Хабиб Алиев. Батирай
1.
Вторая часть романа начинается с того, что автор рассказывает о жизни Батирая после шести лет похищения Аминат. Ту радость и счастье, которые приобрел Батирай с Аминат, огорчали обстоятельства, связанные с примирением двух семей. В первые три месяца длились для Батирая как сто лет тяжелой и мучительной жизни. За это время Батирай ни разу не берёт в руки чунгур. Но все события, которые происходили с ним отразились в его творчестве. Он часто мысленно уходил в свой мир: мир света, добра, солнца, луны. День и ночь слились для него в одно – быстротекущее, все изменяющее время. Он очень надеялся на это время, что способствовало излечению его сердца и разума. Время для него была надеждой излечиться от сплетен сельчан, от ненависти Патимы, установления и предначертания шариата. В такие моменты Батирай научился разговаривать с самим собой. Его собеседниками становились люди, которым он верил и доверял. Он задавал им вопросы, за них же и отвечал. Через три месяца Патимат все-таки поняла, что не вернуть ей дочь и согласилась на брак. При этом она заявила, что за дочь не даст никакого приданого, и, что она ей не дочь, не сестра ее брату и сестрам. Она опять обозвала семью Батирая нищими.
Как-то вечером в загоне для скота, где содержалось более тридцати голов, одна корова с дурным и своенравным характером заупрямилась. Патима стеганула ее занозистой хворостиной. Корова взмахнула огромными рогами. Патимат получила удар в бок и упала посреди загона. Соседи помогли ей. У нее оказалось рука вывихнутой и три ребра поломаны. Этот случай то же сказался на принятии решения по поводу ее согласия на брак дочери. Ведь ее кадий Гасанали предупредил о каре небесной. Знахарь и лекарь Таймаз помогает Патимат. Он вставляет руку на место и обматывает матерчатой полоской несколько раз, крепко прижав, ребра. И Таймаз, воспользовавшись моментом, полушутя клонит Патимат к примирению. Горделивая и зарвавшаяся Патимат никого не хотела слушать, тем более этого, по ее мнению, нищего. В знак высокой благодарности она приказывает служанке Курбанкиз отнести три яйца и кусочек курдюка в дом знахаря. Понятно ведь, такая плата, как насмешка. Но Патимат думает, что знахарь давно яичницу с курдюком не ел. И, по ее мнению, она облагодетельствовала. Таймаз возвращает подарок Патимат обратно. На словах он передает, чтобы она приготовила яичницу и положила на голову больной, потому что на нее напал шайтан и, что нужно распотрошить черную курицу и надеть на нее как папаху. После этих слов, переданных через служанку, Патимат пришла в ярость и стала ругать Таймаза. Таймаз изучал медицинскую науку и помогал людям ради Аллаха. Плату за лечение не брал. Лишь истинный мусульманин мог так поступать. Раз человек не берет плату, значит, его дело «из дешевых» думают некоторые люди. Вот и Патимат вместо того, чтобы щедро одарить серебром, а то и золотом своего лекаря, который избавил от тяжелых мук, отправляет через служанку три яйца и кусочек курдюка. Естественно ее чванливая натура и жадность не понравились Таймазу. Человек острого ума и веселого нрава он не боялся подтрунивать даже над сильными мира сего. Он знает себе цену и ни от кого не зависит. Наоборот, вся округа от него зависела. Его уважал и ценил народ.
На следующий день к Патимат приходят кадий Гасанали и лекарь Таймаз, чтобы справиться о ее здоровье. Оказалось, что она всю ночь не спала из-за слов Таймаза. Она пожаловалась кадию, что Таймаз сказал, будто она в руках шайтана. Кадий Гасанали успокоил ее, мол Таймаз пошутил. Таймаз же возразил, что вчера лицо Патимат было искривлено, а, значит, шайтан ударил копытом. Он сказал, что нужно сделать амулет. После этого случая Патимат всерьез испугалась кары небесной. Попроси в ту минуту кадий Гасанали о примирении Патимат с дочерью, она бы согласилась. Ее душила собственная гордыня. В душе она, может и не была, такой зверюгой, какой она являлась обычно. Ведь она читала пять раз в день намаз, раздавала милостыню, держала пост. Высокое положение в обществе не давало ей быть самим собой. Даже от собственной дочери она отказалась. В итоге она нашла, по ее мнению, правильное решение – примириться с дочерью, но лишить ее приданого. Эта была ее сладкая месть за непослушание и оскорбление, нанесенное «нищим далайчи».
