Внутри дерева сада
В оригинале Торы не Бог ходил по саду, а Голос Его.
А человек спрятался от Отца внутри дерева, а не среди деревьев.
В еврейском оригинале стоит:
вайишмеу эт коль Адонай Элохим митгалэх ба-ган
Дословно: «и услышали Голос Господа Бога, раздающийся по саду…». То есть текст акцентирует: не Сам Бог в физическом виде ходил по саду, а Его Голос, Зов («коль» = голос) раздавался по саду.
«Адам спрятался внутри дерева», а не среди деревьев, не в кустах и не в чаще.
В оригинале сказано:
вайитхабэ ha-адам … бетох эц ха-ган
Ключевое слово: «бетох» = внутри. И стоит не множественное число деревья, а «эц» — единственное число: дерево. Максимально буквально: «и спрятался человек… внутри дерева сада». Многие переводчики (например, Д. В. Щедровицкий) понимают это как метафору укрытия в материальности («эц» может означать и «материал», «вещество»). В оригинале написано: «внутри дерева». Тут важны два момента:
Человек спрятался внутри материального — это символ укрытия в вещественном мире от Духа Отца. Адам и Ева услышали Голос Бога, а не физические шаги Бога. Эти две детали подчёркивают: человек прячется от Отца в материальном мире, а Бог приходит к спрятавшемуся не как фигура, а как Голос — Зов к возвращению.
Все души живут на Земле в соответствии с собственной волей и свободным выбором. Когда-то каждый из нас добровольно ушёл от Небесного Отца, словно желая «спрятаться», укрыться в том, что кажется вещественным, самостоятельным, отделяющим от Бога. И большинство из нас уже не помнят своего выбора.
Пророк Осия, обращаясь к народу, упоминает этот уход: «А они, как Адам («каадам»), нарушили завет; там они изменили Мне» (Ос. 6:7). Слово «каадам» в еврейском тексте может означать и «как Адам», и «как человек» (слово «адам» имеет два значения), указывая тем самым на две параллели сразу: на первый разрыв — Адамов. Тот самый шаг, когда человек попытался спрятаться от Бога «внутри дерева», нарушив доверие и заветную близость. И на универсальный: каждый человек «как Адам» — повторяет его выбор, прячась от Отца в «материальном мире, укрытии».
Так Осия словно говорит: «Вы поступили так же, как поступил человек в самом начале. Это не чужая история — это ваша собственная». Пророк даёт и надежду. В контексте Осии 6-й главы звучит призыв не к отчаянию, а к возвращению: «Пойдём и возвратимся к Господу… Он исцелит нас…, оживит нас» (Ос. 6:1–2). То есть, если «разрыв как у Адама» повторяется в человеке, то и путь возвращения открыт каждому. Человек, отстраняясь от Бога, — духовно «умирает». И оживает, когда встаёт на собственную тропу возвращения к Отцу (Мессия Иисус уединялся для молитвы Богу). Пророк напоминает: Бог не отвергает тех, кто нарушил завет; Он зовёт нас снова в ту же близость, которую предки утратили «внутри дерева».
Мы спрятались от Духа в материальном мире. И именно здесь Голос Бога ищет нас, зовёт по имени и призывает к покаянию. Мы живём как Адам — разорвав связь, спрятавшись в материальности. Но об этом забыли мы, а не Бог. В конце времён Отец послал нам новый Голос, «Громкоговоритель» от Себя — Мессию Иисуса, который часто напоминает: Отец помнит нас, даже когда мы забываем Его (Мф. 10:30; Лк. 15:3–7; Лк. 15:20). Возврат к Отцу — не наказание, а восстановление Жизни, любви и справедливости с Тем, Кто есть Святость всегда.
«Может ли женщина забыть младенца своего?… Но если бы и она забыла, Я не забуду тебя» (Исаия 49:15).
Свидетельство о публикации №225120101355