Школьному образованию новую парадигму! Часть 1

Фото из интернета

ВМЕСТО ПРОЛОГА ИЛИ ИСТОРИЯ ВОПРОСА

В 2022 году с единомышленниками на портале «Всем!ру» открыли сетевой канал «Во время перемен!» с девизом «Зри в корень»:
«Наш канал готовил и публиковал материалы по актуальным и злободневным для российского Общества и Государства темам.
В первую очередь, мы считали необходимым ставить в повестку дня и, тем самым, привлечь внимание парламентариев, госчиновников и простых граждан к тем проблемам, без решения которых, по нашему мнению, подлинного развития России ожидать не приходится.
Ведь, как и многим другим, нам не безразлична судьба наших детей и внуков, родного дома – России».

В 2024 году с портала "Всем!ру" мы ушли, как когда-то объяснил Арамис из "Трех мушкетёров", - не сошлись с порталом в одном "богословском споре".
Портал действительно не плохой, да к тому же явно патриотической направленности, команда очень интеллигентная, но ...полагаем, коллеги уж слишком ударились в многотемье.

Но до нашего ухода с этого портала, как наравне с другими материалами, мы в конце 2022 года, уже опубликовали цикл из шести статей по "Новой парадигме "Школы" (рекомендуем для всех желающих, всё там изложено достаточно подробно и с иллюстрациями).

И вот сейчас, считая, что за последние 25 лет, воз-то и ныне там, авторским коллективом решили тот, наш старый материал продублировать, но в достаточно урезанной, компактной форме - но уже на этом портале "Proza.ru".
Как сказал Шарль де Костер, автор исторического романа «Легенда об Уленшпигеле» - «Пепел Клааса стучит в наших сердцах».

Наши, ниже следующие соображения, не плод каких-то спонтанных «озарений», ни попытка кому-то, что-то навязать, здесь другое – исходя, исключительно из здравого смысла, той непреложности фактов, которые действительно в нашей повседневной жизни имеют место быть, и, в конце концов, из опыта уже прожитого, поделиться ими с широкой аудиторией, таких же, как и мы, простых граждан нашей страны.
России нужна коренная реформа школьного образования — новый взгляд на цели и организацию деятельности «Школы».
Убеждены, нужна взвешенная, системная реформа «Школы» на новой образовательной парадигме!

Настало и её время.
Жизнь неумолимо и, несмотря ни на что, заставит нас, в конце-то концов, её всё-таки и осуществить.

Но, на этот раз, уже не глядя бездумно в рот заморской "болонке", а исключительно, исходя из наших национальных интересов, опираясь на традиции и достижения не только отечественной педагогической школы, но и в других областях знаний и технологий.

Как прописная истина, неоспоримо, что будущее любого государства, а с ним безопасность и благосостояние их граждан, в первую очередь, определяются КАЧЕСТВОМ ЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА!
 
А, как же иначе, посудите сами, наконец-то расстаться со «Школой» – поставщиком образовательных услуг для квалифицированного потребителя?!
К тому же, никогда ни будь, а уже и по истечению первой четверти 21 века нового тысячелетия - века, без сомнения кардинальных перемен и новых выдающихся достижений.

Именно ради чего, по каким основаниям и как, «взращивать» этот самый «потенциал», и есть суть нашего взгляда на проблемы «Школы» и нашей попытки донести до вас и свои соображения на этот счет.

Мы, авторский коллектив "Новой парадигмы", ни на что не претендуем, но при том, заметим, что после нас самих, уже наше третье поколение или уже окончило "Школу", или вот-вот снова пойдёт "первоклашками".
А таким образом, мы, уже положа руку на сердце, считаем своим полным правом и "вспомнить" вслух годы школьные - те, что "чудесные"!

И нам далеко не безразлично, а как уже в 21 веке, наши "малютки" ради чего и как, станут постигать все премудрости нашей с вами жизни?!
Что сможет дать им наша "Школа", в которой им придется провести добрый десяток лет?