Как бы тяжело ни было Батираю, рядом была его светлая радость – Аминат. Он часто вспоминал диалог с кадием Гасанали. По мнению кадия, мужчина — это подлое существо и, чтобы скрыть наше ничтожество Аллах вселил в нас гордыню и высокомерие. Как бы мужчина не считал себя сильным и крепким женщина властвует над ним. Чтобы не попадать под власть женщины мужчине нужно исполнять заветы пророка, законы шариата. Без религии мужчина становится слабым и готов поклоняться женской красоте. А без разрешенного Всевышним брака водиться с женщиной грех. Когда Таймаз рассказал Батираю, как они ходили с кадием Гасанали к Патиме, он простил его строгость. Даже после свадьбы, где собрались друзья из близлежащих сел, и, где ему разрешили петь, боль в душе Батирая не утихла. Бывшие друзья постепенно отходили от него. Причиной была его песни – недостойное занятие для мужчин. Мать Батирая Лайла Шамай подбадривала его. Она считала его талантливым человеком, известным не только в Урахи, Даргинии, но и в Дагестане. Батирай всю жизнь помнил ее слова.
2.
Вот уже несколько лет Батирай не пел. Не пел не потому, что не хотел, а чувствовал ответственность за новую собственную семью. Ведь за каждую песню, по решению джамаата и кадия, уводили одного быка. А бык в то время был целым состоянием. Без быка, считай, не будет и волов. Семья остается без тягловой силы. А как же потом пахать, сеять, сено привозить, дрова заготавливать, камни для строительства дома возить? Без волов не обходится ни одно хозяйство. Бывало и так, что хозяева одного быка договаривались с такими же хозяевами и совместно выполняли каждый свою работу. Еще одной причиной того, что Батирай не пел, было слово, данное кадию Гасанали. Обещал не петь в селе. Негласно верхушка села не запрещала петь за селом. Кому же петь за селом, когда основная аудитория, которая любила и слушала песни Батирая, была в самом селе? Вот такие и еще ряд обстоятельств удерживали Батирая от пения. И это его сильно угнетало. Ведь ему запретили петь не только любовные песни, но те песни, в которых он ругал, осуждал, высмеивал несправедливость, власть имущих, за их алчную и жадную натуру. Верхушка села же в свою очередь всячески пыталась унизить, оболгать певца, распространяя небылицы и грязные слухи. Это мнение шло в массы и народ, как ни странно, верил им. В памяти у некоторых людей Батирай запомнился, как гуляка и любитель вольной, беззаботной жизни. Другие же, наоборот, почитали его творчество и из уст в уста передавали его песни. Его мать – Лайла Шамай была известной во всем Каба-Дарго плакальщицей. Плакальщица эта творческая личность, которую приглашали на похороны, чтобы она сочиняла и исполняла чиллаи – песни-плачи. В них плакальщица пела о достоинствах, достатке, положительных чертах характера усопшего. Заметьте, что плакальщика, как такового не было. Эта творческая личность была исключительно женской. Известно, что Лайла Шамай плакала и читала чиллаи, когда убили Капи – мужа Патимат в Таркама.
В это тяжелое время Батирай спасался физическим трудом. Он работал вместе с родителями. До женитьбы мать оберегала его всячески. И теперь, когда он стал главой семьи, ему приходилось, чуть ли не заново учиться вести хозяйство. Отец был строгим человеком, хотя и незримо, исподволь поддерживал сына. Батираю было тридцать три года, женат был шестой год, а детей все еще не было. Бывало и так, что он уходил из села на долгое время, оставив дома одну Аминат. Такое поведение пугало Аминат. Она все боялась, что придёт мать и заберёт её к себе. Лайла Шамай, как бы невзначай, намекнула о ребенке. Аминат стало ещё грустнее от этих слов. Но мудрая и добрая Лайла Шамай по-матерински успокоила сноху добрыми и ласковыми словами. В селе злые языки обсуждали Аминат, мол, чуть ли не княжна вышла замуж за гуляющего нищеброда. Аминат же в своей жизни ни разу даже намеком не высказала своего недовольства мужем. Лайла Шамай и Аминат не раз ходили навестить Патимат. Каждый раз она, ругаясь и оскорбляя, выгоняла их, не пустив даже на порог. Вот и в этот раз Лайла Шамай решила пойти с Аминат к Патимат. Ее доброе и терпеливое сердце не могло смириться с таким черствым и холодным отношением матери к дочке. Встречаясь на улице Патимат, на приветствие Лайла Шамай, бормотала что-то непонятное, то ли здоровалась, то ли проклинала. Аминат искренне не понимала, за что мать возненавидела ее и Батирая. Она говорила, что всего лишь вышла замуж за любимого человека. В этой простоте была и вся её душевная красота, которую Батирай ценил выше всего.
3.
Хабиб Микаилович Алиев очень красиво описывает природу родного края. У каждой горы, родника, пригорка, леса, долины, вершины есть названия. Нет, не он их дал. Их дал народ, живущий в этом благодатном крае. Топонимические названия в Каба-Дарго разнообразны. Почти в каждой части романа встречаем то или иное название какого-нибудь географического названия. Желтые скалы, пригорок Чаба, Таркама – такие названия мы встречаем и в третьей части второй главы романа. Даже свое название имеет рабочий инструмент топор айбалту. Айбалту (название тюркское) – топор в виде полумесяца.
