И примет он смерть от коня своего!
Слова волхва упали на Олега как двуручный меч, но, с другой стороны, воссияли как светлый луч правды.
Так вот в чём дело, вот почему его мать запрещала ему садиться на коня, тогда как все его братья и друзья с пяти лет уже вовсю скакали по полям и лугам. Маленький Олег только стоял, смотрел им вслед и завистливо вздыхал.
Как же ему хотелось подойти к коню, заглянуть в его большие добрые влажные глаза, погладить шелковистую гриву, ощутить его мощь.
Иногда ему снился сон, в котором он мчался на чёрном жеребце, и ветер развевал полы его плаща, и казалось ему, что летит он.
Но матушкины приказы соблюдали очень строго: пару раз, когда его смерды, уступив просьбам мальчика, подводили его к коню, откуда-то вдруг вылетала стрела и разила ослушника - причём всегда в ногу или руку, а потом провинившегося долго варили в кипящем масле, дабы другим было неповадно. После этого никто и никогда не смел ослушаться приказов грозной правительницы. Разумеется, Олег спрашивал у матери, почему ему нельзя подходить к коню, но мать всегда отвечала, что на то воля богов. Лишь однажды сказала: как исполнится ему 15 вёсен, главный волхв расскажет ему. И Олег смирился и ждал.
Но взамен Олега с детства обучили ловко управляться с ладьями, сражаться мечом, кидать тяжёлый топор и стрелять из лука. Мать делала всё, чтобы юный конунг не чувствовал себя обделённым. А ещё обучили его книжной науке и многим другим: учителя из разных земель приплывали к ним, зная, что княгиня щедро платит за знания. И сейчас, узнав правду, Олег устыдился и прошептал слова прощения, какими взывают к ушедшим предкам, когда в чём-то виноваты перед ними.
Поблагодарив волхва и принеся ему в дар золотой перстень, Олег вернулся в свой дом и крепко задумался. С детства он редко делился своими планами с кем-то, поскольку был всегда одиночкой, друзей у него не было. Но мечты лелеял грандиозные: он мечтал уехать со своего острова и отправиться за тридевять морей в тридесятое царство, где голубые небеса и молочные реки с кисельными берегами, где растут золотые яблоки и поют райские птицы, где живут прекрасные девы с чёрными как ночь волосами, нежным податливым телом и румяными щеками.
Но как добраться теперь в эту далёкую страну своей мечты? Ясно, что по морю и рекам на ладьях - а дальше? Не пешком же идти, как простому смерду, ему - будущему великому конунгу!
Здесь надо крепко подумать. И вспомнил Олег, как ходил к нему сказитель и рассказывал про деревянного коня на колёсах, благодаря которому хитроумные греки взяли волшебный город Трою. Значит можно пойти другим путём, не на живом коне ехать, а сделать коня-ладью?
И созвал Олег со всех краев своей земли и с других островов мастеров, которые умели и с деревом работать, и с металлом и дал им задание - сделать коня. Да не просто коня, а чудо механическое, на котором он бы со своей дружиной мог передвигаться - и ещё бы чтобы не зависеть ни от воды, ни от ветра. Много кто качали головой и говорили, что хочет Олег невозможного. И уже совсем Олег отчаялся, когда пришел маленький сморщенный слепой старичок. Привели его под руки взрослые сыновья Аскольд и Дир. Они принесли с собой странные картинки, начертанные на холсте. Рассказали, что их отец всю жизнь что-то мастерил и создавал чудных зверушек, которые бегали сами по себе, а внутри их были разные шестерёнки. Но однажды заехал в дом волхв и, увидя зверят, сказал, что чёрное это ведовство и повелел выколоть отцу глаза, чтобы он больше не творил чудовищ. Но сыновья его выходили отца и заменили ему глаза и теперь он и слепой может создать механического коня-ладью.
И закипела работа. Олег велел, чтобы конь отличался от живого, чтобы не исполнилось случайно пророчество.
И по прошествии трёх лет сделали Олегу чудо-зверя, который мог передвигаться и по суше и по воде - а ещё если чуток доработать, то смог бы и полететь, как дракон.
Олег, испробовав механическое чудо, пришёл в восторг и щедро одарил старика, а Аскольда и Дира взял в свою дружину и сделал их приближёнными воинами. Так мечты Олега начали сбываться.
Прошло ещё два десятка лет и механические звери стояли под стенами Царьграда, и перепуганный император Лев сам вышел и поклонился Олегу. Тогда прибил он свой щит над вратами Царьграда. И были женщины с волосами как ночь, и райские жар-птицы, и сладкое вино.
И получил Олег всё, о чём мечтал. И войско его росло, и механические звери всех видов несли на себе храбрых дружинников.
Только не было среди них ни Аскольда, ни Дира, так как предали они своего повелителя: подкупили их хитрые поляне, чтобы выдали они секрет механических зверей, дабы и в Киев-граде была мощная армия. И пришлось Олегу покарать их самому за такое предательство.
И слагались сказы и легенды про Олега, и называли его волшебником, чародеем и волхвом. И расширились земли Олеговы, и не было ему равных.
Когда же он состарился и устал от походов, то вернулся в Ладогу - град, с которого начал свой увлекательный поход, к своей семье, где выросли уже его дети и народились уже внуки.
И пошёл он навестить старого волхва, который доживал свой век в покое и сытости, чтобы рассказать, как уберег он Олега от неминуемой смерти. Взял своего младшего внука, которому только исполнилось 15, и отправились они через лес.
Мальчик был горяч и весел, он освоил стрельбу из лука и хвастался легендарному деду своим мастерством.
Олег улыбался в густые усы, глядя на парнишку. И, смеясь говорил: ну охолонись, экий ты быстрый, недаром тебя матушка Жеребчиком с детства зовёт.
Но мальчик только смеялся и стрелял во всё подряд.
Олег брёл среди деревьев, прислушивался к птичьему пению и думал о своем прошлом и будущем. Сколько ещё можно сделать, если удастся-таки заставить механического дракона летать? Так можно будет отправиться к ...
— Деда, берегись! - услышал он крик...
И стрела пронзила его сердце. Упал Олег - и второй раз в жизни правда мечом осенила его затухающий взгляд.
— "И примет он смерть от коня своего…" Эх внучек, эх Жеребчик, как же я не досм....."
Свидетельство о публикации №225120201285