Туризм. Зпись в дневнике 1. 12. 25
Решил я сегодня, так как времени и сил на творчество у меня осталось не так уж и много, перейти к основной теме заметки побыстрее. И если уж я начал хватать и препарировать народные святыни, то мне трудно пройти мимо темы туризма. И тут уж, я, как заядлый путешественник и кочевник по своей натуре, могу схватить право рассуждать на эту тему без возмущённых воплей. Хотя те, кто обычно возмущается моим поведением, возмутятся всё равно, потому что сначала у них появляется желание чем-то возмущаться, а потом они ищут для этого какую-то причину, и часто совсем небрежны в этом поиске. И тут им стараться особенно не придётся, потому что они скажут, что никакой я не турист, а просто бродяжничеством на велосипеде занимался, вместо того, чтобы путешествовать на круизном лайнере или ехать в Турцию, чтобы лежать в шезлонге перед бассейном, есть до отвала и спать в отеле, изредка выбираясь в город за покупками ненужного барахла и экскурсии с гидом.
Туризм, явление достаточно новое, массово себя проявившее только в двадцатом веке. До этого люди, конечно, перемещались в пространстве, но никак не удовольствия ради. Даже для кочевников, эти перемещения были не удовольствием, а суровой необходимостью. Даже охотники и собиратели, у которых имущества особо много не было, норовили начать жить оседло, если кормовая база какого-то места им это позволяла. Эра скотоводства и земледелия, начавшаяся тысяч двадцать назад, ознаменовала начало жизни на одном месте для большинства людей. Люди, конечно, всё равно перемещались, чтобы захватывать лучшие земли и кого-то там грабить и убивать. Люди перемещались ради торговли, но труд торговца считался одним из самых сложных и опасных и большинство жить, как они не хотели. И так продолжалось все двадцать тысяч лет, до тех пор пока в конце девятнадцатого века не развилась железная дорога, по которой стало возможным перемещаться на большие расстояния с комфортом, хотя это перемещение было тогда доступно только малой части состоятельного населения. Примерно тогда же появился и велосипед, на котором тогда по бездорожью далеко уехать нельзя было, но бедняки получили возможность в свой единственный в неделе выходной смотаться в соседний населённый пункт, утоляя своё любопытство, получая удовольствие от этого перемещения в пространстве.
Но действительно комфортными для широкого круга публики путешествия стали, когда широкое распространение получил двигатель внутреннего сгорания, то есть начался массовый выпуск автомобилей — в двадцатых и тридцатых годах двадцатого века. Путешествия на автомобилях были доступны не только высшему обществу но и представителям среднего класса. Поначалу эти путешествия были чередой разных непрятностей в силу отсутствия дорог с твёрдым покрытием, ремонтных и заправочных станций, гостиниц для путешественников. На автомобиле редко кто ездил в другую страну, в основном на них путешествовали где-то на несколько сотен километров не более. А путешествовать по родной стране большинству всё-таки не так интересно, как и по соседней, о которой много чего известно и климат примерно такой же.
И только во второй половине двадцатого века, когда начало налаживаться международное авиасообщение, туризм стал привлекательным для большей части человечества. Да, не у всех и сейчас есть возможность, чтобы полететь из Европы в Австралию в отпуск, но народные массы начали мечтать о подобных путешествиях, даже брать на такое кредит, чтобы потом отдавать его целый год. Ранее то же путешествие из Европы в Австралию или Южную Америку, было долгим, скучным и утомительным, даже после того, как туда начали ходить не медленные небезопасные пароходы, а быстроходные суда. Мало кто хотел сидеть половину своего отпуска даже в комфортной каюте. Ну и можно ли было тогда с комфортом разглядывать экзотическую природу этих отдалённых уголков планеты — это вопрос.
Однако к началу двадцать первого века во всех местах на планете, где есть на что посмотреть, оборудовали аэропорты, отели, там появились целые толпы гидов и люди начали путешествовать не месяц раз в год, а по неделе четыре раза в год, деля свой отпуск, чтобы побывать за год не в одном интересном месте, а в нескольких. Да, для жителя какого-то ничем не примечательного провинциального городка возможность пару раз в год побывать в каких-то местах, вроде Рима или Парижа — это очень даже приличное развлечение. Однако, уже в конце двадцатого века, когда появилось телевидение, многим стало казаться, что не стоит туризм тех затрат, которые за него требуют. Ведь можно и через цветной телевизор увидеть самое интересное, самое примечательное в мире, при этом не тратя денег и не отвлекаясь от своих повседневных дел надолго. И стоило только туризму стать дешевле и доступнее, как появился интернет, и стало возможным, сидя дома, просматривать улицы города находящегося на другом конце планеты в мельчайших подробностях, стало возможным смотреть миллионы часов контента от блогеров путешественников на любой вкус.
