Фрукт познания
Много лет наблюдал я за жизнью земной
Неизвестного нет для меня под луной
Мне известно, что мне ничего не известно
Вот последняя правда открытая мной.
Другой метод познания – попал в рай, съел от дерева познания добра и зла, и прозрел, все понял. Но дьявол в деталях. Сначала нужно попасть в рай. Не всякому хочется туда раньше времени. А в раю нужно познакомиться с дьяволом, чтобы он подсказал, какое из деревьев нужное. И вот тут еще не факт, что фрукт на ветке. Фрукты ведь созревают и падают. И гниют. И возможно, что фрукт познания с гнильцой и даст знания с гнильцой. Есть такие опасения.
И еще одно опасение: наш президент пообещал, что мы все в рай попадем. А сейчас, когда идет СВО, там в раю, должно быть, народу валом. Толпами ходят, как туристы по Риму. Возможно все фрукты обобрали. С другой стороны, раз тот же президент говорит, что русские с дьяволом не знаются, и что все остальные просто сдохнут. То есть, кроме русских в раю никого нет. То есть возможно, нас ожидает такая интересная картина: в раю полно исключительно россиян, но они от дьявола шарахаясь, ходят мимо дерева познания и ничего с него не едят.
И им остается одна надежда, ждать, когда в рай попадет тот, кто точно знает где добро, а где зло, и подскажет, с какого дерева нужно фрукты срывать. Но судя по сообщениям СМИ, тот, кто знает, где добро, а где зло, в рай не торопится. Придется долго ждать.
Но перейдем к нутрициологии, науке, изучающей влияние пищи, включая фрукты и овощи, на организм человека. Именно в сфере интересов этой науки и вопрос, как повлиял плод на Еву. И на ее серое вещество.
Ева в раю вкусила фрукт, который указал дьявол. А фруктов в раю был широкий ассортимент. Насколько широкий? Мое воображение эпохи развитого социализма подсказывало мне с десяток наименований.
Маковский писал: «ешь ананасы рябчиков жуй, день твой последний приходит буржуй!» Но ананасами обжирались буржуи. А что если обычные граждане? Блок пишет «Я послал тебе черную розу в бокале золотого как небо Аи». Блок не был пролетарским поэтом, но и не буржуйским. Средний класс. Я, тоже происхождением из среднего класса советских интеллигентов. Но понятия не имел, что аи - это тип шампанского.
В водевиле Чехова «Свадьба» отец невесты указывает на выставленных на праздничном столе омаров и спрашивает гостя грека.
- А омары в Греции есть?
- Есть... Там все есть. – отвечает гость.
Отец невесты Евдоким Захарович Жигалов, отставной коллежский регистратор. Коллежский регистратор - это самый низший (14-й) гражданский чин в Российской империи. Жигалов в отставке, то есть на пенсии. И справляя свадьбу дочери, мог выставить на стол омаров. Ну, напрягся человек. Кто знает, может быть, у него левые доходы. Про это Чехов ничего не говорит. Согласно Чехову, действие, застолье, происходит в одной из зал кухмистера Андронова.
Интернет пишет, что кухмистр - это устаревшее слово, которое обозначает повара, а также содержателя небольшого ресторана или кухмистерской. То есть свадьбу гуляют в ресторане.
У Чехова написано во вступлении:
«Ярко освещенная зала. Большой стол, накрытый для ужина. Около стола хлопочут лакеи во фраках. За сценой музыка играет последнюю фигуру кадрили.»
Русский актер и писатель П. М. Свободин писал А. П. Чехову. в 1889 году.
«Вы небрежный беллетрист. "Действие происходит в одной из зал кухмистера Андронова" Какого Андронова? Кто его знает. И зачем это нужно? По-моему, в свадебной кухмистерской, у свадебного кухмистера или что-нибудь подобное; этак Вы цензора испугаете и публику в заблуждение введете.»
Чем же Чехов мог цензора испугать? Ну не тем же, что в кухмистерской Андронова, ресторанном заведении средней руки, были омары.
Вернемся в наши дни. Конечно, про омаров я знал очень туманно. Думаю, и сейчас средний россиянин не на короткой ноге с омарами. А если говорить о фруктах, в родном моем южном городе фрукты росли. Я был знаком с яблоками, грушами, абрикосами, алычой, сливами, персиками, - летом. Привозными апельсинами, мандаринами ближе к Новому году.
А в студенческие годы в далекой Москве мне весь учебный год был ближе компот из сухофруктов. Его в институтской столовой я мог себе позволить от пуза. Даже два стакана. В стакане на дне лежали кусочки, вероятно, в земной жизни, яблок. Но самой изюминкой было том, что в прошлой жизни звалось вишнями. Но их еще нужно было достать со дна стакана. Чем -нибудь поддеть. Чайных ложечек в столовой почему-то не хватало. Поддевать вилкой или большой ложкой мне казалось варварством. И приходилось вишенки вытряхивать.
Можно сказать, что моим третьим блюдом большей частью были производные сухофруктов. Живого ананаса я не видел. А что есть и консервированные ананасы, в самом воспаленном воображении мне не могло привидеться. Я даже не знал толком как ананасы выглядят. Не знал, как выглядят рябчики, и вообще, что это за зверь такой, рябчик. Птица или зверек. А как выглядит буржуй я знал точно. Видел их в большом количестве в журнале «Крокодил».
