже догадались, что речь о Кологривом), вторая половина недоигрывает (все остальные). Компенсации одного другим, к сожалению, не происходит.
 
Не спасает дело и сюжет. Так как вместе с талантливыми актерами кончились и «интересные» маньяки, в работу пришлось брать новеньких: один из эпизодов вообще списан с небезызвестного профессора из Санкт-Петербурга, который расчленил свою студентку. Кстати, действие нынешнего сезона в целом происходит в Санкт-Петербурге (и окрестностях), который в сериале хайпово называют Расчленинградом. Улавливаете уровень популизма?
Самое печальное, что логика и научная обоснованность прошлых сезонов испарилась вместе с экранным временем Хабенского: сюжетные повороты разворачиваются не на основании умозаключений персонажей или характера героя, а на основании левой пятки сценариста. Почему герои решили, что вот этот человек маньяк? А почему в итоге оказалось, что это не он? И почему, в конце концов, маньяк тот, кто на самом деле маньяк? Как вы пришли к этой мысли? А просто на пять минут в конце серии вышел Меглин, и как всезнающий автор рассказал мелким упырятам, как дальше жить.
 
Хабенский, конечно, актер востребованный, времени на съемки у него мало. Но лучше бы вы вообще не показывали его на экране, чем вот эту демо-версию. Но нужно же как-то закрутить основную интригу сериала – а куда же тут без мифической Есении (Паулина Андреева в сезоне не снималась, напомню). Нет, честно говоря, в линии «а что там у Меглина» интереса гораздо больше, чем в топорных и нелогичных расследованиях подрастающего маньячного поколения. Но все равно это настолько слабо, что обидно за проект.
 
В целом: если бы это был первый сезон, можно было бы сказать, что это сериальчик-середнячок. Не плох, не хорош, просто посмотреть на вечер. Но как продолжение одного из самых крутых сериалов – это очень плохо. Как говорится, стыдно, товарищи!
К просмотру не рекомендую, но и отговаривать не буду – поклонники все равно посмотрят, поэтому просто морально готовьтесь страдать.


Рецензии