Жизнь человека

Человек рождается, живёт и умирает. Так это обычно со всеми людьми и происходит.
Рождение человека, появление его на свет, начало его жизни. Начало и есть начало, граница между небытием и бытием в этом мире, называемом жизнью.
Со смертью, вроде бы тоже всё понятно. Та же граница, но с другой стороны, отделяющая бытие в мире, т.е. жизнь от небытия. Тело есть, вот оно лежит, а жизни нет, кончилась.
Остаётся определить, что же между этими крайностями, рождением и смертью, что такое жизнь, жизнь человека.

Итак, родился человек и началась жизнь. Существовал ребёночек и раньше, но это было существование, рост, а жизнь в мире началась только после рождения. Ребёнок начинает дышать, питаться, организм совершает всё необходимое для поддержания биологической жизни, но собственно жизнь новорожденного заключается не в этом, жизнь новорожденного заключается в восприятии окружающего мира, создании образа мира в своём сознании. С созданием образа мира создаётся и сознание. И создаётся оно информацией, которую ребёнок воспринимает всеми органами чувств. Кроме восприятия информации ребёнок начинает двигаться, учится управлять своими мышцами. Восприятие, информации, создание образов объектов окружающего мира, и образов движений – это и есть жизнь новорожденного. Не так много, но и не так мало.

Ребёнок растёт, развивается и вот он уже ползает, ходит, бегает, активно взаимодействует с предметами окружающего мира. Кроме пассивно создаваемых зрительных и слуховых образов добавляются тактильные образы, картина мира приобретает объём, пространственную протяжённость, предметы получают своё качественную наполненность. В сознании появляются смыслы воспринимаемого, образы объектов и смыслы образуют в сознании единую сущность. И всё это хранится в памяти. При восприятии предмета образы уже не создаются, они оживляются в памяти, активизируются смыслы, появляются желания человека - новый объект сознания мотив ХОЧУ. Ребёнок видит конфету, в памяти оживает вкусовой образ, появляется желание, а за желанием действие. Ребёнок уже может реализовать своё желание в действии, он может. Появляется потребность реализовать свои возможности, рождается новый мотив поведения МОГУ. Вот какая наполненная жизнь становится у ребёнка: информация, образы, смыслы, желания, действия.

Постепенно, но неизбежно в жизнь ребёнка входит непреклонное НАДО, новое информационное воздействие на сознание ребёнка. Надо мыть руки перед едой, надо чистить зубы, надо убирать свои игрушки. Надо, надо, надо и от этого никуда не деться, оно настигает везде. В жизни ребёнка появляются первые конфликты между ХОЧУ и НАДО. И здесь требуется мудрость воспитателя, что бы НАДО не воспринималось в штыки как противоположность ХОЧУ, а органично вошло в жизнь ребёнка. Во всей полноте и неизбежности мотив НАДО вторгается в жизнь ребёнка, когда он приходит в школу. Надо спокойно сидеть на уроке, когда хочется бегать, надо внимательно слушать объяснения учителя, а если они не интересны и интересы ребёнка в другой сфере, надо дома готовить уроки, решать задачи, заучивать тексты. Жизнь ребёнка через НАДО управляется другими людьми, родителями, учителями, близкими значимыми взрослыми. Общество своим информационным воздействием формирует нужные модели поведения, опыт и знания общества становятся опытом и знанием ребёнка.

Внешне действия по реализации внутреннего мотива ХОЧУ и реализации внешнего мотива НАДО не различаются, они различаются отношением ребёнка к действиям, внутренними переживаниями, эмоциями. Действия по реализации желания хочется продлить, они приятны, действия по реализации внешнего НАДО хочется закончить быстрее и приступить к тому, что нравится. Но ведь и то и другое это жизнь! Желать, чтобы промежуток жизни, связанный с мотивом НАДО закончился быстрее это не нормально, это противоречит жизни. И здесь опять нужна мудрость родителей, учителей, чтобы необходимое стало желанным, что бы НАДО из внешнего информационного воздействия превратилось во внутренний мотив – это мне НАДО.

