Кому выгодно из Разина делать героя?

Первый вопрос, который возникает: кому же был выгоден этот бунт? Тем, кого потом повесили или четвертовали во время его подавления, или тем, кого сами разинцы убили? Не стоит забывать о самом Разине и его брате. Восстания, как были, так и остались. Из-за этого бунта казаков Дона пришлось приводить к присяге, включая тех, кто служил царю. Главной движущей силой были воровские элементы и сходки.

За что же воевал Разин? За волю, как безответственную и безнаказанную вседозволенность? Ни один правитель любой страны не потерпит подобного на своей территории, и с соседями рано или поздно наступит время разбираться. История знает немало случаев, когда недовольные московским царём казаки уходили к другим народам. Но куда они делись? Растворились в иных культурах и народах. В то же время казаки прославили Россию, и именно они, служилые, стали главным ужасом врагов страны.

В 1917 году сбылась мечта определённой части населения, и Россия расцвела бурным цветом. Однако Гражданская война, по сути, не закончилась до сих пор. Экономика так и не вышла на показатели 1913 года. Многовековой уклад казачества был разрушен, а потомки служилых казаков ассимилировались и превратились в советский народ. Возрождение казачества, имеющее место быть сегодня, больше похоже на вырождение.

Тем не менее, у нас есть главный герой — Разин. Может, стоит задуматься о том, кого мы выбираем в качестве героев? Служилые казаки подарили стране не только храбрых воинов, но и учёных, писателей, деятелей культуры и искусства, а также множество святых. Если о первых ещё кое-как говорят, то термин "святой казак" многие учёные и историки считают оксимороном. Так может, в этом и заключается наша проблема?


Рецензии