Выход пугала из коробочки
Действующие лица:
• МАКСИМ СЕРГЕЕВИЧ КОРЖОВ: 22 года, свежеиспечённый выпускник экономического института, ныне – первокурсник курсов риэлторов. Амбициозен, наивен, заражён идеей "гениальности".
• ТРЕНЕР "ПРОРЫВ": Голос за кадром, харизматичный, мотивирующий.
• КОЛЛЕГА (СВЕТЛАНА): 25 лет, сотрудница агентства недвижимости, практичная и немного циничная.
• ДЕДУШКА (МИХАИЛ ИВАНОВИЧ): 70+ лет, обычный жилец дома.
• СУДЬЯ: 50-60 лет, женщина, строгая, утомлённая глупостью мира.
• ПРОКУРОР: 40 лет, мужчина, резкий, уверенный в своей правоте.
• АДВОКАТ: 40-50 лет, мужчина, усталый, молчаливый, но проницательный.
• ПРИСЯЖНЫЕ: 4 голоса, представляющие собой усреднённое общественное мнение. (ДВА МУЖСКИХ, ДВА ЖЕНСКИХ)
---
АКТ I: ВОЗВЫШЕНИЕ И ПАДЕНИЕ
СЦЕНА 1: ТРЕНИНГ "ВЫХОД ИЗ КОРОБОЧКИ"
(Сцена представляет собой минималистичное пространство, залитое ярким светом. В центре — один стул. МАКСИМ сидит на нём, глаза его сияют от вдохновения. Он чуть растрёпан, но явно возбуждён. Вокруг невидимая группа других участников тренинга. Звучит динамичная, мотивирующая музыка, затем затихает.)
ГОЛОС ТРЕНЕРА (за кадром):
(Мощный, уверенный, с нотками восторга)
...И помните, друзья! Мы здесь не просто так! Мы здесь, чтобы ломать границы ! Чтобы взрывать шаблоны ! Чтобы выходить из коробочки ! Обыденность — это тюрьма! Шаблонность — это смерть духа! Вы гении! Каждый из вас — нераскрытый потенциал! Ваша задача — сделать что-то нестандартное ! Что-то гениальное ! И доказать это! Доказать себе! Доказать миру! Доказать группе! Сегодня вы — творцы! Завтра — боги! Кто готов поделиться своим гениальным выходом ?! Максим! Расскажите нам! Мы ждем! Мы жаждем вашего гения!
МАКСИМ: (Вскакивает, словно пружина, наэлектризован. Его голос полон эйфории.)
Я… я… Я понял! Я осознал! Вся моя жизнь до этого была коробочкой ! Душной, тесной… Я занял первое место на отборе риэлторов! Это уже шаг! Но недостаточно! Нужен прыжок ! Нужен прорыв ! Я — гений ! Я это чувствую! В каждой клеточке! Мне нужна идея ! Гениальная! Чтобы все ахнули! Чтобы мир ахнул! (Он делает широкий, театральный жест рукой.)
ГОЛОС ТРЕНЕРА:
Браво, Максим! Вот это настрой! Вот это энергия! Чувствуйте себя! Впустите своего внутреннего Гения! Завтра мы ждём доказательств ! Гениальных!
(Максим стоит, сжимая кулаки, в его глазах — безумный блеск. Музыка снова нарастает, затем резко обрывается. Свет гаснет.)
---
СЦЕНА 2: АГЕНТСТВО НЕДВИЖИМОСТИ
(Свет зажигается. Сцена изображает опрятный, но безликий офис. МАКСИМ сидит за столом, перед ним — карта города, фотоаппарат и блокнот. Он выглядит уже не столь вдохновлённо, скорее слегка подавленно. Его лицо выражает внутреннюю борьбу.)
МАКСИМ: (Бормочет себе под нос, листая блокнот) "Гений. Нестандартно. Прорыв." А по факту — "фотографировать новые строящиеся дома, записывать застройщика и заказчика." (Вздыхает.) Никакой гениальности. Сплошная рутина. Ходить по дворам. Как... как почтальон. Или… шпион. Но шпион без миссии.