В летнее раннее утро Батирай и Омар приезжают на луг, расположенный за пригорком Чаба. Этот участок Омар променял на землю в Таркама, полученную от князя за службу. Каждый год он увозил отсюда по десять, а то и пятнадцать повозок сена. В последнее время Батирай тянулся к отцу, искал его поддержки. Старший брат Сулейман работал в Темир-Хан-Шуре. Если бы он жил в Урахи, его поддержка была сильной. Ведь в последнее время верхушка села Батирая совсем лишила права петь в селе. А заточить в горле песню ему было невыносимо тяжело. Родители Батирая понимали, что сын у них необыкновенный, талантливый, но любая деятельность, не приносящая материальное благо, не считается достойным мужчины. Хотя Батирай и получал не раз весьма дорогие подарки за свой талант, постоянного заработка на основе пения не было. К занятию землепашца его не тянуло. Как любая творческая личность он был далек от него. Но кушать хочется всегда. Волей-неволей ему приходилось заниматься и земледелием.
Вместе с отцом он косил траву и заготавливал сено на зиму. Косьба для горца это, своего рода развлечение, любимое занятие. Молодежь соревнуется между собой кто быстрее и красивее скосит определенный участок. Вот и в этом эпизоде Омар и Батирай негласно соревнуются меж собой. Батирай часто принимался за физический труд, чтобы выйти из тяжелых раздумий и страданий. Талантливого, умного, красивого, физически сильного человека доводят до меланхолии. Чтобы вызволить Батирая из плена меланхолии Омар и привез его на луг. Здесь вольному воля. Батирай и сам понимал это. А косьба лишь удобный случай, да и еще полезный для души и тела. Вот как лечили в старину меланхолию.
Интересно и описание и раздумий, размышлений Батирая. Он увидел перепелку в траве. Она убегала и уводила своих птенцов. Свою судьбу он называет перепелкой, которая все время убегает он него. Песня его, как перепелка пугливо прячется, если выпустить на волю. Он снова и снова выпускает песню на волю, но она, как перепелка, пуглива, прячется. Она запутывается в жизненных невзгодах, ее цепко схватывают шариат и адаты. Он думал, что если его песня все-таки умрет, то он превратиться в пустую высушенную тыкву. И если завтра суждено встретится с такой судьбой, он просит Всевышнего забрать его сегодня.
Здесь на лугу он чувствовал свободу и, что пора выпустить на волю свои птицы-песни. Интересно суждение о религии Омара. По его мнению, Батирай может петь сколько душе угодно в поле, дома, в лесу. Он считал, что песни о красоте, любви к ней не являются греховными. Нормальный здоровый мужчина должен влюбляться в женщину. Искажаются законы, кругом ложь, подлость, трусость, распущенность, воровство. Было бы лучше, если б духовенство занималось исцелением людей от этих пороков. Отец Батирая понимает, что религия для человека нужна и важна. Без нее люди бы сожрали друг друга. Пророк Мухаммад создал религию для того, чтобы человек жил счастливо, имея крепкую духовную основу. Непримиримость и антагонизм между семьей Омара и верхушкой села оставила глубокую рану в душе Батирая. Лишь на лоне природы, среди друзей и близких ему людей он забывал все тяготы и заботы бренного мира. Батирай – человек опередивший свое время на несколько столетий. Его слова и песни до сих пор актуальны и, думаю, что будут актуальными и через сто лет, и через тысячи лет, ибо натура человеческая не меняется ни за сто и ни тысячи лет.
В горах и по сей день меткое слово ценится на вес золота. Батирай был непревзойденным мастером слова. Он не только подбирал слова, характеризующие человека, но мог сочинить дерзкую, колючую частушку. После частушек человек становился врагом Батираю. За свою жизнь у Батирая было много и друзей, и врагов. Ему неважно было это должностное лицо, богатый человек или простой землепашец. Если Батирай видел в человеке подлую душу, то он обязательно раскрывал ее, показывал ее в своей остроумной шутке или частушке. Поэтому не каждый осмеливался открыто вступить в спор с Батираем. Его многие уважали и ценили, но некоторые ненавидели.
Красивая природа и облик любимой жены Аминат вдохновляли поэта на новую песню. Люди видевшего Батирая, когда он про себя говорил, думали, что он сошел с ума, разговаривает с шайтанами. Это недалекие и невежественные личности. Им было невдомек, что перед ними великий поэт, певец, композитор сочиняет новую песню. Бормоча и разговаривая сам с собой, Батирай заучивал новый текст песни, ибо записывать ее где-то не было возможности. Вот так рождались шедевры даргинской поэзии.
После работы спустивший к речке, он стал умываться и приводить себя в порядок. Вдруг он увидел на дне родника женский лик. Он услышал голос женщины. Ему казалось, что он видит ее и разговаривает с ней. Эта была его Бахтикай. Даже после свадьбы он не забыл ее. Да, он любил Аминат, но и Бахтикай не разлюбил. Бывает и так. И мы не вправе его за это осуждать. Если женское сердце океан, полное тайн и загадок, то мужское сердце это вселенная, полная яви и отгадок.