В процессе обучения расширяется возможности человека, его МОГУ. Знания и способности, которые он получил в процессе образования открывают простор возможностей в выборе профессии. И у кого-то этот выбор очень сильно ограничен, он идёт туда, где сможет реализовать свои ограниченные возможности, а кто-то выбирает профессию, руководствуясь своим желаниями и предпочтениями. Независимо от выбора профессии появляется новый мотив деятельности ДОЛЖЕН. Человек должен выполнять должностные инструкции, выполнять свои профессиональные обязанности. И это значительный отрезок жизни человека, как минимум восемь часов в день, пять дней в неделю. Всё больше и больше времени жизни человека регламентируется внешними нормами поведения, мотивами НАДО и ДОЛЖЕН, и всё меньше времени жизни остаётся для реализации мотива ХОЧУ. Счастлив тот человек, когда его обязанности выполняются с желанием, сопровождаются положительными эмоциями, когда он выполняет дело с душой. В этом случае он не стремится к тому, что бы нужное дело закончилось побыстрей, не стремится быстрее прожить этот отрезок жизни.

Внешне жизнь человека — это процесс взаимодействия с объектами живой и неживой природы, процесс взаимодействие с людьми в профессиональной деятельности и вне её, в так называемое свободное время. Это внешне, а внутренне, по сути, что такое жизнь. А по сути, это всё тот же информационный процесс. Восприятие информации, мысленная обработка в сознании, создание программ реагирования в сложившийся ситуации и эмоциональное переживание.
Различия в форме восприятия информации – это, либо материальные объекты окружающего мира, либо знаковая или образная информация, созданная людьми. Различия в степени вовлечённости мыслительного аппарата сознания, от простых заученных операций до творческой переработки информации. И собственно деятельность – предметная с образным мышлением по преобразованию материальных предметов или в основном мыслительная деятельность по созданию образов и смыслов, и доведения их в той или иной форме до членов сообщества.

Качество жизни не определяется материальным благосостоянием, качество жизни определяется отношением к жизни, эмоциональным переживанием тех или иных событий. Воля человека проявляется в том, что он может влиять на события, изменять их. Воля человека проявляется и в том, что он может менять отношения к явлениям жизни, тем самым изменяя свою жизнь, качество жизни. Отношение к жизни зависит от душевных качеств человека, какие они чистые светлые или серые мрачные. И это ответственность общества в лице родителей, школы и массовой культуры. Какие образы породило информационное воздействие в душе человека, начиная с детства. Воспитаны ли стыд, совесть, сочувствие, сострадание, любовь, творческое отношение к миру.  Это ответственность людей профессионально занимающихся культурой, каждый из них может сказать так как сказал Александр Сергеевич Пушкин:

«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокой век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал».


Рецензии
Хороший текст, вдумчивый и ясный. Созвучен с тем, о чем я написала в посте на тему: "Дуальность природы. Поколение зумеров" Конечно, всё начинается с условий: внешних и внутренних. Надо обладать знаниями, чтобы грамотно распорядиться с тем, что есть у тебя и в тебе. Многое зависит от окружения человека. От правильного вкуса к счастью, к созиданию к творчеству.

Мария Михайловна Сальникова   15.12.2025 14:54     Заявить о нарушении
Благодарю за благожелательный отзыв.
Прочел вашу статью «Дуальность природы. Поколение зуммеров» и разделяю вашу озабоченность хаотичного потребления информации поколением зуммеров. Моему внуку 5 лет и его не привлекают нормальные мультфильмы, смотрит какое-то мелькание безобразных уродцев. Времени на обдумывание осмысление образов не остаётся. К чему это приведёт неизвестно, может ничего страшного. Может они быстрее соображают, чем наше поколение.))

Главное, по-моему, это душевные качества, способность и потребность любить, сочувствовать, сопереживать. Если в детстве эти душевные качества не зародить, то несчастным будет и сам человек и его близкие.
Я сторонник гипотезы эволюции информации, а исходя из неё происходящее к лучшему. Но посмотрим.

Сергей Карпов 6   15.12.2025 15:52   Заявить о нарушении
Эволюция информации интересно, это про нейросети или что-то другое? Напишите, я прочитаю. Спасибо.

Мария Михайловна Сальникова   15.12.2025 17:58   Заявить о нарушении
Эволюция информации — это её эволюция в материальных формах от свойств атома до сознания человека.
И в сознании человека от религиозных догм до свободной информации интернета.
«Человек как информационная сущность» http://proza.ru/2025/12/05/894
«Информационная сущность человека» http://proza.ru/2025/12/10/352.

Сергей Карпов 6   16.12.2025 04:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.