Зачем школьникам классическая литература?

«Зачем современным школьникам классическая литература?»
Агора от 24.11.2025.  Присоединимся к обсуждению?


А правда, зачем? В наш трезвый прагматичный век? Когда училась я и мои сыновья, такой вопрос не возникал. Сейчас другое время, другие пристрастия.

Моя старшая внучка, читая на отдыхе «Мертвые души» Н. Гоголя, вдруг с удивлением говорит: «И почему считают, что «Мертвые души» книга не интересная?»

Спустя 2-3 года вторая по возрасту внучка склонилась над книгой «Война и мир» Толстого.
  - Интересно?
  - Да так.
  - Тогда почему читаешь?
  - В списке.

Третья внучка должна была не только осилить летний список литературы, но и написать отзывы в Дневнике читателя.
  - Бабуля, помоги!
Хорошо. Пишем дневник по очереди. Первая сентябрьская пятерка обеспечена.

Четвертая постоянно со мной.  После 5-го и 6-классов вместе прочитали обязательные и дополнительные списки. После 7-го - только обязательный. После 8-го с чтением почти не получилось, удалось посмотреть спектакли и фильмы, которые ближе к тексту оригиналов.

Самая младшая, пятая внучка, третьеклассница, говорит прямо: «Я не люблю книги».

Вот такая у меня личная эволюция интереса к классической литературе. Это притом, что все они хорошисты и отличники, трое старших уже с высшим образованием.

Для самой меня вопрос, зачем школьникам классическая литература, не стоит.

Во-первых, лишних знаний не бывает. Никто не знает, где когда и почему они будут востребованы.

Во-вторых, чтение стимулирует мышление. Создаваемые при этом нейронные связи помогают мыслить в других сферах знаний, в том числе в точных науках.  Об этом говорят специалисты, изучающие мозг.

И в-третьих, чтение развивает язык (в общении без этого никак) и грамотность. Мои книгочеи (муж и старший сын) ошибок в письме почти не допускают. Русский язык сложен, каждый раз правило не будешь искать в своей памяти, чтение стимулирует грамоту автоматически: глаз привык.

А теперь о заседании на Агоре 24.11.2025 года. Тема «Зачем современному школьнику классическая литература?» Ведущий, как всегда, Михаил Швыдкой, литературный критик и театровед.

Члены Агоры с именами, начинавшие с работы в школе, некоторые продолжают преподавательскую деятельность в университетах.

Мне показалось, что разговор шел о том, как привлечь детей к чтению, а не зачем это нужно.  Я попробую суммировать по-своему.


  1.Сократить списки обязательного чтения.

«Резать» списки предложила Мария Ровинская, доцент кафедры русского языка МАрхИ, понимая, что это «крамола». Критик Бак заметил, что для современного школьника, что 19 век, что 17-й – нереально далекие. Швыдкой: так можно сказать уже и о 20-м веке.

Я помню, как еще лет десять тому назад в одной из ульяновских гимназий опытный словесник предложил изначально рекомендовать детям для чтения только отдельные главы «Войны и мира», да и те не полностью, потому что «все равно дети не читают».

Работать с текстами классиков не просто. Михаил Швыдкой разбирал текст «Короля Лира» со студентами целый семестр. Результат был, но за скобками остались другие важные произведения. Однако для студентов такой вариант, когда на основе одного текста, учатся понимать другие, мне кажется разумным.

Ведь мы все знаем, что каждый учитель считает свой предмет основополагающим и тянет на себя все домашнее время, а оно не резиновое.

Известный принцип «Лучше меньше да лучше», в этой проблеме, вероятно, уместен.


  2. Не бояться заменить (лучше дополнить) литературный текст визуальным произведением (кинофильм, спектакль).

На киноэкранизации ХХ века мы смотрим положительно. Но сейчас появилось много новых форм. В Московском театре мюзикла идут спектакли «Дубровский» (А. Пушкин), «Преступление и наказание» (Ф. Достоевский), которые с удовольствием посещают школьники и студенты.

Гость Агоры Екатерина Асонова, заведующая лабораторией образовательных практик Московского Педуниверситета защищает эту форму. «Мюзикл ни разу не проще», считает она, потому что он «адресован мне как зрителю», сегодняшнему зрителю с сегодняшними проблемами.

Ярким примером современного кинофильма, созданного на основе классики, является «Пророк» (о А. Пушкине). Реповый вариант звучания стихов Пушкина в фильме участники Агоры одобрили.

И мне со своей студенткой колледжа «Пророк» тоже понравился.  Мы были в кинозале, и с удовольствием декламировали стихи вместе с лицеистами XIX века.

Современные творческие работники ищут доступные, понятные средства для сегодняшних студентов и школьников.  Кинорежиссер Сергей Урсуляк считает, что у автора экранизации литературного классического произведения стоит задача «изначально приобщить, заинтересовать» классическим произведением зрителя, а уже в процессе все кинематографические детали, в том числе грим, костюм, освещение и т. д.