4-5
Батирай шёл от родника к шалашу. Ему казалось, что он идет очень долго. Опять незримый собеседник завел с ним разговор. Конечно же эта была Бахтикай. Здесь, вдали от сельской суеты и забот, она приходила к нему в гости мысленно. Батирай был безмерно рад ей. Он будто слышал её разговоры о жизни, быте, любви. Она то жаловалась на судьбу, то радовалась ей, то спорила с Батираем о чём-то. Забываясь, порой, Батирай горячо спорил, да так, что окружающие его люди могли действительно подумать
«с ума сошел». Заметив сына разговаривающим сам с собой, отец спросил; «С кем разговариваешь, сын мой?» Батирай растерянно улыбнувшись ответил, мол читал молитву перед едой. Омар рассуждал, будто Батирай за что-то переживает. Он говорил, что переживания бывают от нужды, голода и вражды. Слава Всевышнему его семья не голодает, не имеет врагов и особо ни в чем не нуждается. В двадцатые годы семью Омара причислили бы к сословию крестьян со средним доходом, то есть к середнякам. Середняки (среднее крестьянство) — слой крестьян дореволюционной и Советской России, занимавший промежуточное экономическое положение между бедняками и кулаками. Отличительная черта — наличие единоличного хозяйства, которое середняки обрабатывали собственным трудом без привлечения наёмной рабочей силы.
Омар размышлял про себя, мол много ли человеку нужно. Кругом красота, богатство, достаток. А человек никак не насытится, не доволен чем-то. Вроде бы его сын не такой ненасытный. Может быть, он переживает и недоволен тем, что нет у него с Аминат детей? Без детей – что за семья? Они взрослые люди. Сами понимают, что к чему. Любят друг друга страстно. Вот и пойми их. Омару хотелось все-таки выяснить чего не хватает сыну. Батирай не понимал серьезность слов отца. Посмотрев в даль Батирай, говорит будто мир велик для многих его сельчан, если их жизнь проходит в привычном кругу, среди этих гор. Они ничего не видят и не знают. И начало здесь и конец. Батирай – творческая личность, птица высокого полета, мирового масштаба. Конечно же он не мог зарыть свой драгоценный талант – дар Всевышнего зарыть среди рутины и хозяйственных забот. Ему хотелось вырваться из порочного круга, из жестких ограничений, что устанавливала верхушка села и вольного общества. Он хотел порвать все узы, которые сковывали его свободу и вольный дух. Не раз он уходил из села. В то время почти никто его не понимал ранимую творческую душу. Если б он жил в современном обществе, то достиг бы больших успехов. Его чудесный голос, признанный народом, мастерская манера игры на чунгуре, незаурядный талант сочинять музыку на каждое новое произведение сделали бы его артистом, поэтом, композитором, исполнителем всесоюзного, а то и мирового масштаба. Его современники видели в нем молодого «далайчи», которого можно пригласить в любое им удобное время на какое-лило торжество или пиршество. А в другое время он был для них обычным крестьянином. Со временем верхушка села настолько невзлюбила Батирая, что привила людям мысль, будто он сумасшедший пьяница и гуляка, который совсем не заботиться о семье и хозяйстве. Многие ведь в частной беседе так и думают до сих пор. Жаль, конечно, что прививка невежества до сих пор действует на некоторых людей.
Омар понимал, что сын уже не юноша или молодой человек, на которого можно повлиять разговорами. На каждый его аргумент у Батырая было свое видение. Омар уже не мог на него повлиять, и это его сильно беспокоило. В этом отрывке произведения явно прослеживается «проблема отцов и детей».
«Проблема отцов и детей» (также «разрыв поколений») — социологический феномен, при котором культурные ценности младшего поколения («детей») сильно разнятся с культурными и прочими ценностями старшего («родителей»). Видать, эта проблема существует из покон веков.
В этой части романа автор красиво, ярко описывает молодежь ближнего хутора Чабазимахи. Хутор находится примерно в пяти километрах от села Урахи. Узнав каким-то образом о том, что поблизости от них находится на косьбе Батирай, молодые хуторянки решили подшутить над ним. Они стали петь частушки о нем. Услышав их Батирай лишь улыбнулся и не придал значения. Отец предложил ответить молодым жницам. Конечно же, всеми фибрами души он желал пойти к молодым жницам, но был с отцом, и не мог себе позволить такую вольность. Молодые жницы то и дело пели новую частушку, дразня и забавляя Батирая. Отец еще раз предложил Батираю ответить девушкам песней. Но когда девушки спели третью частушку, посвященную Батираю, то он отбросил косу и пошел к роднику. Довольный сыном омар, было подумал, что его сын известен, как Камалул Башир.
