Осеннее Многоголосие - 2025 в Фестивале хоров

ОСЕННЕЕ МНОГОГОЛОСИЕ - 2025 В ФЕСТИВАЛЕ ХОРОВ - репортаж



ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

29 ноября 2025 г. состоялся яркий праздник хорового искусства в рамках XIV Всероссийского благотворительного фестиваля «Осеннее многоголосие». Праздник проходил в Конференц зале Российской государственной библиотеки имени Ленина по адресу: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, подъезд 3. На сцене выступали лучшие хоровые коллективы России: четыре хора, три из них – детские. Концерт был приурочен к 100-летнему юбилею Российской Государственной Библиотеки и к Году защитника Отечества. В программе: духовные произведения, народные песни, шедевры мировой и советской классики.

Фестиваль проходил по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла под председательством архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия. Художественный руководитель — Екатерина Заборонок, президент «Федерации хорового и вокального искусства», композитор и дирижёр. Сайт фестиваля: osenneemnogogolosie.ru. . В текущем году выступления уже прошли в Московской Консерватории (зал Архиповой), Донском монастыре, храме вкмц. Ирины в Покровском, с которого начиналась история этого фестиваля.

В прошлом году на подобном фестивале соревновались 35 коллективов, в этом году – 60 коллективов. Концертные мероприятия фестиваля подразделили на концерты с участием не более, чем по четыре-пять коллективов. Так было и на этот раз. Концерт получается быстрый, яркий, запоминающийся, не утомляющий. Чередование коллективов с тремя-четырьмя песнями создает приятный калейдоскоп событий перед глазами зрителя. У каждого коллектива – свои цвета в театральном платье. У детей – это яркие, сочные цвета. Возрастной состав участников хоров – от самых маленьких (младшие хоры московских Школ Искусств) до взрослых девушек-дам – бывших выпускниц Московского Физико-Технического Института (МИФИ).

Мои видеосъемки выступлений участников можно посмотреть в комментариях к публикации по ссылке: https://vk.com/wall193595056_12396. Там же находится афиша данного мероприятия фестиваля, афиша на Гала-Концерт фестиваля, аудиозаписи выступлений и объявлений ведущей концерта Екатерины Заборонок.

Архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий (к которому обращались: «Владыка») сидел в первом почетном ряду для гостей перед сценой. Сопровождающая его в поездке братия сидела в задних рядах. Зал был полон зрителями. Между мной и Владыкой сидела волонтер фестиваля Ирина Гагарова, которая отвечала на вопросы Духовного Лица и помогала ему адаптироваться в окружающей обстановке (такова роль волонтёра). Когда Ирина отлучалась, то на вопрос Владыки «Который сейчас час?» отвечала ему я.

Владыка начинал концерт своей речью, так как он именовался председателем встречи. Владыка является настоятелем Патриаршего подворья храма великомученицы Ирины, представительства белорусского экзархата в Москве. На этом Подворье в этом храме принято всем прихожанам петь вместе с певчими на службе, что прихожанам очень нравится. Ведущая концерта предлагала присутствующим зрителям посетить этот храм и попробовать себя в качестве певчего: «Вдруг получится? Пути Господни неисповедимы… Возможно, вы станете замечательной солисткой церковного хора, или солистом».

Владыка и настоятель храма добавил, что такое совместное пропевание верующих с профессиональными певчими практикуется и в некоторых других храмах Москвы. Песнопения универсальные: если вы учили их в одном храме – то тоже самое пропевается и в другом храме. Это Московский Распев. Выступление Владыки можно увидеть на видео в комментариях к публикации по ссылке: https://vk.com/wall193595056_12396. Почетный консул России в республике Беларусь Юрий Геннадьевич Суманеев выступал на сцене после Владыки, рассказывая о проекте фестиваля «Осеннее Многоголосие».



ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Так как в Конференц-холе Российской Государственной библиотеки прозвучали в рамках фестиваля и духовные произведения, то ведущая говорила об этом так: «Голос старинного храма обрел новую жизнь в камне и металле, став частью архитектурного облика библиотеки. Этот факт – особый символ Духовного Наследия Прошлого и Настоящего». Мне так понравились эти слова! Они наполнили меня чувством значимости момента. Внутренний интерьер старейшей по своей важности центральной государственной библиотеки поражал воображение основательностью, высоченными потолками (наверно, в пять этажей), отчего помещения воспринимались глубокими, с обилием спокойного воздуха, без сквозняков и современных кондиционеров.

Окна от пола до потолка – мощные - казалось, выдержат и ураган. Сквозь такое окно в центральном фойе на первом этаже виден был внутренний дворик: справа и слева располагались единым комплексам соседние два крыла библиотеки. Проход впереди шел под переходом из здания в здание и вел на ступени в уже открытый внешнему пространству «двор», который был открыт улицам вокруг, с массивными и солидными ступенями к дверям «Храма Науки». Все здание «Ленинки» (название библиотеки из прошлого, когда она носила имя В.И. Ленина) смотрелось как большущая античная постройка, свободно и вольно раскинувшаяся напротив Кремля и созерцающая мыслями высшие научные сферы. Вокруг не чувствовалось никакой суеты, только Дыхание Истории, а то и – неторопливое дыхание Вечности в ее развитии.

