Цветные тени прошлого

Сентябрь 1919 года. Норвегия, залитая холодным северным солнцем, казалась Дмитрию Сергеевичу Прокудину-Горскому не столько убежищем, сколько временной передышкой. Здесь, вдали от грохота фронта и кровавой кутерьмы революции, он мог, наконец, выдохнуть. Но даже в тишине норвежских фьордов, среди величественных скал и зеркальной глади озер, его терзала мысль о России. О той России, которую он знал и любил, России, за которую его отец, Сергей Михайлович, запечатлел в своих удивительных цветных снимках.

Дмитрий Сергеевич, офицер Северо-Западной Армии, сын человека, чьими глазами мир увидел истинные краски Российской Империи, не мог оставаться в стороне. В 1914 году, когда грянула Великая война, он, не раздумывая, ушел добровольцем. А теперь, после сумбурного отпуска, полученного в ноябре 1917-го, и долгого пути через бушующее море, он оказался здесь, в Норвегии. Но сердце его рвалось обратно, к своим.

«Присоединился к частям Юденича», – так сухо, словно записывая в штабной журнал, отец отметил его возвращение в действующую армию. Но за этими словами скрывалась целая история. История о том, как Дмитрий Сергеевич, не дожидаясь конца своего «временного отпуска», 1 ноября 1919 года, с твердым намерением вернуться в строй, покинул Норвегию. Путь его лежал в Эстонию, к тем, кто еще боролся за остатки былого величия. Как долго он пробыл в рядах Юденича, когда именно это произошло – все это оставалось в тумане неопределенности, как и многие события той смутной поры. Известно лишь, что 22 января 1920 года он уже был демобилизован. Война, казалось, закончилась, но для многих она лишь перешла в иную, более затяжную фазу...

... Париж. Середина 1920-х. Здесь, в городе огней и искусства, Дмитрий Сергеевич, вместе с братом Михаилом и сестрой Екатериной, под чутким руководством отца, возродил дело Сергея Михайловича. Фотоателье, названное в честь младшей сестры, Елены, которую ласково звали «Ёлочка», стало новым пристанищем для их талантов. «Ёлочка» – это было не просто имя, это была дань семейной любви, символ тепла и уюта, которые они стремились привнести в свою новую жизнь.

Дмитрий Сергеевич, как и отец, был человеком науки. Химия и физика были его страстью, а астрономия – его тайной любовью. Он мог часами смотреть на звезды, пытаясь разгадать их вечные загадки. Но его руки, привыкшие к тонкой работе с химическими реактивами и оптикой, умели творить и в другом искусстве – в искусстве фотографии.

В 1930-х годах, когда Сергей Михайлович отошел от активного управления, фотоателье получило новое имя – «GORSKY FRERES» – «Братья Горские». Дмитрий Сергеевич и Михаил, два брата, два наследника великого дела, стремились продолжить творческое наследие отца. Их работы были полны жизни, цвета и света. Особенно эффектно смотрелась фотография Эйфелевой башни, выполненная Дмитрием Сергеевичем. Казалось, он сумел уловить саму душу этого парижского символа. А в 1937 году, на Всемирной выставке, его снимки павильонов поражали своей яркостью и запоминаемостью, словно ожившие картины.

Дмитрий Сергеевич Прокудин-Горский прожил долгую жизнь, полную испытаний и свершений. Он видел, как рушится империя, как меняется мир, как рождаются новые поколения. Он оставил свой след в истории, как офицер, как ученый, как художник. И когда 14 июня 1963 года его сердце остановилось в Париже, он нашел свой последний приют на Русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, рядом с теми, кто, как и он, нес в себе частичку ушедшей России. Его цветные тени прошлого, запечатленные на пленке, продолжают жить, напоминая нам о красоте и трагедии одной эпохи, о силе духа и неугасающей любви к Родине...


Рецензии