Размышляя Омар склонялся к мысли, что в нем два разных, противоречивых отца. Оба они одинаково любят сына, хотя и осуждают, и спорят с ним. Омар – человек чести и достоинства, в свое молодое время служил таркамайскому князю Джамавхану. Омар был главой сорока нукеров. Он ни разу не склонил голову перед князем, не показал спину врагу, не запятнал имени и чести горца, не изменил характеру узденя. Однажды и Лайла Шамай детям перечислила все достоинства Омара перед детьми. Тогда Омар мысленно поблагодарил Лайла Шамай за правдивый отзыв о нем. Омар вспомнил слова песни Батирая, исполненной на чьей-то свадьбе:
«Когда честь нужно защитить,
Против сто один идешь,
С золотой рукояткой кремневку
Взяв крепко в руку,
Пока черные сапоги
Не наполнятся красной кровью…»
Гордостью переполнялось его сердце после таких песен о герое, прототипом которого он сам и являлся. Он не понимал сельчан, которые хвалили Батирая за песни, слушали его, наслаждаясь дивным голосом, и в то же время осуждающих за эти же песни. Исполнение песен они называли «немужским занятием», а его – бабником и гулякой. Как любящий отец Омар всячески оберегал и защищал нежное, влюбчивое, отзывчивое сердце сына. Но, когда сельчане ругали Батирая, Омар становился суровей. Он не раз хватался за рукоять кинжала, когда кто-либо обзывал Батирая Камалул Баширом. Ведь так Камалул Башира в народе называли за его красоту.
Батирай спустился к роднику. Батирай стал слышать знакомый голос. Он предупредил его, что сейчас подойдет к нему молодая хуторянка. Вскоре к роднику подошла молодая девушка с именем Исбаният. Она пригласила Батирая к ним. За веселым разговором три девушки сгрудились и стали шептаться. Первым запел Батирай. После запели девушки. И так они пели по очереди. Шуточные частушки с полунамеками веселили девушек и Батирая. Вскоре выяснилось, что она девушка по имени Минажат влюблена в Батирая. Батирай вежливо объясняет, что он женат. Минажат в сердцах говорит, что зачем тебе жена, мать которой называет тебя «душманом». Она была готова выйти за него замуж. Батирай пристыдил ее, сказав, что «не грех ли влюбляться в женатого мужчину?» Исбаният ответила, что «не грех ли тебе песни петь и влюблять в себя женщин? В чем их вина? В том, что они не могут устоять перед волшебством песен? Выходит, весь грех на тебе. Не видать тебе рая». В словах девушки было оправдание всем женщинам, влюбляющихся из-за песен. Батирай мягко ответил, что «не будь таких красивых женщин на свете, то не было бы ни счастья, ни радости, ни песен».
Молодые хуторянки сильно разочаровываются в Батирае. Пока они не увидели его воочию, пока не познакомились близко он был для них «пророком любви», своим Камалул Баширом. И каждая из них мечтала быть рядом с ним. Когда Батирай объяснил им, что он женат и не намерен разводиться, иллюзия о «прекрасном принце» улетучилась моментально. Из кумира он стал «безразличным, противным, гадким». В народе говорят: «от любви до ненависти один шаг». В этом отрывке романа мы видим, что Батирай не только талантливая личность, но и воспитанный в духе уважения к традиционным горским ценностям человек. Ведь он мог спокойно воспользоваться своим положением, вскружить голову одной из них и воспользоваться ситуацией.
Батирай уходил прочь. Встреча с молодыми хуторянками взволновала его душу. Постепенно зарождалась песня. Опять знакомый голос отвлек его от новой песни. Опять она – Бахтикай начала разговаривать. Вот она первая любовь. Ее не искоренить и не выкорчевать из сердца. Он постоянно вспоминает о ней, когда рядом нет никого. Может быть, он был бы более счастлив, нежели с Аминат, не будь этих законов, правил и адатов. Два любящих сердца расстались навсегда. Какая-та неведомая сила их соединяла мысленно, телепатически. Она знала про него всё. Он знал про неё тоже.
Девушки поднялись при первых звуках чунгура. Первый куплет он посвятил Исбаният, сравнивая её со стройным деревом. Второй куплет посвятил Жарият, сравнивая ее с цветком. Третий куплет посвятил Минажат, сравнив ее с полосатой фиалкой, с перепёлкой. От подножий гор Дзиха и Сирса до каменной гряды Чаба стояла тишина. Лишь шаги Батирая были слышны. Он уходил молча. В его груди рождалась новая песня: «У меня в груди два сердца, день и ночь спорящих друг с другом».
6
В послеобеденное время Омар и Батирай начали косить траву. Омар наточил косы как бритвы. Он просит сына сыграть на косе. Звуки, исходящие из-под косы, он сравнивает со звуками из музыкальных инструментов. В каждой работе он слышит мелодию. Порой думаешь кто из них творческая личность? Не мудрено, что Батирай уродился таким талантливым от таких родителей. Навряд ли кому еще омар так открыто рассказывал о своих творческой натуре, кроме жены и сыновей. Ведь в народе он прослыл первым багадуром-героем. Всё его тело было в рубцах и ранах. Они каждый раз давали о себе знать. По ним он определял какой будет погода в ближайшие часы. «К дождю и ветру рубцы ныли, к грозе с градом остро покалывали, а к жаре горели, словно их пытали огнем».
