6. Следствия симметрии

6. СЛЕДСТВИЯ СИММЕТРИИ

Автор предлагает рассмотреть свойства группы МА, в которой каждый отдельный МА руководствуется принципом ненасилия (признаёт запрет на гетеротрофию нематериальных благ) с точки зрения спектра возможностей МА по поиску временного СЖ.

6.1. Возможности принципа

В разделе 4.7 упоминались принцип взаимности, принцип симметрии и рациональный договор. Все эти понятия означают, что каждый МА выбирает стратегию поведения с готовностью к тому, что все остальные МА в группе могут и будут давать ему зеркальный ответ. Так производится переход от индивидуальной рациональности к коллективной, что лежит в основе механизмов справедливого распределения, решений в мультиагентных системах (от робототехники до экономики), асимптотических оптимумов в больших популяциях. Симметрия поведения МА тесно связана с принципом вреда (см. раздел 4.9), и обеспечивает инвариантность законов, универсализм прав, достижение стабильности и справедливого компромисса относительно конкретных МА в любых сферах жизни.

6.2. Сущность свободы

Пусть ни один МА, связывающий энергию Вселенной, не ведёт себя как гетеротроф по отношению к другим, и остальные МА так же относятся к нему, то есть соблюдается абсолютная невыгодность насилия и табу на гетеротрофию «нематериальных» благ.

Тогда ни один МА в группе не теряет никаких благ по чужой воле. Автор предлагает следующее определение сущности свободы, как наиболее мощное из всех в социальном контексте в совокупности с аксиомой самоопределения и принципом вреда (см. раздел 4.9):

Свобода – это невозможность ни для кого из членов группы поставить свои интересы выше интересов любого другого. Более практически: это невозможность сознательного лишения кого-либо каких-либо благ (материальных или нематериальных).

6.3. Конфликт интересов

Не следует думать, что данное определение некомпетентно из-за неизбежных конфликтов интересов, и для свободы недостаточно запрета насилия. Конфликты интересов в группах МА действительно неизбежны, но, во-первых, понятие «конфликт интересов» относится к будущим, нереализованным благам, а запрет насилия относится к лишению уже распределённых и присвоенных благ. Во-вторых, конфликт интересов всегда разрешается правом первенства или жеребьёвкой в совокупности с адекватным законодательством (например, если кто-то построил железную дорогу и не пользуется ею, то он обязан разрешить пускать по ней поезда другим). (так себе пример, лучше сразу отослать читателя к 9.5.1) Сведём возможные сценарии конфликта интересов и способы их разрешения в таблицу 11.

Таблица 11. Сценарии конфликта интересов и способы разрешения
Сценарий                Примеры                Решение
Нереализованные блага почти          Постройка завода, взятие товарного знака,         Право первенства, бронирование
без фиксированной суммы                ресторанные столики
Синхронно распределяемые блага       Акции компании, смены в рабочих графиках   Жеребьёвка, конкурс, ротация среди желающих
или со строго фиксированной суммой
Уже распределённые блага             Дом, деньги, покупки в магазине            Возможно лишь дарение, обмен или торговля
                из-за запрета насилия

6.4. Существующие определения свободы

Сравним полученную сущность свободы с существующими подходами к её определению в социальном контексте, которые отражены в таблицах 12, 13. Для каждого подхода рассмотрим покрытие некоторой сферы человеческой деятельности и степень обобщения в рамках УОТ.

Уточним, что невыгодность насилия в данном трактате подразумевается для любой комбинации агрессора и жертвы (индивид, группа, фирма, государство, цивилизация), за исключением регулятОрного насилия и крайне редких случаев отчуждения благ в пользу общества с компенсацией от государства, так как любое насилие разрушает созданные структуры, рассеивает запасы энергии и ухудшает процессы автотрофии.

УОТ показывает хорошую интеграцию с распространёнными типами правления и экономическими моделями на конкретных примерах свободы (№9,10,13,14), однако оптимальное решение, даваемое теорией, несколько иное (см. раздел 9.5.10).

Определение из подраздела 2 пригодно к применению в общем смысле, в политико-правовом смысле, экономическом, психологическом, культурно-цивилизационном и формально-логическом смысле.