(К нему подходит СВЕТЛАНА, 25 лет, коллега, попивает кофе из бумажного стаканчика. Она одета строго, но со вкусом.)
СВЕТЛАНА: Ну что, Коржов, гений? Как успехи в "полевой работе"? Столичные стройки покоряешь?
МАКСИМ: (Раздражённо) Светлана! Я же не фотограф! Я… я будущий лидер рынка! А мне дали задание, которое мог бы выполнить школьник! Где здесь выход из коробочки?! Где гениальность?!
СВЕТЛАНА: (Усмехается) Гениальность, Максимка, в том, чтобы рутинную работу сделать, а потом получить за неё комиссию. А "выход из коробочки" — это когда ты в три ночи объект в Мытищах едешь показывать, потому что у клиента время только тогда. Вот это реальный прорыв. А ты пока просто ходи, фоткай. Без лишних... идей .
(Светлана уходит. Максим смотрит ей вслед, затем на карту. Его взгляд скользит по высотным зданиям, по обозначениям строек. В его глазах снова появляется тот безумный блеск, но теперь он смешан с отчаянием и желанием доказать.)
МАКСИМ: (Шепчет) "Без лишних идей"... Нет! Я должен ! Я гений ! Я не могу просто так… (Его палец останавливается на новом квартале высоток. Медленно, в его сознании загорается лампочка.) Фото сверху… Журналы… Точно! Сверху! Это нестандартно ! Это гениально !
(Он вскакивает. Вся его подавленность исчезает, сменяясь лихорадочным возбуждением. Он хватает фотоаппарат, блокнот, натягивает куртку.)
МАКСИМ: (Вполголоса, но с пафосом) "Выход из коробочки"! Вот он! Мой звёздный час! Я докажу!
(Быстро выходит из офиса. Свет гаснет.)
---
СЦЕНА 3: НА ЛАВОЧКЕ У ДОМА
(Сцена представляет собой уголок у обычного московского дома: старая лавочка, клумба, виднеется вход в подъезд. За задником — силуэты недостроенных высотных зданий. ДЕДУШКА (МИХАИЛ ИВАНОВИЧ), 70+ лет, сидит на лавочке, греется на солнце, читает газету. Он выглядит мирно и спокойно. Входит МАКСИМ. Он весь на нервах, но с горящими глазами. Он осматривает дом, прикидывает углы съёмки.)
МАКСИМ: (Бормочет себе под нос) Так… Этот дом самый высокий. С пятого этажа, если что… Или с восьмого! С самого верхнего! Это будет мощно ! Обзор! Ракурс! Никто так не догадался! Я гений! Я…
(Он видит Дедушку. Останавливается. Дедушка спокойно читает газету. В сознании Максима всплывают слова тренера: "гениальный поступок", "выйти за рамки", "доказать". Ему нужен доступ в дом. Нестандартный подход. Не через домофон.)
МАКСИМ: (Подходит к Дедушке. Его голос звучит неестественно громко и возбужденно.)
Здравствуйте! Извините, что беспокою.
ДЕДУШКА: (Медленно опускает газету, смотрит на Максима поверх очков. В его глазах — лёгкое удивление.) Здравствуй, сынок. Чего это ты тут такой шустрый?
МАКСИМ: (Вдохновлённо, с лёгким налетом пафоса. Он держит фотоаппарат наготове, словно это боевое оружие.)
У меня… у меня к вам гениальная идея! Я работаю… над проектом ! Очень важным! Мне нужно сделать… нестандартную фотографию! Сверху! Мне нужна помощь!
ДЕДУШКА: (Хмурится) Какая ещё помощь? Я старый.
МАКСИМ: (Подходит ближе, наклоняется к Дедушке, его глаза горят.)