"ТАНЦЕВАТЬ ОТ ПЕЧКИ" ИЛИ РАССУЖДЕНИЯ ОТ "ОБРАТНОГО"

Хорошо понимая, что нельзя доказать не доказуемое, начнем с констатации лишь того, что, наверняка большинством из нас, будет принято без каких-либо серьезных возражений.
Из этого и исходим, а не наоборот – от дня сегодняшнего, "клеймя", что не походя его недостатки.

Начнем с "целеполагания", о том, кто кому должен формулировать цели, как в нашем случае, по развитию нашего школьного образования - КАКИМ ЖЕ, ЕМУ ДОЛЖНО БЫТЬ В БУДУЩЕМ?!
Полагаем, что, причастные к нему "ведомства" должны этого права быть лишены, а первую скрипку отдать органам Верховной власти нашей страны.

Не гоже,  НЕ ТОТ СЛУЧАЙ, когда ТОЛЬКО ОДНО ВЕДОМСТВО, единолично, в тиши кабинетов, за всех решает судьбу всей страны, предлагая пути взращивания её человеческого потенциала, да при этом, не неся никакой персональной ответственности за долгосрочные последствия своих решений!
Дело-то, для нас оно – ОБЩЕЕ, а потому, и право формулировки  конечных целей школьного образования, и последнее слово должны принадлежать только тем органам, которые по Конституции нашей страны имеют на это право.

Причём, и постоянно помнить о том, что даже таким образом, сформулированные цели, не есть окончательные, ведь на самом деле, конечная цель-то наша, не может быть ограничена проблемами одной лишь "Школы", когда речь ведется о "качестве человеческого потенциала", а фактически о многих-многих гранях наших с вами Общества и Государства.
Совершенно не допустимо, размышляя о сегодняшних проблемах "Школы", вырывать их из контекста проблем и других "Институтов".
Продолжать, по-прежнему игнорировать сложившуюся ситуацию в правовой сфере и у работодателей на рынке труда, с престижем ученого, врача, педагога, инженера, военнослужащего наших Вооруженных Сил, вообще с человеком труда, с демографией и многим ещё где!

Итак,
Мы все – разные, и с этим абсолютно ничего не поделаешь!
Школьные годы – лишь относительно короткий период в жизни каждого из нас, после которого, всегда много чего ещё и требуется, и случается.
Эти годы не финиш, а только старт в большую, уже взрослую жизнь.

Не смотря на краткосрочность школьного периода, его важность для молодого человека очевидна всем, как по русской пословице "Воспитывай дитя, пока поперёк лавки лежит, а как вдоль ляжет — уже поздно".

Школьный период – это то, ЕДИНСТВЕННОЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ЦЕЛОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ, которое и закладывает системно ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ его БУДУЩЕГО БЫТИЯ, формирует духовность и мировоззрение индивида, предоставляя ему первоначальные знания, умения и навыки для начала уже "взрослой" жизни в "Семье" и "Обществе", в "Государстве" и в "Природе", для сохранения и преумножения собственного здоровья!

И последние.
С окончанием "Школы", КАЖДОГО выпускника ждет НЕИЗБЕЖНЫЙ ВЫБОР дальнейшего жизненного пути, ПЕРВЫЙ - ТАКОЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ ВАЖНОСТИ для их последующей судьбы.
И совсем не важно, осознаёт ли ЭТО или сам выпускник, или его родители, или ещё кто-либо.
Этот выбор, как восход солнца, - неотвратим, как и его ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ!

Отзвенел последний звонок и - "учащийся" навсегда покинул, ставшую ему уже родной, общеобразовательную «Школу».
Но вот вопрос, а с каким же "БАГАЖОМ" он покинул "Школу", и КУДА вознамерился направиться?!

Продолжим эту мысль притчей о Мудреце и Путнике.