В диалоге отца и сына мы видим взаимопонимание. Звуки падающего дождя, шум ветра, серпа и косы Батирай сравнивает с мелодией чунгура. Омар всячески старался морально поддержать сына. Даже иногда переходил на его манер разговора. Он тоже видел повсюду красоту, слышал в каждом движении мелодию и был доволен жизнью. Мелодии Омар разделял на вечерние и утренние, мелодии покоя и мелодии бури. Батирая это немного приятно насторожило. «Мой отец, оказывается, поэт… Что ж он молчал до сих пор!» Благородный труд, чистый воздух, красота природы дали исцеление уставшей и измученной душе Батирая. Только здесь наедине с природой и родным человеком он вздохнул свободно, в груди разлилась какая-то безмятежность. В таком состоянии он прошел три полосы. Теперь он отдыхал, распластавшись на земле, раскинув в стороны руки. Такую деятельность современная медицина назвала бы трудовой терапией. Многие душевные и психические заболевания лечатся трудом. Человек, занимаясь физическим трудом забывает о своих проблемах и болячках. Опять неведомый голос послышался Батираю. Эта была Бахтикай. Это наваждение не отпускало Батирая до вечера. Подсознательно Батирай любил Бахтикай больше, чем Аминат. Он не разговаривал с Аминат как с Бахтикай. Долгие годы он не мог ее забыть. Каждый раз, когда он находился один, Бахтикай приходила к нему мысленно и разговаривала с ним. Первое время его это состояние как-то забавляло, но потом он насторожился «не бес ли в него вселился?» Конечно, не будь адатов, законов, предрассудков Батирай бы не задумываясь женился бы на Бахтикай, и они были бы счастливы. Но в горах большое значение имеет мнение общества. Горцы часто повторяют: «Что люди скажут?» Вот, чтобы люди ничего дурного не сказали идут на поводу адатов, обычаев и законов, порой, противоречащих здравому смыслу. В такой капкан, расставленный людьми, и попали влюбленные Батирай и Бахтикай. На самом деле эта большая трагедия для молодых. Мало того, что Бахтикай выдали замуж насильно за нелюбимого больного человека, так своими грязными языками и намёками не дали выйти замуж за любимого человека. Второе её замужество было вынужденное. Лишь бы не остаться в селе она уезжает в хутор, распродав всё своё имущество. Этим поступком она лишь обманула своё сердце. Да и Батирай её не мог забыть.
Омар давно уже занимался разведением огня. Он хотел заварит чай из тмина. За ужином Омар наполнил чарки бузой, и произнес тост за Батирая. Второй тост был за обильный урожай. После третьего тоста Батирай вздрогнул. «Дерхаб, сын мой! Чтобы у тех, кто называет тебя глупым и выжившим из ума. И скотина порядочной не было на подворье!» Тем самым Омар обнажил больную душевную рану сына. Он как бы призвал сына ответить всем песней. А песни Батирай умел сочинять красиво. Пока отец заваривал чай из тмина, Батирай взял чунгур. В его сердце затеплилось пламя, которое разлилось по всему телу. В душе родилась новая песня:
«Когда с песней прихожу,
Говорят, что глупый поёт.
У тех, кто глупым меня называет,
Пусть оглупеют любимые сыновья.
Чтоб, когда пойдут пахать,
Возвращались, зарезав быков,
С ярмом на плече…»
В это время на грифе чунгура дергался амулет из желтого, красного и зеленого шелка. Это был подарок Бахтикай. Он не снимал его уже седьмой год. Почти на каждой свадьбе молодые девушки вешали талисманы и амулеты «от дурного глаза». Но Батирай их долго не оставлял. Батирай продолжал петь:
«Когда с частушкой возвращаюсь,
Говорят: от дурак идет.
Чтоб у тех, кто дураком меня считает,
Разум потеряли дочери.
Когда осенью по воду пойдут,
Чтоб весной возвращались
С кусками веревки
И с черепками кувшина…»
Батирай ждал оценки отца, но отец молчал. Омар знал, что Батирай красиво поет и играет на чунгуре, но его восхитила умение сына вставлять нужные слова в песню. Он лишь сказал: «Аллахом данный у тебя талант, сын мой».
В этот вечер Омар рассказал старую легенду о Камалул Башире. В этом рассказе многое искажено, многое взято из народных сказок. В общем, до нас дошла совсем искаженная легенда. В том селе девушки перестали входить замуж из-за Камалул Башира. Со временем это село исчезло.
На самом деле настоящая история гласит, что юноша по имени Башир был очень талантливым, одаренным и красивым. Он хорошо играл на чагане и на бубне. Духовенство и старшины села Чох увидели в юноше будущую угрозу для женщин села. По их мнению, он мог их соблазнять и совращать. А ведь ему было всего семнадцать лет. Он был целомудренный юноша: за ним не было ни одного проступка, за который его могли предать наказанию по адату или шариату. Он ушел из села и поселился в пещере. Но и здесь его настигла обезумевшая толпа. Его привели в село и привязали к столбу. По решению джамаата села его казнил собственный отец. Со слезами на глазах отец отрубил голову сыну. Сохранился отрывок пени, посвященный этой трагедии. Вот так в средневековой Европе сжигали красивых женщин, обвиняя их в колдовстве, называя их ведьмами.