С. Урсуляк, автор многих киноэкранизаций: «Летние люди» (М. Горький. «Дачники»), «Записки Мертвого дома» (Ф. М. Достоевский), «Долгое прощание» (Ю. Трифонов), «Тихий Дон» (М. Шолохов), «Жизнь и судьба» (В. Гроссман), «Исаев» (Ю. Семенов), «Ненастье» (А. Иванов),

Книги классиков с кинообложками востребованы читателями, утверждает Екатерина Писарева, шеф-редактор «ЛитРес».  Едва на экраны вышел фильм Е. Кончаловского «Авиатор», продажа книги Евгения Водолазкина, положенного в основу сюжета фильма, резко подскочила.


  3. Личный интерес учителя.

Учитель знает свой класс, его и свои возможности, из вариативного списка он мог бы выбрать наиболее важное для этой группы учащихся.  Антон Ткаченко, учитель словесности, убежден: учитель любит Пушкина – полюбят и ребята, Булгакова – полюбят Булгакова.  Авторитет учителя у школьников по-прежнему высок.

Наш учитель литературы Владимир Николаевич Князькин в начале учебного года в 9-м классе предупредил, что нужно будет выучить наизусть 27 стихотворений.

Было нерадостно, но мы начали. «Плач Ярославны» из «Слова о полку Игореве» мы еще осилили, запинаясь на непонятных словах и значениях:

 Я покину бор сосновый,
 Вдоль Дуная полечу,
 И в Каяль-реке бобровый
 Я рукав мой обмочу;
 Я домчусь к родному стану,
 Где кипел кровавый бой;
 Князю я обмою рану
 На груди его младой.

Помог перевод Николая Заболоцкого, его понятный язык.

Труднее было с Ломоносовым «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года», Державиным «Памятник» («Что первый я дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить…»). Но когда мы дошли до Пушкина, то поняли, почему он «наше все». Девятиклассница оценила этот сложный путь познания русской словесности.

И уж «Я Вас любил» стало подарком.

Антон Ткаченко сказал, что дети редко выбирают литературу в качестве экзамена ЕГЭ, а это значит, что в рамках предмета учитель может экспериментировать и влюблять детей в то, что останется в памяти как Прекрасное. «Учитель – проводник в мир».


  4. Классическое произведение созвучно переживаниям современного школьника.

«Мы читаем о себе» - сказала Екатерина Асонова. Вот это и характерно для классики. Время другое, дальнее, а проблемы сиюминутные.

Мария Ровинская: «Бедная Лиза – о вас», о девочках, живущих в ожидании любви, большой, красивой и надежной.

Лизе Карамзина было 15 лет, когда она осталась без отца. Моей ученице тоже было 15. В тот момент, когда девушка встретила Эраста, ей было 17.  Была ли это любовь? А может предчувствие любви, желание любить и быть любимой. 

Почему доверилась юноше? Почему не смогла пережить обман? Почему надо было пережить? Почему Эраст предал девушку? Как оценил автор поступок Эраста? Случайно ли Эраст оказался одинок? Что хотел сказать нам Карамзин, потомкам Лизы и Эраста? И хотел ли он нам что-то говорить?

Мы обсуждали все это дома. Мне понравились слова, произнесенные Ровинской: «Жизнь не кончается с драмой».


Возможно, я не все поняла в разговоре на Агоре 24.11.2025. Возможно, все поняла не так.  Готова выслушать Вашу критику или Ваш опыт.


Участники Агоры 24.112025.:

Дмитрий Бак.  Директор Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля, литературный критик, журналист, переводчик.
17 лет работы в школе.

Екатерина Асонова. Заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ.

Антон Ткаченко. Учитель словесности, заместитель директора по воспитательной работе частной школы «Золотое сечение», кандидат педагогических наук.

Сергей Урсуляк. Кинорежиссер. Экранизации «Летние люди» (М. Горький. Дачники), «Записки Мертвого дома» (Ф.М. Достоевский), «Долгое прощание» (Ю.Трифонов), «Тихий Дон» (М. Шолохов), «Жизнь и судьба» (В. Гроссман), «Исаев» (Ю. Семенов), «Ненастье» (А. Иванов), «Ликвидация».

Мария Ровинская. Доцент кафедры русского языка МАрхИ, член Орфографической комиссии РАН.

Екатерина Писарева. Шеф – редактор группы кампаний «ЛитРес».

Ведущий Михаил Ефимович Швыдкой. Литературный и театральный критик, театровед, государственный деятель, телеведущий.


Рецензии
Полагаю, что классическая литература необходима школьникам, и даже в том объёме как она существует, но необходимо , таки, пересмотреть трактовку некоторых образов, придать им современное звучание и где-то даже отказаться от их изучения с позиций социалистического реализма

Надежда Секретарева   04.12.2025 13:30     Заявить о нарушении
Прошу прощения, Надежда! Не ответила Вам вовремя.
Конечно, Вы правы, и списки надо корректировать, и отношение к героям в соответствии с временем, в котором живет читатель. Они и корректируются все эти капиталистические годы. Да и до этого корректировались, не так активно только.
Беда в том, что как только появляется очередная проблема в обществе, сразу все вспоминают, что этим должна заниматься школа, забывая, что программа не резиновая. В результате у нас 5 математик в неделю и 1-2 урока литературы. Учителя-словесники вынуждены отдавать предпочтение русскому языку, детям сдавать ОГЭ И ЕГЭ. И никто не виноват, а литература в загоне. Еще раз прошу прощения. Спасибо за неравнодушие!.

Нина Ватрушкина 2   09.12.2025 10:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.