Бомба для подполковника. Глава 17
Boris Gotman, Ph.D
Окончание
Березов помедлил лишь долю секунды и тут же выпалил:
-Жакоб де Марр исследовал прохождение боеприпаса при дозвуковой скорости встречи с преградой, а в данной работе проведены исследования для всех скоростей, включая сверхзвуковые.
Послышались аплодисменты, но в этот момент уснувший вроде бы академик задал следующий вопрос, точнее, продолжил предыдущий, оборвав начавшееся было ликование в зале:
-Если, по- Вашему, он не занимался сверхзвуковыми скоростями, как можно расценить его поправки к формуле Круппа, бронебойные снаряды которого имели скорость встречи с преградой около 800 м/сек, т.е. почти втрое превышали скорость звука?
Вы знакомы с работами Уильяма Сирса? А Вольфганта Хаака?
Эти ученые независимо друг от друга установили, что для сверхзвука нужны снаряды и ракеты, напоминающие формой веретено.
А де Марр работал только с классической оживальной формой, поэтому сверхзвуком не занимался.
И последний вопрос: почему для пробивания и разрушения льда нельзя применить имеющиеся на вооружении фугасные бомбы?
Березов решил ответить только на последнее предложение:
-Имеющиеся на вооружении фугасные бомбы значительно дороже предлагаемых в этой диссертации!
Тут уж зал разразился дружными, бурными и продолжительными...
Я тогда первый раз услышал и о знаменитой формуле де Марра, и о не менее знаменитой формуле Круппа, к которой и де Марр имел отношение, и об Уильяме Сирсе, и о Вольфганте Хаака.
Решил завтра же восполнить пробелы.
Но тогда по разным причинам не получилось.
Только через много лет удалось познакомиться и с работами этих ученых, и с работами других, которые были в то время скрыты грифами секретности...
После перерыва объявили результаты тайного голосования. Против соискателя был подан только один черный шар…
От полковника Березова получил неожиданный привет лет через двадцать после описанных здесь событий. К тому времени я демобилизовался, закончил институт и аспирантуру в Москве, защитил диссертацию и работал преподавателем в одном из Киевских ВУЗов.
По стечению обстоятельств в этом же институте работали уже отставные полковники, доктора наук М. и К., с которыми в молодости служил на одной кафедре.
Как-то встретил их в коридоре. Перекинулись несколькими словами о перестройке и Чернобыле. И вдруг полковник К. говорит:
- Тебе передавал привет Березов. Помнишь такого?
-Конечно, - ответил я, - летали вместе в Арктику его бомбы испытывать.
-Зря летали, - вступил полковник М., - ничего у него не получилось.
-Но диссертацию же он защитил, я был на защите...Был там небольшой скандал по поводу оживальных частей, но Спецсовет проголосовал почти единогласно…
-Ничего себе небольшой!- продолжил полковник М.- Его научного руководителя тогда чуть не поперли из Академии.
Диссертацию Березова засекретили в первую очередь для того, чтобы он мог использовать достижения зарубежных специалистов.
А он даже не удосужился с ними ознакомиться! С работами ученых с мировыми именами такими как Теодор фон Карман, Уильям Сирс, Вольфгант Хаак и еще с десяток оружейников.
Вместо этого взял старые уравнения де Марра, да еще не подходящие к его теме, и сфальцифицировал их для сверхзвука. Хотя непригодность классической оживальной формы для сверхзвука была доказана еще за тридцать лет до этого.
-Конечно Военная секция ВАК не могла при всём желании утвердить такую диссертацию, - заключил полковник К. Мы и тогда всё об этой диссертации знали, но против родича Главкома…сам понимаешь…
Свидетельство о публикации №225120101696
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 01.12.2025 20:08 Заявить о нарушении
Борис Готман 01.12.2025 20:36 Заявить о нарушении