Батирай спросил отца: «Отец, почему ты именно сейчас поведал мне эту печальную историю?» Омар не мог прямо сказать, что не хочет такой же участи как у Камалул Башира. Он сказал, что красоту Аллах посылает на землю для гармонии и согласия в природе, для радости, счастья для человека. Отец и сын молчали. Молчало и небо над ними.
Хочется подытожить эту часть романа. Если взять современный Чох и Урахи, то эти исторические средневековые города Дагестана. И там и тут выросли, и отучились многие деятели искусств, спортсмены, ученые. Эти два села вышли в лидеры по количеству ученых, выходцев из этих сел. Пальму первенства держит пока Урахи. Но что я хочу отметить? У чохцев в свое время не хватило мудрости и сострадания, чтобы не загубить юное дарование как Камалул Башир. У урахинцев хватило и мудрости, и дальновидности по отношению к Омарла Батираю. С ним обошлись более гуманно, сославши его или вынудив его уехать на дальний хутор Ая-махи. Не знаю, стоит ли проводить такие параллели, но такая мысль промелькнула у меня в голове.
7.
Ранним утром Лайла Шамай и Аминат пришли к сенокосу. Омар к этому времени завершил второй круг по лугу. Батирай же в это время всё ещё крепко спал. Омар не стал его будить. Даже к сыну под сорок лет Омар относился по-отечески с теплотой. Ведь он знал, что Батирай почти до утра находился у молодых хуторянок. Пошёл якобы помочь убирать ячмень. Когда Батирай взял с собой чунгур, Омар сказал: «Иди, конечно, иди! Чунгур хорошо косит ячмень». Проснувшись Батирай, услышал голос, который всё время его преследовал. Бахтикай упрекнула его в том, что он всю ночь пел песни хуторянкам. Батирай же в ответ сказал: «Золотой ключ от моего сердца в твоих руках, у Аминат – серебряный». Так и есть, как выше я писал, что первой любовью Батирая всё-таки была Бахтикай. Когда Батирай встал, рядом сидела Аминат. Батирай прижал её к себе.
Аминат направилась к родителям Батирая, а Батирай пошёл к роднику.
Читая диалог Аминат и Батирая, Омара и Лайла Шамай, мы понимаем, что семья обладает врожденной воспитанностью, интеллигентностью. Даже столь суровый в боях и рукопашных схватках Омар был учтивым и заботливым семьянином. Он никогда не применял свою удаль ради наживы или богатства. Своим трудом, своим старанием кормил семью. Была у них одна печаль – не было у молодоженов детей. В силу своей воспитанности, толерантности, вежливости, учтивости оба родителя не очень-то и вмешивались в семейную жизнь детей. В другой семье бы Батирая заставили развестись и жениться заново. Не раз Омар про себя думал, что Патимат – мать Аминат ничего не дала в приданое. Имея поля, с которых получали триста мерок зерна, Патимат не выделила дочери клочок земли, даже с которого можно было получить два мерка зерна. Но гордость горца не позволяла даже вслух произнести подобные слова. Он и Лайла Шамай с любовью относились к Аминат. Она тоже отвечала тем же.
Так как Лайла Шамай и Аминат собирались ночевать здесь, хозяйство поручили Разиятханум и Бахтикай. Узнав об этом Омар с тревогой посмотрел на жену. Они знали, что связь между Бахтикой и Батираем окончательно не прервалась. Омар решил, что не нужно Батираю знать о приезде Бахтикай в Урахи. Аминат тоже была расстроена приездом Бахтикай. Она – женщина мягкого характера, а одиночку навряд ли могла соперничать с Бахтикай. За ней стояла семья и как-никак известный на всю округу известный род Мутайла Капи. Аминат плакала и никак не могла унять слезы. Лайла Шамай её всячески успокаивала. Она боялась, что её, плачущую, увидит Батирай. Тогда он мог догадаться почему плачет Аминат. Мудрая Лайла Шамай как могла оберегала семью сына. Каждый взгляд, каждый вдох, каждый шаг она замечала. Как истинный философ она рассуждает о женской доле: «Женскими слезами родники питаются, реки и моря наполняются. Мир создан с её помощью: из вздохов женщины рождались облака, печаль наводила туманы, лучистый взгляд её осветил мир. А слова, сказанные любимому, превратились в прекрасные мелодии, чудные песни». «Краса ветвей зависит от корней» - писала Фазу Алиева. Родители Батирая сами были талантливыми людьми. Лайла Шамай – известная плакальщица на всю округу, Омар – самый знаменитый багадур. Дар сочинять музыку, стихи и играть на чунгуре Батирай, скорее всего, получил от Лайла Шамай, ведь, по сути, она сама была поэтессой и певицей, да к тому же импровизатором. Она на похоронах сочиняла текст по умершему человеку и пела под определенную мелодию. Мелодию тоже сочиняла для текста. В итоге получалась песня-плачь. По-даргински такая песня-плачь называется ч1иллай. А мужество, удаль, храбрость и отвагу Батирай получил от отца Омара.