А Вы… Вы можете помочь мне сфотографировать… (Он произносит это слово с особой, почти мистической интонацией, уверенный в своей гениальности, но сам того не осознавая, ошибается) …строчку из окна? Сверху!
(Дедушка медленно моргает. Его глаза расширяются. Он смотрит на Максима, на его пылающие глаза, на фотоаппарат в руках, на слишком близкое расстояние. В его сознании слово "строчка" и вся обстановка сливаются во что-то зловещее. Он вдруг резко вскакивает с лавочки, роняя газету.)
ДЕДУШКА: (Кричит, голос его срывается от ужаса)
Ты что?! Никогда! Руку из-под юбки убери! Ааааааа?! (Он машет руками, словно отгоняя наваждение, и, хромая, что есть силы бежит в подъезд, на ходу выкрикивая.)
Милиция! Убивают!
(Максим стоит, ошеломлённый. Он не понимает. Он же просто… попросил помочь. Сфотографировать. Сверху. Гениально. Он смотрит на убегающего Дедушку, потом на свой фотоаппарат, потом на упавшую газету. Звучит пронзительная полицейская сирена. Свет медленно гаснет, оставляя Максима в центре сцены, растерянного и одинокого.)
(КОНЕЦ АКТА I)
---
АКТ II: АБСУРД ПРАВОСУДИЯ
СЦЕНА 1: ЗАЛ СУДА
(Сцена изображает зал суда. В центре — скамья подсудимых (МАКСИМ сидит на ней, выглядит поникшим, но сохраняет проблески былой самоуверенности). Стол СУДЬИ (СУДЬЯ — строгая женщина в мантии, с выражением глубокой усталости от человеческой глупости). Столы ПРОКУРОРА (мужчина, агрессивный, уверенный) и АДВОКАТА (мужчина, седой, усталый, молчаливый). Несколько стульев для ПРИСЯЖНЫХ, их голоса слышны из темноты. Начинается заседание.)
СУДЬЯ: (Ударяет молоточком)
Встать! Слушается дело гражданина Коржова Максима Сергеевича. Обвиняется в нарушении общественного порядка, угрозах и… (Ищет нужный термин.) …в приставании к пожилым гражданам. Прокурор, Ваше слово.
ПРОКУРОР: (Встает, подходит к трибуне. Его голос громок и полон праведного гнева.)
Уважаемый суд! Уважаемые присяжные! Перед нами не просто нарушитель. Перед нами человек, который, прикрываясь… (Смотрит в бумаги) …"работой в агентстве недвижимости", занимается откровенным запугиванием мирных граждан! На камерах наблюдения чётко видно: гражданин Коржов подходит к пожилому человеку, ДЕДУШКЕ Михаилу Ивановичу, который спокойно сидел на лавочке. Подходит, что-то агрессивно говорит, размахивая каким-то предметом, похожим на фотоаппарат, после чего ДЕДУШКА, пребывая в явном страхе, в панике убегает, крича о помощи!
МАКСИМ: (Вскакивает)
Я никого не пугал! Я был на работе! Мне дали задание стройку сфотографировать! Я имею право обращаться к жильцам дома!
СУДЬЯ: (Ударяет молоточком)
Тихо! Подсудимый, сядьте! (Максим садится.) На камерах отобразилось, что Вы напугали дедушку! И не просто дедушку, а Михаила Ивановича, ветерана труда, почётного жителя района!
МАКСИМ: (Отчаянно)
Я никого не пугал! Я же сказал! Я просто спросил… про строчку! Из окна!
ПРОКУРОР: (Насмешливо)
"Про строчку"! Какую строчку, подсудимый? Стихи вы там, что ли, искали? Или новую песню? К чему эти фантазии?
МАКСИМ: (Растерянно)
Ну… строчку… стройку! Я оговорился! Я хотел сказать — стройку! Сверху!
СУДЬЯ: (Возмущена, её голос повышается)
Какое тебе дело до стройки? И какое ты имеешь право к дедушкам приставать?! Он не "жилец дома", он старый дедушка! Спрашивать про какие-то "строчки" из окна?! Это что за подход к работе?!