Но вот последние годы моего обучения в столице с лотков стали торговать бананами. Советский Союз дружил с Кубой. Обычно стояла за бананами небольшая, не отпугивающая очередь. Я даже не интересовался, понимая, что заморский фрукт мне не по карману. Тем более, травянисто зеленый цвет их отпугивал. Но я, делал скидку на то, что есть же и яблоки, и груши зеленого цвета. И огурцы.
И вот, как-то шило мимо лотка, где продавали бананы, и стукнула в голову моча: кутить так кутить. Очередь была небольшой. Я видел, что женщины, стоявшие передо мной, берут по пять-шесть бананов. Ну а я купил три.
Купил и тут же решил попробовать. Надкусил и понял, что дурят нашего брата. Но почему тогда очередь? Вероятно, вид у меня, понявшего что импортный плод требует особого подхода, был столь озадаченным, что женщина, которая купила следом за мной, остановилась рядом и проинструктировала, что бананам нужно дать полежать несколько дней, чтобы стали желтыми. Тогда и есть можно
И принес я два с половиной банана в общагу. В авоське. Тогда отечественных кульков не было, а импортные были жутким дефицитом. Мой сосед по комнате Володя о бананах знал не больше моего.
- Вроде бы, - сказал он, - бананы способствуют мозговой деятельности. То есть, их есть особенно полезно во время подготовки к экзаменам.
- Тогда бы самые умные люди жили в Африке, сказал я.
Мой ответ показался Володе убедительным. Тем более, было понятно, что до экзамена бананы никак не доживут. Положили мы их на отлеживание, чтобы созрели. Заморские фрукты лежали на полке, ждали своего часа и желтеть не торопились. И я не торопился. Этот эпизод укрепил меня в патриотической позиции, в убеждении, что советскому человеку в нашей стране достаточно всего отечественного. На бананы, как на импорт нужно было еще налететь, а компоты из сухофруктов в столовой не переводились.
Но у истории с бананами имелась не материальная, а, можно сказать, духовная сторона дела. Пока они зрели, в соседних комнатах прознали, что я купил бананы. Вовка, наверное, ляпнул.
Оля Подзорова, девочка из нашей группы встретила меня в коридоре и спросила:
- Ты бананы купил?
- Да, - сказал я, - А что?
Она посмотрела на меня, как, бывает, экзаменатор смотрит на удивившего его студента.
- Ты не похож на человека, который покупает бананы.
Оля перед тем как поступить в институт делала две безуспешные попытки поступления. И поэтому была на два года старше меня. И вела себя как старшая с младшим. И она стояла в коридоре, смотрела на меня взглядом старшего, искушенного, и оценивала мой интеллектуальный потенциал по готовности или не готовности купить бананы. А я как-то не удосужился ее спросить, чем же отличается человек покупающий бананы от человека не покупающего. Наверное, так же, как во времена Чехова отличался человек заказывающий омаров на свадьбу дочери от человека не заказывающего.
Тех моих первых бананов я так и не попробовал. У нас, тех кто их нашей группы жил в общаге, была заведена привычка чаевничать вскладчину. Что у кого есть, то и несли. Например, та же Оля, жившая в Подмосковье и часто ездившая домой, частенько привозила варенья. Хотя, скорее чаевничать имел привычку Володя. Я из-за тренировок эти вечера часто пропускал. В какой-то момент чаевничающие решили, что бананы созрели. И фрукты были пущены по кругу. Исчезли. Володя мне сказал о их последнем привете: девочки после чая поналепили шкурки на лоб. Для упругости кожи.
И это закономерное исчезновение бананов еще более укрепило меня в понимании сути жизни. Все приходит и уходит. И иногда уходит бесследно. Все что придет – уйдет. А вот что стало известно Еве после того, как она съела райский фрукт? Нам только известно, что она. осознав свою наготу, устыдилась перед богом и старалась скрыться от его всевидящего взгляда. Ну насчет наготы – это уже другая история.
Свидетельство о публикации №225120101208
Попытка ваша иронизировать над вещами высокими и трагическими жалка и неуместна. А уж воспоминания о зелёных бананах и вовсе вызывают зевоту. Что ж, если вы так жаждете внимания, получайте маленькую толику. Примите мою эпиграмму на «мыслителя».
Эпиграмма на Леонида-философа.
Леонид, познанья плод вкушая,
Смешал Хайяма и компот.
И, о бананах рассуждая,
Открыл нам мыслей огород.
В его мозгах — такая каша,
Что сам и чёрт не разберёт.
Но истина простая наша:
Талант — не импортный компот.
Он не созреет на окошке,
Его цитатой не создать.
А лишь напыщенные крошки
Умеет Лёня выдавать.
Отхватил, нехороший человек?
Жду очередного шедевра, но сначала зайди в клозет, разрядись там своими идеями, а потом приходи за добавкой, я тебя еще угощу.
Тихон Чикамасов 01.12.2025 16:15 Заявить о нарушении