Отчаяние

И бороду я стал отращивать не столько чтобы скрыться от других, сколько - от себя."
В.Набоков."Отчаяние".

Те , кто знаком с творчеством Владимира Набокова , наверно, могут себе представить, насколько трудноэкранизируемы его произведения . Не говоря уж о набоковедах и киногурманах - яростные споры между ними не утихают с момента первой экранизации "Лолиты" в 1962 году , на которую решился Стэнли Кубрик , которому Набоков поставил условие - согласовывать с ним весь процесс работы над фильмом. Как и поиски исполнителя главной роли. Вот и Лоуренс Оливье , посоветовавшись со своим агентами, счел благоразумным и вовсе от нее отказаться -что называется, от греха подальше...И , как показало время ,не зря - картина была принята очень неоднозначно и кинозрителями, и поклонниками творчества великого писателя. Но кинематограф не оставил попыток "взять" Набокова приступом и осадой , и в конце 1970-х Райнер Вернер Фасбиндер «замахнулся» на роман «Отчаяние», пригласив к сотрудничеству двух именитых британцев – драматурга Тома Стоппарда и актера Дирка Богарда .Похоже, Богард оказался главной козырной картой в руках Фасбиндера , хотя исполнитель главной роли не имел никакого отношения к известному клану режиссера, в который входили композитор Пеер Рабен ,оператор Михаэль Бальгауз, художник Рольф Зеетбауэр и актер Готфрид Джон. Все они приняли участие в создании «Отчаяния» , и все вместе оказались в тени дарования Богарда ! Даже самые беззаветно преданные поклонники Дирка с изумлением следили за его новой работой...Теперь, вместо привычного циника и интеллектуала , на них взирал с экрана персонаж ,потерявший чувство реальности , и растворяющийся в собственном безумии. Мотивы распада личности и бегства от реальности, свойственные прежним фильмам Фасбиндера, сменились абсурдизмом, что создало удивительно благоприятную почву для актера - великого мастера психологического рисунка. Все это вместе пришлось как нельзя кстати при работе над экранизацией прозы Набокова .Однако вернемся к Богарду. Получив предложение сыграть Германа -Германа , он подумал:« Стоппард, Набоков, Фасбиндер...Неплохая компания." Тем более , речь шла не просто о роли , а о главном герое . И согласился на съемки . «Сам замысел, сценарий и возможность работать с Фасбиндером — все это увлекло меня. И к тому же мое имя в титрах пойдет до начала фильма — эту привилегию я заслужил своей многолетней , начиная с 1947 года, работой в кино. Лишь одна мысль неприятно волновала меня: если этому фильму суждено будет стать последним в моей актерской судьбе (как знать? ), его название звучит весьма печально для конца пути: «Отчаяние»." Но актер , и прежде сталкивающийся с тем ,что работа над образом практически целиком ложилась на его плечи (помните ,что ответил ему Висконти на вопрос, каким должен быть Ашенбах : " Богард , читайте Томаса Манна , и слушайте Малера ! ), на этот раз пребывал в полной растерянности ... Фасбиндер , как уж , уворачивался от всех ответов на вопросы , демонстируя полное равнодушие к процессу. " Богард вспоминал: "Я чувствовал близость человека, скрывающегося за личиной режиссера, но пробиться к нему не мог. И, соответственно, играть для него — тоже. Потратив два дня на бесплодные попытки, я отвел его в сторонку : — Ради бога, Райнер, я тоже застенчивый человек! То, что я начал сниматься в кино еще до твоего рождения, не избавило меня от застенчивости: я всегда ужасно нервничаю и трушу! И к тому же я иностранец. И хотя по возрасту я гожусь тебе в отцы, это не отменяет того факта, что ты мой режиссер, хозяин. Мне необходима твоя помощь,чтобы сдвинуть дело с мертвой точки." Интересно, что на сей раз посоветовал бы ему Фасбиндер - слушать Пеера Рабена ? Или ,того лучше ,читать Набокова ? Здесь не было ни сложного грима , как в "Смерти в Венеции" , ни каких-то особых костюмов и интерьеров , не было ни одной ярковыраженной черты , которой автор романа наделил бы своего Германа Карловича . Поэтому замешательство Богарда можно понять. Тем не менее, работа над картиной началась. И постепенно полностью захватила и режиссера,и исполнителя главной роли , и всю творческую группу. Богард воспрял духом : "Слой за слоем, сочетая духовное и физическое, они лепили человека с его неповторимой душой. Изматывающая, воодушевляющая, благодарная работа, из-за которой я полюбил кино. И только так я мог в нем работать..»


Рецензии