Фестиваль Зеленый проспект-2

Концепция фестиваля, «Зеленый проспект-2», посвященного периферийным московским районам Перово и Новогиреево, вызревала так долго, что плановые время и место его проведения менялись по нескольку раз, поэтому у меня стали закрадываться сомнения в том, что он вообще состоится. А ведь ждал я его с нетерпением, так как в рамках фестиваля предполагалась моя первая встреча с читателями, и автограф-сессия с раздачей экземпляров моих книг.
В моем воображении представлялась такая картина: около стола, где разложены мои книги, я стою, окруженный толпой публики, которая ест меня глазами, и отвечаю на их нескончаемые вопросы. Например, - как я нахожу сюжеты своих произведений, и трудная ли это штука – писать? Я же, взяв в руки одну из книг, наугад выбираю какой-нибудь  рассказ, и с тонкой самоиронией повествую об обстоятельствах его появления,  на его примере приоткрывая  секреты литературного творчества.
И вот, когда в томительном ожидании я уж, было, совсем приуныл,  как гром с ясного неба, грянула дата проведения мероприятия, прозвучавшая для меня, как фанфары, и вот воскресным днем конца ноября 2025 года я в приподнятом настроении явился на Болотную набережную в ДК ГЭС-2.
Место проведения художественно-архитектурной секции фестиваля (у него была еще одна – музыкальная секция) было выбрано блестяще – парящая площадка второго яруса в торце центрального нефа с открывающейся с нее ослепительной перспективой полуцилиндрического свода, выполненного из металлических кружев. На этой площадке был организован зрительный зал на полсотни мест, задником которому служила прикрепленная к балюстраде стенка,  на которую были наклеены крупноформатные фотографии архитектурных пейзажей районов Перово и Новогиреево. Здесь же был установлен плазменный экран. На противоположной стороне площадки стояли два куба, оклеенные такими же фотографиями, как задник. На одном из них я разместил два комплекта своих сочинений – всего 28 экземпляров.
Фестиваль начался, как научный симпозиум: полидисциплинарный think-tank (генератор идей), носящий гордое название «Лаборатория событий», развернул дискуссию  о своем предназначении, и достигнутых результатах. Это был мозговой штурм высочайшего уровня, направленный на анализ возможностей и условий осознания людьми своей локальной идентичности; были обсуждены психологические, социологические, и общекультурные аспекты, включая, историю, архитектуру,  и экономическую географию (локализация престижного потребления - кафе, ателье и бутиков). Ведущую роль в этой дискуссии играла с.н.с. Музея Москвы Полина Жураковская, обрушившая на слушателей поистине нескончаемый поток подходов, идей и фактов.
Когда слушатели до самых глубин прониклись проблемой neighbourhood (местного мелкогруппового патриотизма), настало время дивертисмента: состоялась премьера художественного фильма Веры Федоровой “Fersman Forever”.
Фильм начался с появления…вашего покорного слуги, рассказавшего о встрече с архитектором Ферсманом в подмосковной электричке в середине 70-х (читателю, я думаю, стало понятно, почему в качестве актера был выбран именно я, а не кто-нибудь помоложе). Я сообщил о содержании рассказа Ферсмана о его градостроительных идеях, которые он взялся внедрить в районе Новогиреево. А вот о биографии Ферсмана и о результатах его работ бойко поведала…Полина Жураховская (в ГЭС-2, как видите, тоже сформировался  междусобойчик). Но главное в фильме – отнюдь не наши речи, а фото и видео отменного художественного качества – фотографии 20-х – 30-х годов минувшего века, архитектурные рисунки, градостроительные планы, экстерьеры зданий, городские пейзажи, и даже анимация. Одним словом, фильм Веры Федоровы – визуальный праздник длительностью тридцать минут! Его окончание было встречено овацией.
Следующим пунктом фестиваля была лекция, посвященная архитектуре района Перово. Ее продолжительность – 45 минут позволила осветить проблему всесторонне. К сожалению, я не смог ее прослушать, так как должен был занять свое место около куба, на котором были разложены мои книги.
Внутренне сосредоточившись, я принялся с глубокомысленным видом расхаживать вдоль одной из сторон куба, бросая на книги красноречивые взгляды, но на редких прохожих, пересекавших площадку в обоих направлениях, эта мизансцена не произвела ни малейшего впечатления; бросив на книги равнодушный взгляд, они, отвернувшись, проходили мимо. Я приуныл, но меня выручил куратор художественной части фестиваля Максим Зайцев; он предложил пустить в ход плакат, заготовленный его заботами заранее:

Писатель междурайонного значения Перово
 и Новогиреево, художественный критик Олег
Сенатов и собрание его сочинений.
Вы можете лично поговорить с автором и, возможно
 получить одну из его книг.

«Я прижился в этом лесу, и хотел бы, чтобы
после моей смерти меня сожгли на моей
библиотеке перед домом по адресу: Союзный –
нет, лучше Баронский – проспект, 12, корпус 1, -
и мой прах развеяли над Новогиреево!»

Плакат был вывешен на легкой металлической подставке, которую мы установили на виду у редких прохожих. Стоило кому-нибудь из них оказаться на ее траверзе, как я широким жестом указывал на плакат, и, осклабившись, говорил: «Это – я!»
И знаете, это помогло: люди принимались за чтение. Не дожидаясь, когда они дочитают до конца, я скороговоркой принимался расхваливать  свои книги, и сообщал, что любую из них готов тотчас же подарить. Никто из уловленных таким образом людей от книги не отказался (один молодой человек даже попросил книгу для своей подруги, и я ее тоже  снабдил дарственной надписью). Более того, с некоторыми  интерессантами я вступал в разговор на темы культуры; кое-кто из них сами оказались авторами, с другими было можно поговорить не только о литературе, но и о философии; сказывался высокий уровень посетителей ГЭС-2.
Но больше всего меня порадовало общение с молодежью. Три очаровательных девушки, которых я первоначально принял за японок, оказались студентками –якутянками; с трогательной серьезностью они подошли в выбору книг, долго меня расспрашивая об их содержании.
Два студента режиссерского факультета ВГИК не только вступили со мной в дискуссию об авторском кино, но проявили большой интерес к рассказу о моем участии в событиях  революции 1991 – 1993 г.г.
Так, подбадриваемый Максимом Зайцевым, я за четыре часа впарил посетителям ГЭС-2 двадцать семь из двадцати восьми  своих книг, предназначенных к раздаче; - моя роль была сыграна успешно.
Моя первая встреча с читателями прошла не так, как я ее себе представлял заранее, но она состоялась под сводами подлинного храма культуры – в ДК ГЭС-2, спроектированном гениальном архитектором Ренцо Пьяно, в какой-то сотне метров от «Садовой лопатки» Класа Ольденбурга, красующейся на берегу Водоотводного канала, и я расценил это, как доброе предзнаменование.
                Ноябрь 2025 г.


Рецензии