Д. Андреев Роза Мира. Предназначение Книги

"Если бы представители Розы Мира вздумали когда-нибудь претендовать на абсолютную истинность ее учения, это было бы…беспочвенно и нелепо".

Д. Андреев

---

"Черт отправился на прогулку со своим другом. Они увидели человека, который наклонился и поднял что-то с земли.
-Что нашел этот человек? - спросил друг.
-Кусочек Истины, - ответил черт.
-Разве это тебя не тревожит? – спросил друг.
-Нет, - ответил черт, - он сделает из него РЕЛИГИЮ".

Энтони де Мелло

---

"Он милосерд: он Магомету
Открыл сияющий Коран,
Да притечем и мы ко свету,
И да падет с очей туман"

А.С. Пушкин

***

Много веков назад, через Пророка Магомета, арабам был ниспослан Коран. До него персы получили от Бога Авесту, а евреи Тору (не путайте с современной Торой, в которой от Моисея осталось только имя. И то, что сегодня выдают за Тору - есть более поздняя подделка и искажение). В 20 веке и русский народ наконец-то вступил в этот Высший книжный клуб,  т.к. , он через Поэта Д. Андреева, получил свой Коран – "Розу Мира". Всем известно, что на Коране построен Исламский Мир, а на Евангелие Мир Христианский. Новая религия России не нужна. У "Розы Мира" на мой взгляд другое Предназначение. Это идеальная основа для строительства… "Русского Мира"!!

Далее привожу свою статью 25-летнией давности (с небольшими новыми вставками). Она на сегодня, как никогда... актуальна.

-----------
 
"Роза Мира"  вызывает к себе далеко не однозначное отношение, поскольку в книге, безусловно, есть места, не согласующиеся с ортодоксальными положениями многих религий. Но надо помнить, что написана она не богословом, не философом, но…ПОЭТОМ, и написана в сталинское время, в тюрьме.

Если попытаться сформулировать жанр книги, то можно сказать, что это - попытка создать смесь стройной системы философии и истории с прозрениями о будущем. Книга поражает своей выверенностью, в чем-то даже схематичностью, но одновременно образностью, яркостью, полетом фантазии. Автор создает свой, особый мир - мир его мечты: "Роза Мира" - это объединение в далеком будущем людей разных религий для поклонения Богу-Творцу и для совместного творчества и самосовершенствования. Но это идеал, к которому следует стремиться, а пока перед читателем предстают образы прошлого, где ее жанр, по определению самого Андреева, "метафизическая история", в которой реальность и мистика переплетаются столь тесно, что не всегда их можно разграничить, а его герои: Иван Грозный, Сталин, Гитлер, Ленин, Блок, Владимир Соловьев и др. - предстают со столь неожиданной точки зрения, что даже если Вы не согласитесь с выводами автора, то, тем не менее, несомненно, обогатите свое их восприятие, в чем Вам помогут интересные факты из их биографии и неожиданные их толкования. Книга неповторима, создала массу подражателей (к сожалению, скорее мешающих восприятию книги, поскольку никто, после Андреева, не смог даже близко подняться так высоко в мистические сферы, где, в подражание Данте, ярко, образно и детально описать высшие и низшие миры, окружающие нас).

Каждая книга, каких бы вопросов она ни касалась, создаётся определённым человеком, живущим в данной эпохе и в данном времени. И неминуемо эта книга несёт на себе отпечаток времени и отпечаток личности автора в конкретных условиях его жизни и судьбы.

Автор "Розы Мира" - Даниил Леонидович Андреев, Поэт, сын знаменитого русского писателя Леонида Андреева, родился 2 ноября 1906 года в Берлине. Мать умерла от послеродового заболевания. Ребёнка взяла тётка, жена московского врача.

Гимназию он закончил уже в советское время. Университет для сына "непролетарского" писателя оказался закрытым. Даниил Леонидович закончил высшие литературные курсы. С окончанием этих курсов совпало ясное понимание несовместимости своего поэтического дара с требованиями реальной жизни тех лет. Поэтому для заработка он стал художником-шрифтовиком, а стихам и прозе посвящал ночи.

Начало войны прервало работу над романом "Странники ночи" (по замыслу это был роман сродни булгаковского "Мастер и Маргарита". В нём всё тоже вращается вокруг Сатаны, который посетил Москву). Зимой 1942 года Д. Андреев был мобилизован. В армии, по состоянию здоровья, служил нестроевым рядовым. Шёл через Ладогу в осаждённый Ленинград, хоронил убитых в братских могилах.

В Москву вернулся в конце войны и снова стал ночами работать над романом и стихами. В апреле 1947 года его арестовали. Дальше было полуторагодичное следствие на Лубянке и в Лефортово и приговор Особого совещания - 25 лет тюрьмы. Всё, написанное до ареста, было уничтожено. Андрееву вменялось в вину создание преступной группы, собиравшейся убить Сталина; обвинение жесточайшее, повлекшее арест многочисленных знакомых и родственников Д. Андреева (включая и жену Аллу), сам Андреев остался в живых лишь потому, что максимальной мерой наказания, предусмотренной УК СССР в ту пору, были 25 лет тюрьмы. Можно предположить, что он чувствовал себя виноватым в бедах своих близких: обвинение было основано на рукописи романа "Странники ночи", изъятой в его квартире, под статью попали люди, которые предположительно могли быть знакомы с этим текстом; среди прочего в романе описан антисоветский подпольный кружок, замышлявший покушение на вождя; объяснять следствию, что это чистый вымысел, было делом заведомо проигрышным.