Таблица 12. Существующие общие, психологические, информационные и формально-логические подходы
к определению свободы
(костыльная нотация такая же, как я уже делал: строки таблицы = абзацы + префиксы от столбцов шапки)
Шапка: №, Название, Определение свободы, Частная сфера (ЧС), Влияние запрета насилия (ВЗН).
1. Негативная свобода [139] - Отсутствие внешнего принуждения (гос-ва, общества, других лиц). (ВЗН): Обеспечивает напрямую.
2. Позитивная свобода [139] - Возм-сть быть хозяином собственной жизни, действовать по собст-й воле и разуму. (ВЗН): Максимизирует спектр возможностей.
3. Гуманистическая психология [140,141] - Путь к самоактуализации, быть собой. (ЧС): Индивид. (ВЗН): Максимизирует спектр возможностей.
4. Когнитивная психология [142] - Рефлексия и выбор когнитивных установок. (ЧС): Индивид. (ВЗН): Максимизирует спектр возможностей.
5. Цифровой либертарианизм [143] - Приватность, криптография, своб-е ПО, распредел-е сети. (ЧС):
Информационная сфера. (ВЗН): Обеспечивает напрямую.
6. Свобода как множественность альтернатив [144] - Более одного возможного действия. (ЧС): Индивид. (ВЗН): Максимизирует спектр возможностей.
7. Свобода как непредсказуемость поведения [145] - Возм-сть действовать вне оптимизационной модели. (ЧС): Индивид. (ВЗН): Максимизирует спектр возможностей.

Таблица 13. Существующие политико-правовые и экономические подходы к определению свободы
(--/--)
Шапка: №, Название, Определение свободы, Частная сфера (ЧС), Влияние запрета насилия (ВЗН).
8. Либеральный [115] - Индивидуальные права и автономия, огранич-е только правами других. (ЧС): Крупная группа МА. (ВЗН): Обеспечивает напрямую.
9. Республиканский [146] - Отсутствие произвольного господства. (ЧС): Крупная группа МА. (ВЗН): Ничего не говорит о демократии или выборах, однако исключает диктатуру.
10. Анархический [147] - Полное отсутствие властных структур, иерархии. (ЧС): Крупная группа МА. (ВЗН): Не убирает власть, однако исключает иерархию среди МА.
11. Консервативный [148] - Традиция и иерархия, которые дают стабильность и порядок. (ЧС): Субкультура. (ВЗН): Гарантирует право выбора традиции.
12. Теократический [149] - Следование воле Бога. Свобода есть только у праведного. (ЧС): Субкультура. (ВЗН): Гарантирует право выбора религии.
13. Классический капитализм [150] - Право частной собственности и свободного обмена. (ЧС): Экономика. (ВЗН): Защищает права партнёров.
14. Австрийская школа [151] - Добровольность всех взаимодействий на свободном рынке. (ЧС): Экономика. (ВЗН): Несёт антимонопольный смысл при должной институционализации.

6.5. Неразличимость МА

В трактате нигде не было сделано привязки к каким-то культурным особенностям конкретного МА, природе или даже наличию сознания и разума как таковых. Таким образом, всё сказанное выше применимо к абсолютно любым существам, которые находятся в поиске СЖ и занимаются связыванием энергии вселенной, повышением порядка и накоплением информации. Такие существа онтологически неразличимы, как любые протоны или электроны вселенной (принцип неразличимости частиц из квантовой физики [152]). Онтологическая неразличимость – это сущность всеобщего равенства, которое вытекает из воли МА к поиску СЖ в условиях физической смертности цивилизации. УОТ показывает, что равенство можно получить не как социальную договорённость или теологическую догму, а намного фундаментальнее.

6.6. Вывод

Принятие большинством МА в группе запрета на гетеротрофию нематериальных благ обеспечивает всем МА в этой группе взаимную социальную свободу и равенство на онтологически максимальном уровне, выходя за рамки этики, политики, экономики и психологии. Данный раздел соответствует Блоку 6 на рисунке А.2.


Рецензии