014 Этно-пассионарная концепция культуры

014 Этно-пассионарная концепция культуры

Гумилёв Гумилёв Лев Николаевич – (01.(12).10.1912 – 16.06.1992) русский историк, этнограф, географ, исследователь различных исторических типов этнокультур.
Его концепция является концепцией этнопассионарного культурогенезиса, он расматривал культуру как энергообусловленный, пассионарный культурогенезис.
Под пассионарностью понимается определённая проявленность влияния космических и биосферных энергий и на отдельную личность, и на этнос в целом.

Культура развивается как следствие пассионарного проявления исторического творчества этноса. Этнос подвержен энергетическому (пассионарному) влиянию геофизических, астрофизических и биохимических факторов.

Пассионарность, пассионарное напряжение есть внешнее проявление энергии деятельности этноса, полученной в результате определённого внешнего гео-астро-физического воздействия.

Пассионарная энергия наиболее сильно влияет на процессы формирования этноса, его культуры и истории. Рассматривая культуру как признак этноса, Гумилёв трактует её как определённый принцип единомыслия.

Культура является тем, что объединяет или разъединяет этносы. В особенности это проявляется в тех случаях, когда культура носит религиозный характер, например, этнос османов на протяжении 600 лет объединяла не языковая, а религиозная общность. Это есть процесс культурноконфессиального утверждения этноса.

То есть культура может создавать новый тип этноса. Культура является символической предопределенностью этноса.

Гумилёв пытается противопоставить «хозяйственно- культурные типы» и «этнокультурные типы».

Хозяйственно-культурные типы, по Гумилёву, определяются в основном географической средой и способом адаптации к ней, в то время как этнокультурные типы формируются под влиянием пассионарного толчка и последующего этногенеза. Этнокультурный тип обладает большей устойчивостью и способностью к самовоспроизводству, поскольку опирается на внутреннюю энергию этноса, а не только на внешние условия.

Гумилёв утверждает, что этнос проходит стадии развития, начиная с подъема, через акматическую фазу, надлом, инерцию, обскурацию и заканчивая мемориальной фазой. На каждой из этих стадий культура проявляется по-разному, отражая уровень пассионарного напряжения и адаптационные возможности этноса.

В фазе подъема культура характеризуется новаторством, энергией и стремлением к преобразованиям.

В фазе инерции культура становится более консервативной, стремясь сохранить достигнутое.

На протяжении всего этногенеза культура этноса подвергается изменениям, претерпевает трансформации, но при этом сохраняет свою сущность, определяемую исторической памятью, традициями и символами.

Гумилёв подчеркивает, что культура является не только отражением этногенеза, но и активным фактором, определяющим его ход.

Культурные ценности и нормы могут стимулировать или сдерживать пассионарную активность этноса, влиять на его взаимодействие с другими этносами и окружающей средой.

Таким образом, культура, по Гумилёву, представляет собой сложное и многогранное явление, тесно связанное с этногенезом и пассионарностью. Она является не только признаком этноса, но и фактором, определяющим его судьбу в истории.

Этнос есть процесс явление, не сводимое ни к социологическому, ни к биологическому, ни к географическому явлениям.

Сведение этногенеза к «языково-культурным процессам» искажает реальное положение дел.

Культура может трактоваться как определённый стереотип этнического поведения. Этнический стереотип поведения образует определённую культуру. Гумилёв не соглашается с концепцией цивилизации Арнольда Тойнби, критикуя «географический источник» их возникновения.

Этнос – это динамичная система, подверженная постоянным изменениям под воздействием множества факторов. Взаимодействие с другими этносами, природные катаклизмы, миграции, экономические и политические потрясения – все это оставляет свой след в этнической истории, формируя уникальный путь развития каждого этноса. Игнорирование этих факторов приводит к упрощенному и искаженному пониманию этногенеза.

Гумилёв подчеркивал, что этнос – это не просто совокупность людей, объединенных общим языком и культурой. Это живой организм, обладающий собственной энергией и импульсом к развитию, который он назвал пассионарностью. Пассионарность, по Гумилёву, – это врожденная способность к сверхнапряжению, к жертвенности ради достижения высокой цели. Именно пассионарные толчки, возникающие в результате мутаций, становятся движущей силой этногенеза, определяя взлеты и падения этносов.

