Урок ласточки

В небесных чертогах, выше самых легких облаков, жило-было великое Солнце. Оно было не просто шаром огненным, а мудрым и могущественным духом, сердцем нашего мира. Каждое утро, расправляя свои золотые одежды из лучей, оно выходило на небосвод, чтобы дарить жизнь земле.

Солнце было щедрым. Его ласковый, добрый свет — Солнце-Ласкатель — был подобен руке любящей матери. Он бережно будил поляны, целуя бутоны цветов, и они раскрывались, тянулись к нему своими лепестками. Он согревал землю, и из нее дружно всходили травы, колосилась пшеница, краснели ягоды. Солнечный свет поил своим теплом реки и озера, и в них резвилась рыба. Он ласкал шкурки зверей, и те, лениво потягиваясь, выходили из нор. Люди, чувствуя его прикосновение, улыбались, дети бежали играть, и в сердцах распускалась надежда. В эти дни Солнце-Ласкатель пело тихую, мелодичную песню, от которой наливались соком плоды и звенели ручьи.

Но у всего есть своя мера. И жила в Солнце не только ласка, но и великая, неукротимая сила. Когда оно видело лень, гордыню или жестокость, когда земля забывала о благодарности, в сердце светила просыпалась другая его ипостась — Солнце-Исполин.

И тогда его лучи из нежных превращались в острые, раскаленные стрелы. Солнце-Исполин было беспощадным судьей. Его палящий взор устремлялся на землю, и от него трескалась почва, превращаясь в пыль. Ручьи и реки высыхали, оставляя на глине белые следы-слезы. Травы и листья склонялись к земле, жалкие и выжженные. Цветы, еще недавно такие яркие, вяли и осыпались за час. Звери прятались в глубокие норы, а птицы умолкали, затаившись в скудной тени. Мир замирал под тяжелым, огненным вздохом Исполина. Он не пел, а гудел, как раскаленный металл, и этот гул сушил душу.

Однажды случилась великая засуха. Солнце-Исполин царствовало на небе безраздельно много дней. Люди молили о пощаде, звери с тоской смотрели в небо, а земля, некогда цветущая, лежала иссушенной и мертвой.

И тогда к Солнцу отправилась маленькая, невзрачная Ласточка. Ее крылья были опалены, в горле пересохло от жажды, но она летела из последних сил, потому что была храброй и любила свою землю.

Долетев до небесных чертогов, она села на край золотого трона и пропищала еле слышно:
—О, великое Солнце! Мы помним твою ласку. Мы помним, как ты будило цветы и как смеялись дети в твоих лучах. Разве они заслужили гибель? Разве мы не благодарили тебя за каждый твой добрый день?

Солнце-Исполин, увидев эту крошечную отважную птицу, дрогнуло. Оно увидело в ее глазах не укор, а тоску по его же собственной доброте. И тогда оно поняло.

Мудрость не в том, чтобы быть только ласковым, и не в том, чтобы быть только суровым. Мудрость — в балансе.

Солнце-Исполин отступило. Его раскаленный гул стих. А из его сердца снова полился свет Солнца-Ласкателя. Но теперь в его тепле была и сила, и предостережение.

Первые же лучи пролились на землю долгожданным дождем. Прохладный ветер принес влагу, и земля, напившись, вздохнула полной грудью. Жизнь вернулась.

С тех пор Солнце помнит урок Ласточки. Оно щедро дарит свой ласковый свет, чтобы все живое росло и радовалось. Но если кто-то забывает о мере, начинает бездумно растрачивать дары жизни или вредить миру, Солнце напоминает о своей силе — оно посылает на землю жаркие дни, испытывая все живое на стойкость и мудрость.

И так два его лика — ласковый и грозный — служат одной цели: поддерживать хрупкое и великое равновесие жизни.


Рецензии