Даниил Леонидович отбывал срок во Владимирской тюрьме. Хрущёвская комиссия уменьшила этот срок до 10 лет. Он вернулся на волю в 1957 году. Неполных два года бездомного существования были посвящены работе над черновиками произведений, написанных в тюрьме.

Умер Даниил Леонидович 30 марта 1959 года, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище, рядом с матерью.

Каковы же черты особого склада личности автора "Розы Мира" и многих поэтических произведений, составляющих совершенно уникальное явление в истории культуры?

С детских лет - ярко выраженный творческий склад.Очень рано проявившаяся любовь к истории, чувство истории как живого потока, в котором пребывают все наши жизни. Самое же главное - органическая, структурная религиозность. Семья, в которой он жил, была московской патриархальной семьёй.

Но религиозным он был не только в силу воспитания. У него была не унаследованная приверженность вере, а именно религиозная структура, сама основа личности. Для людей этого типа Мир никогда не бывает замкнутым, всегда сквозь мир "этот" просвечивает мир "иной". Позже художественному творчеству людей такого типа Андреев даёт определение: сквозящий реализм.

Так же, как есть сподвижники в Вере, есть сподвижники в Творчестве. Таким был Даниил Андреев, писавший черновики "Розы мира" в камере Владимирской тюрьмы. Только представьте, как это выглядит: человек в общей тюремной камере, понимающий, что он, скорее всего, никогда из нее не выйдет, задает себе последние вопросы. Почему людям во все времена так необходимо уничтожать друг друга? Почему они не могут распорядиться отпущенной им свободой? Почему человек, внутри которого Вселенная, становится добровольным рабом каких-то механизмов, машин, алгоритмов? Для чего мы заброшены на эту Землю, одни посреди холодного космоса, какая у этого цель? Как получилось, что мы готовы навсегда уничтожить все живое, так ничего не поняв? Видения Андреева могут показаться слишком надуманно-литературными, а его практические рецепты — чересчур наивными, и вообще все им сказанное легко свести к неким причудливым особенностям личности. Но разве мы при этом не можем понять насколько эта Книга уникальна и ценна для России?

"Роза Мира" написана на основе личного духовного опыта автора. Необходимо заметить следующее, что Даниил Андреев не был ни теософом, ни антропософом, ни кем либо ещё такого плана. Состояния особого видения, посещавшие его с ранней юности, есть редкий, но встречающийся у людей дар Светлых Сил. В начале "Розы Мира" сам автор рассказывает, как одно из первых озарений, давших ощущение живой связи с миром Света, пришло к нему в церкви. Единственным, что помогало в достижениях тех состояний, на основе которых  написана "Роза Мира", была молитва.

Любому народу чрезвычайно важно быть религиозно самодостаточным. В этом залог его долголетия, его сохранности и самотождественности не в каких-то жалких столетиях, но по крайней мере в тысячелетиях. Чтобы вечно живое национальное чувство всегда находило опору в чувстве религиозном – и наоборот. Таких примеров в земной истории не так уж много…Индия, Китай, Израиль.  В  этих странах имеются священные государственные книги, которые являются не просто историческим источником, но и представляет собою повествования о радости и боли народа, из которых каждый черпает основы духового самостояния с незапамятных времен , где освещенные временем и религией примеры поведения на все случаи жизни  помогают в этом. Их многотысячелетняя история однозначно свидетельствует: ИСТИНА ЗДЕСЬ

У Российской федерации есть свой государственный Герб и Флаг, есть и свой государственный Гимн, но вот своей родной государственной книги нет. Конституция, которая пытается ее заменить — это всего лишь главный закон государства, да и только. Она может изменяться по велению времени (просто устареть) Кроме того Конституция материальна от роду и  в ней  души-изюминки не сыщешь.

Государственная книга по сути своей и по масштабу главной государственной идеи, просто обязана быть глубже любой Конституции. В государственной книге крайне важно отобразить идеальный образ, к которому должен стремиться каждый гражданин страны. Книгу Д. Андреева можно смело поставить в один ряд с такими Божественными откровениями как Евангелие, или Коран.

И современное государство трогать не надо…оно должно и дальше ОСТАВАТЬСЯ СВЕТСКИМ. Народам России вполне достаточно существующих религий. Каждая из них по-своему привлекательна и уникальна. К тому же еще одну религию наш народ просто не прокормит!!!

Стране как, впрочем, и человеку разумному нужен гораздо больший стимул в жизни (не зависящий от смены политического строя, людских амбиций и сиюминутных политико-экономический желаний). НУЖНА ДУША!!! Так пусть же главной книгой Русского Мира, его ДУШОЙ станет книга прекрасного русского Поэта Д Андреева  - "Роза Мира".
 
Да притечём и мы (русский народ) ко Свету, и да падет с очей туман!!

"Мое знанье сказке уподоблено
И недоказуемо, как миф;
Что в веках случайно и раздроблено,
Слито здесь в один иероглиф.
Хочешь – верь, а хочешь – навсегда
Эту книгу жгучую отбрось,
Ибо в мир из пламени и льда,
Наклонясь, уводит ее ось."

Д. Андреев


Рецензии
Если бы весь русский народ принял Розу Мира, как основную духовную книгу, я бы на это посмотрел.

Роман Дудин   02.12.2025 03:25     Заявить о нарушении