"Мудрец спрашивает у Путника, а - «что у него в рюкзаке»?
На что Путник ему отвечает:
- Здесь вся моя жизнь! Всё, что у меня было, я взял с собой. 
Тем не менее, Мудрец предлагает Путнику всё-таки разобрать рюкзак и оставить только то, что действительно нужно, а отягощающие вещи оставить в начале пути.
Путник соглашается и избавляется от ненужных вещей, а к тому же, берёт с собой ещё карту и компас, которые помогут ему ориентироваться на местности и не сбиться с дороги".

Именно в подобающем «содержании» Багажа выпускника и его «навигационного» инструментария, мы на сегодня и видим для «Школы» ОСНОВНУЮ ПРОБЛЕМУ, а соответственно, и как ЗАДАЧУ её системной реформы на новой образовательной парадигме Двадцать первого века нового Тысячелетия!

И последнее.
Полагаем, что в рамках назревшей реформы «Школы», неотложна и реорганизация Системы оценки качества школьного образования, аттестации результатов образовательного процесса учащихся.

Но сначала, "Сто тысяч почему?". 
Вот, если бы организаторы нашего школьного образования, наконец-то услышали те вопросы, которые мы постоянно слышим от простых, неискушенных “обывателей”:
- «Не понятно, почему действующая система аттестации практически игнорирует итоги предыдущих 11 лет пребывания учащегося на школьной скамье?”;
- "Почему ЕГЭ предлагает "игру в кости", сводящуюся к игре случая?";
- “Почему упертая подготовка к ЕГЭ практически вычеркивает в школе последний год обучения, как год накопления уже «специальных» знаний и важнейший для выбора дальнейшего пути «выпускника»?”;
- “Во имя чего подростки и их родители, теряют драгоценное время, деньги и уйму собственного здоровья?”.

Важность этих вопросов однозначно раскрывают подлинные причины высочайшего стресса у ребят на ЕГЭ и их родителей, при этом даже закрывая глаза на унизительные обыски, изъятия телефонов,  смены места проведения экзаменов - ведь даже ОДНОЙ ЦИФРЫ в балле по ЕГЭ может вполне хватить, чтобы ОДНОМОМЕНТНО СЛОМАТЬ у молодого человека его будущую судьбу!!!

Давайте с вами, хотя бы на минутку задумаемся, а по своей сути, сегодняшняя организация аттестации школьников, что она действительно-то отражает?
 
Полагаем - всего-то на всего, сиюминутное на момент испытания, распределение всего контингента обучающихся на отдельные “сегрегированные” группы, да к тому же каждому испытуемому с публичным присвоением "ярлыков" (извините, - баллов) по уже изначально заданной и как оказалось достаточно размытой “критериальной” шкале.
 
Шкале - уже изначально субъективной и не учитывающей многие реально существующие факторы, непосредственно влияющие на сам процесс испытаний, а потому искажающие его результаты.

При таком раскладе, чего же в итоге мы ещё и ожидаем от таких испытаний?!
Неужели, а по ФАКТУ, ОНО ТАК И ЕСТЬ, - ТОЛЬКО НЕСКОЛЬКО ЦИФР по "профильным" предметам за ДЕВЯТЬ или ОДИННАДЦАТЬ лет обучения в "Школе"???

А это НАМ надо?!
От себя заявляем - НЕТ, нам “такая игра НЕ НУЖНА”!
Просто мы уже думаем по-другому – необходима НОВАЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ СИСТЕМА "АТТЕСТАЦИИ", а вместе с ней и САМА “ШКОЛА”, заточенная на иные, чем сейчас, НОВЫЕ КОНЕЧНЫЕ ЦЕЛИ школьного образования!
 
Крайне необходимо, чтобы "АТТЕСТАЦИЯ" стала ДОБРЫМ СОВЕТЧИКОМ, максимально ОБЪЕКТИВНО отражающая накопленный потенциал молодого человека, личностные качества и его функциональную готовность на пороге вступления уже во взрослую жизнь!


Рецензии