Да, ранее некоторые продукты можно было попробовать только в определённых местах планеты, и не везде можно было приобрести все товары. Но благодаря появлению товарного контейнера, в любой точке планеты стало возможным купить практически всё, что угодно, если на это есть спрос. Ранее многие путешествовали для того, чтобы посетить библиотеки в другой стране, чтобы учиться в иностранных учебных заведениях, но теперь всё можно прочесть в интернете, да и учиться чему угодно можно удалённо. И теперь уже как-то не хочет житель Германии, к примеру, тратить тысячи три евро на перелёт в Кению и обратно, а там ещё надо заплатить за отель, ходить в общепит, рискуя отравиться, а ещё не дай бог, там заболеешь неожиданно, тогда потратишь ещё больше денег. Может лучше посмотреть в интернете на диких зверей, поплавать в бассейне около дома, а загорать в солярии? Так неудобств, рисков и трат на порядок меньше.
И тут остаётся последний аргумент у любителей туризма. Они скажут, что народу нужны познавательные экскурсии по местам древних греков или римлян, к примеру. Но дело в том, что эти экскурсии могут быть интересны только тем, кто предварительно более или менее учил историю древнего мира или какой-то страны. Среднестатистический человек, имеет смутное понятие об истории, как таковой, потому всё, что ему рассказывает гид для него несколько хаотично и отрывочно, он в этом мало что понимает и быстро начинает скучать. А если человек годами изучал историю той же древней Греции, то он и так там всё знает, и ему особо не нужен ни гид, ни эти руины с музеями.
Что же касается туризма по путёвкам, чтобы поесть, выпить и почувствовать себя барином, без какой-то культурной программы, то это годится только для жителей тех стран, в которых сфера обслуживания развита плохо и климат не очень приятный. К примеру жители некоторых стран, входивших в распавшийся СССР, ездят в отпуск в Турцию именно потому, что даже после крушения социализма, при котором обслуживания граждан никакого практически не было, там так и не появилось нормального сервиса. Но жителям Западной Европы нет никакого смысла куда-то лететь, потому что в любом городе есть стандартный аквапарк, массажный салон, рестораны, бассейны, а летом можно и в море поплескаться недалеко от дома. Да и у большинства европейцев нет желания самоутверждаться за счёт обслуживающего персонала. Как только появилась возможность заказывать еду из ресторана на дом или покупать в супермаркете качественные готовые блюда, люди сразу меньше стали ходить в те же рестораны и бистро. И действительно, есть в витрине у незнакомых людей на виду — удовольствие сомнительное, лучше как-то дома.
Но есть ещё туризм экстремальный, который далеко не для широкого круга публики. В последнее время многие производители начали делать одежду отлично приспособленную для дикой природы в любую погоду, разный инвентарь, вроде спальных мешков и палаток. И не такое уж и малое количество людей потянуло на природу. Далеко не все из них лезут на Эверест, только для того, чтобы всем об этом потом рассказывать, а многие хотят просто прошагать недельку по лесу, неся всё необходимое в рюкзаке. И большая часть таких туристов норовят отдыхать без гида, и их привлекает именно опасность этого отдыха.
Есть ещё велосипедный туризм, и некоторые его любители ставят перед собой цель — побывать много где, и при этом потратить минимум. Они получают удовольствие от того, что моются и стирают одежду в водоёмах, ночуют в палатке, готовят еду на газовой конфорке, перемещаются сугубо за счёт силы своих мускулов и инерции. Если из Берлина приехать в Париж на скоростном поезде или прилететь на самолёте, то можно увидеть одну Эйфелеву башню и триумфальную арку, а если туда приехать на велосипеде за неделю, то можно увидеть совсем другую башню и другую арку, вернее посмотреть на них с несколько иной точки зрения. Тяготы пути увеличивают ценность увиденного для смотрящего на мир.
Можно сказать, что век туризма оказался совсем недолгим, а можно сказать, что туризм начал меняться так же стремительно, как и весь мир людей, чем дальше, тем быстрее. И чем дальше, тем труднее предположить, каким будет туризм лет через двадцать. Когда я был ребёнком, я мечтал побывать в Африке и Южной Америке, я готов был часами разглядывать любую безделицу их тех мест. Теперь, я начал общаться с людьми из той же Африки в интернете. Мы друг другу показываем иногда среду своего обитания с помощью своих телефонов. Иногда смотрю репортажи блогеров, которые более или менее показывают эти континенты такими, какие они есть, то есть задние дворы, а не фасады на главных улицах. Благодаря всему этому мир для меня стал очень тесным, более или менее одинаковым и скучным, если это мир людей, а не природа. И мне как-то совсем не интересно было бы слетать на неделю в Найроби или Лагос или Рио де Жанейро. Взгляд на пару достопримечательностей не стоит больших затрат, а большая часть этих городов — это трущобы заселённые маргиналами, которые везде более или менее одинаковые, то есть похожи на моих соседей...
Свидетельство о публикации №225120102034