МАКСИМ: (Пытается объяснить, но слова путаются)
Это не… не просто так! Это был… выход из коробочки ! Задание! Я хотел сделать гениально ! Фото сверху! В журналах так делают! Я думал, это…
СУДЬЯ: (Перебивает, возмущённо стуча молоточком)
"Выход из коробочки"? Что это ещё за глупости?! Ты всех дедушек пугаешь?! Сегодня "строчки", завтра "строчки" из карманов вытаскивать будешь?!
(АДВОКАТ Максима сидит молча, с опущенной головой. Он знает. Он знает про тренинг, про "гениальность", про эйфорию и манию величия. Он даже, возможно, сам когда-то бывал на подобных тренингах. Но он молчит. Потому что знает: объяснить это суду, этим присяжным, этому прокурору и судье — это все равно что пытаться объяснить кошке квантовую физику. Это бесполезно, и только навредит его подзащитному ещё больше, выставив его не просто нарушителем, а безумцем. Иногда молчание — единственный способ сохранить хоть что-то.)
ПРОКУРОР: (Обращаясь к присяжным, с пафосом)
Господа присяжные! Он ходит по дворам и злачным местам! К людям, к старикам, пристаёт! Зачем? Чтобы они от него убегали? Чтобы он мог насладиться их страхом?! Это что за метод работы такой?!
ПРИСЯЖНЫЙ 1 (МУЖЧИНА): (Голос из темноты)
Совсем молодёжь совесть потеряла.
ПРИСЯЖНЫЙ 2 (ЖЕНЩИНА): (Голос из темноты)
К дедушкам приставать… Ужас.
ПРИСЯЖНЫЙ 3 (МУЖЧИНА): (Голос из темноты)
Наверное, под видом риэлтора что-то вынюхивал.
ПРИСЯЖНЫЙ 4 (ЖЕНЩИНА): (Голос из темноты)
Может, он и правда шизик?
МАКСИМ: (Взрывается, его голос полон истерического отчаяния)
Я не шизик! Я гений! Я хотел выйти из коробочки! Я хотел показать…
СУДЬЯ: (Снова ударяет молоточком, её лицо искажено от раздражения)
Довольно, подсудимый! Довольно! Ваше "выходить из коробочки" едва не довело человека до инфаркта! А ваша "гениальность" — это, простите, просто хамство! Суд удаляется для вынесения приговора.
(Судья встает и уходит. Прокурор самодовольно улыбается. Присяжные перешептываются. Максим сидит, сгорбившись, глядя на свой фотоаппарат, который лежит на столе вещественных доказательств. Адвокат, наконец, поднимает голову, смотрит на Максима взглядом, полным сожаления и понимания, но ничего не говорит. Его молчание оглушительно. Максим так и не объяснил никому свою "гениальную идею". Мир остался в своей "коробочке", а он сам оказался в другой — куда более реальной.)
РАССКАЗЧИК:
Так заканчивается история Максима. История о том, как один тренинг, одна "гениальная" идея и одно неуклюжее слово навсегда изменили его жизнь. Он хотел выйти из коробочки, но вместо этого оказался заперт в чужой интерпретации. Он хотел доказать, что он гений, но доказал лишь, как легко человеческий разум может заблудиться в лабиринтах собственных амбиций и чужих предрассудков. И главный парадокс: адвокат знал, но молчал, потому что истина порой не в словах, а в бесполезности их произнесения. Ибо мир, застрявший в своей "коробочке", не всегда готов к "гениальным" выходам. А некоторые "строчки" лучше вообще не произносить.
(Свет медленно гаснет, оставляя Максима в полной темноте. Слышен лишь одинокий, едва различимый щелчок фотоаппарата, а затем — тишина.)
ЗАНАВЕС.
(с) Юрий Тубольцев
Свидетельство о публикации №225120100764