Этническая картина мира сложна и многообразна. Этносы возникают, развиваются, взаимодействуют друг с другом, а затем исчезают с исторической арены, оставляя после себя след в виде культурных и генетических следов. Этот процесс непрерывен и динамичен, и его невозможно понять, опираясь лишь на одну науку или теорию.
Гумилёв считал, что изучение этногенеза требует комплексного подхода, объединяющего данные истории, географии, биологии, лингвистики и других наук.

Только такой подход позволяет создать более полную и объективную картину этнической истории человечества, понять закономерности развития этносов и избежать упрощенных и искаженных представлений об этом сложном и многогранном явлении.

Культурно-историческая школа не может дат объяснение внутренним закономерностям исторического развития цивилизаций.

Этнос, а вслед и за ним культура, есть определённый стереотип поведения, порождаемые гео-ландшафтными условиями их существования. Монотонность или разнородность ландшафтов непосредственно влияет на формирование этнокультуры, этнокультурного стереотипа поведения.

Взрывы этногенеза изменяют как сам этнос и его культуру, так и соседние, связанные с ним.

Этносы и культуры можно разделить на:

успокоенные и пассионарные, активные, исторически деятельные.

Определённые фазы этногенеза наполняются конкретным психокультурным содержанием. Основные формы культуры зависят от формы проявления пассионарной энергии этноса.
Этнос – это динамичная система, подверженная постоянным изменениям под воздействием множества факторов. Взаимодействие с другими этносами, природные катаклизмы, миграции, экономические и политические потрясения – все это оставляет свой след в этнической истории, формируя уникальный путь развития каждого этноса. Игнорирование этих факторов приводит к упрощенному и искаженному пониманию этногенеза.

Гумилёв подчеркивал, что этнос – это не просто совокупность людей, объединенных общим языком и культурой. Это живой организм, обладающий собственной энергией и импульсом к развитию, который он назвал пассионарностью. Пассионарность, по Гумилёву, – это врожденная способность к сверхнапряжению, к жертвенности ради достижения высокой цели.

Именно пассионарные толчки, возникающие в результате мутаций, становятся движущей силой этногенеза, определяя взлеты и падения этносов.

Этническая картина мира сложна и многообразна. Этносы возникают, развиваются, взаимодействуют друг с другом, а затем исчезают с исторической арены, оставляя после себя след в виде культурных и генетических следов.

Этот процесс непрерывен и динамичен, и его невозможно понять, опираясь лишь на одну науку или теорию.
Гумилёв считал, что изучение этногенеза требует комплексного подхода, объединяющего данные истории, географии, биологии, лингвистики и других наук.

Только такой подход позволяет создать более полную и объективную картину этнической истории человечества, понять закономерности развития этносов и избежать упрощенных и искаженных представлений об этом сложном и многогранном явлении.

Например.
Пассионарный толчок есть пусковой момент этногенеза, характеризуется установкой «Надо исправит мир, ибо он плох!»;

Пассионарный подъём характеризуется установкой:
«Мы хотим быть великими!»;

Акматическая фаза:
«Будь самим собой»,
«Мы устали от великих!»;

Фаза надлома:
«Мы знаем: всё будет иначе!», «Дайте же жить, гады!»; Фаза инерции:
«Будь таким, как я!»,
«С нас хватит!»;

Фаза обскурации:
«Будь таким, как мы!»,
«День, да мой!»;

Мемориальная фаза:
«Помни, как было прекрасно!»,
«Будь сам собой доволен, тролль!».


Основные научные труды Гумилёва Л.Н.:

Открытие Хазарин. М., 1966; Древние тюрки. М., 1967;
Поиски вымышленного царства. М., 1970;
Хунны в Китае. Л., 1974;
Этногенез и биосфера Земли. Вып. 1—3. М., 1979. Л., 1989; Древняя Русь и Великая степь. М., 1989;
География этноса в исторический период. Л., 1990; Закон Божий. Л., 1990; От Руси к России. М., 1992;
Этносфера. История людей и история природы. М., 1993; Ритмы Евразии. М., 1993; Из истории Евразии. М., 1993;
Черная легенда. Друзья и недруги Великой степи. М., 1994.


Рецензии