Внутри помещения перила, стойка гардероба, скамьи для сидения, высокий столик (положить портфель или шляпу, кашне) – вся мебель была сделана из натурального качественного прочного дерева. Так оно и служило, «на века». Солидно, скромно. Возле гардероба - никакой суеты или толчеи, всем хватало места, все вежливы и слегка полны своего достоинства, полны учтивости и культуры (как лучшие профессора прошлого, которые здесь ранее и проходили), хотя вокруг было много детей (художественные коллективы, выступавшие на сцене) и их мамы и организаторы. Но эти дети не были здесь шумными и капризными потребителями благ, они были сотворцами высокого искусства; и радостно, но негромко гомонили в своих сборах. Никто никому в фойе возле гардероба не мешал. Все было степенно и чуть созерцательно-раздумчиво. По крайней мере, в таком состоянии была я - под впечатлением концерта и всех моих размышлений над увиденным.

Здесь был совсем маленький буфет. Но, переполненные искусством и впечатлениями от здания, и собственными разговорами о выступлениях детских коллективов, мы даже не проявили к буфету никакого плотского интереса. Рядом с ним в шкафу 1950-х годов стояли книги – как предмет интерьера. Скорее всего, не муляжи, а реально древние собрания сочинений: строгие одноцветные, в плотных кожистых переплетах. Я вспомнила такие же и похожие - в нижнем этаже непосещаемой библиотеки санатория "Воробъево" – книги прошлого, «на выкид», никому там не нужные. Я их полистала. Мне всё это показалось таким раритетным и ценным! Как ушедшая от нас значимая история нашей страны ХХ века, история ее достижений, зафиксированная на бумаге и обёрнутая в книжный переплет. Здесь, в бывшей "Ленинке", подобные тома стояли с почётом, солидно и падали под взоры гостей, которые приходили на экскурсию в это здание.



ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Мраморные темновато-красные колонны по сторонам сцены, по периметру большого зала в пять этажей; высоко наверху огромнейшие (вероятно, бронзовые) люстры простого дизайна в виде полувыпуклого блюда-тарелки, из-за которого струился неяркий свет. Свет нигде не бил в глаза. Как так раньше умели создавать невредное для здоровья освещение? Кресла-сиденья, обитые красно-бардовым бархатом – как они были удобны и скромны! Ступени на третий этаж, где располагается конференц-зал, сделаны из белого мрамора и до сих пор не истерлись. Лестницы широки, перила – с резной балюстрадой. Основательность и простота во всем. Без помпезности, без шика, без хвастовства и «очковтирательства». Так мною это воспринималось, ощущалось: «Думай, советский человек, советский ученый! Впитывай науку из множества предоставленных книг, созидай нужное и полезное своей огромной стране – Советскому Союзу! А все окружающее здесь – создано специально для этого".

Где-то в помещениях Ленинской библиотеки хранится и моя диссертация. Мне захотелось поискать ее, найти, подержать в руках, убедиться, что она здесь. Сейчас в библиотеку пускают «посторонних», то есть не научных сотрудников. Раньше аспирантов, еще не получивших научную степень, сюда не пускали. Потому я была в разных библиотеках, пока училась в аспирантуре и писала диссертацию, но внутри "Ленинки" не была. Сейчас изменились времена, по помещениям проводят организованные платные экскурсии. Соединили здания библиотеки с культурой, духовной и патриотической музыкой. И это достижение!!! И я впервые была внутри её здания, в конференц-холле, это вход из третьего подъезда.

«Это место, где оживает наследие великих мастеров, где хранятся артефакты. Здесь литература, музыка и изобразительное искусство переплетаются, образуя единый культурный код,» - говорила со сцены ведущая концерта в его начале. «Миссия нашего фестиваля созвучна Духу Библиотеки», - вторил ей соведущий. «Главная задача фестиваля – сохранение русской хоровой музыки, преумножение культурного наследия России, и укрепление национального единства и идентичности».

Из артистов начинал выступление детский хор «Сириус» из детской школы искусств им. Н. Рубинштейна. Выступление этих детишек я и поставлю первым среди приводимых мною видео, в комментариях к данной публикации. Титулы артистов и хоров, и наименования произведений я не успевала записывать, иначе: как бы я снимала? Программки нам не дали. Потому самое лучшее – интересующимся просто посмотреть эти видео по ссылке: https://vk.com/wall193595056_12396.

Завершили выступление пропеванием духовного произведения «Многая Лета» - пропевали все присутствующие, стоя. Пропевали все участники концерта, собравшиеся по его завершении перед сценой. Фото этой композиции всех участников при пропевании финального произведения «Многая Лета» (всем присутствующим и самому фестивалю) является иллюстрацией к данному репортажу. Звук исполнения записан в аудио и находится по ссылке: https://vk.com/wall193595056_12396. Видео – как участники концерта выходят на это построение – там же. Коллективы – в разных по цвету костюмах, их правильно расставили для сводного хора, композиция смотрится колоритно. При этом выходе ведущая концерта делает объявление о последующих концертах в рамках действующего фестиваля.



Послушать авторское чтение текста репортажа автором (в трех частях) можно по ссылке: https://vk.com/wall193595056_12396  Там же находится афиша последующего концерта в рамках фестиваля.


Рецензии