Батирай поднял на руки Аминат и закружился с ней легко и беззаботно. Увидев их Лайла Шамай, закрыла руками лицо, и смотрела на них в щелочку между пальцами. Конечно же горцу не пристало брать жену на руки и кружиться. Такое поведение считается непристойной. Батирай был человеком творческим, «не от мира сего». И в безлюдных местах он мог себе позволить такую вольность. Омар, увидев такое поведение сына назвал «ненормальным». Скорее всего, он ворчал для приличия, ведь в молодости он сам был не прочь взять свою Лайла Шамай на руки. Она напомнила Омару, как он сам брал ее, как охапку травы, как пшеничный сноп и прижимал к себе. «Эл-ле-лей – качал головой Омар. – я же не обнимал при людях». В диалоге супругов можно заметить легкий, непринужденный тон при общении. Лайла Шамай как бы упрекает Омара, что он не был таким романтичным, как их сын. А Омар изображает строго горца, когда сам еле удерживает улыбку и отворачивается от жены. Добрый нрав обоих родителей, несомненно, передался Батираю. Никому не было секретом, что Омар и Лайла Шамай были любящей парой. Но при людях они не позволяли себе ничего лишнего.
Кружась с Аминат Батирай, был на седьмом небе от счастья. Аминат попросила поставить её на землю. Она стыдилась родителей. Таинственный шепот сделал ему замечания на счет его поведения. Он как будто испугался и замер. «Он видел в десяти шагах мать, а дальше, на лугу, отца, размахивающего косой. Он глядел вокруг удивленно, словно впервые видел всё это…»
8.
В этой части романа автор описывает летнюю ночную природу. Она не менее красива чем днём. Ночные звёзды, ухающая ночная птица, звон цикад, тихая музыка с небес – вот такими средствами языка пользуется автор. Конечно же автор знает эти места: каждую кочку, каждый куст, каждую тропинку и родник. Читая его описание природы, невольно сам оказываешься незримым участником сего действа. Почти все летние, да и другие, каникулы я сам проводил в этом хуторе Чабази. Знаю также эти места, где когда-то происходило действо, описанное Хабибом Алиевым в романе. Очень колоритная, сказочно красивая природа. Видя такую красоту, Батирай не мог не петь о родной стороне. Почти все символы, изобразительно-выразительные средства языка, которые использует Батирай в своих произведениях, появились благодаря завораживающе красоте, окружавшей его природы. Батирай и его родители даже разговаривают не как обычные люди. В их языке нет грубых, бранных, тем более, матерных слов. Они говорят красиво, учтиво, соблюдая горский этикет. Они часто используют идиомы, пословицы, поговорки и изобразительно-выразительные средства языка. Может быть, среди аульчан и чужаков они разговаривали иначе, но меж собой они общались красиво и чинно. Даже у Омара – истинного горца и настоящего джигита-воина речь сдержанная, скромная на похвалы. Он ни перед кем не льстил, не лебезил ради выгоды, не боялся никого. Его за это уважали и остерегались. Детей тоже Омар воспитал в духе
честности, доброты, ответственности, любви к Родине, религиозных убеждений и культурных ценностей. «Умоемся и звёздной водички принесём» - говорит Батирай матери, уходя якобы за водой. Так обычно говорит либо влюблённый человек, либо поэт. Здесь на лоне красивой природы Батирай забывал о запрете петь. Его душа раскрывалась полностью. Теперь он был самим собой. Всё еще юная Аминат вдохновляла на новые произведения. Влюблённая пара проводила дни напролёт, занимаясь только собой. Он говорит, что в плену её глаз в крапинку. Замечать столь тонкие и мельчайшие детали может только человек с незаурядным чутьём и вниманием.
В эту ночь Аминат рассказа о том, как царские солдаты арестовали Лахмана – его друга. «Блеснула молния в глазах; сдавленный, приглушенный крик отчаяния» — вот такие средства языка описывают состояние Батирая на тот миг. Он выяснил, что эту весть принесла Бахтикай. Узнав об этом Батирай, поспешил домой. Он сам не знал почему перед рассветом спешит домой; то ли из-за ареста друга, то ли из-за Бахтикай. От того места, где семья работала до Урахи примерно пять километров пути. Обычный человек преодолеет такое расстояние примерно за один час. Батирай спускался по склону Чаба легко и проворно, как дикая кошка. Он и не заметил, как снова услышал таинственный голос Бахтикай. Удивительно, но Хабиб Алиев использует новый для литературы приём – телепатия. Если классики российской и мировой литературы использовали для обозначения создаваемого воображением персонажа образа реальности (сновидения, грёзы, мечты, галлюцинации, миражи, виртуальный мир, воспоминания), как некую подсказку для раскрытия той или иной идеи, то автор использует совершенно новый приём, как телепатия. Он используется, как понятие «воображаемый мир героя». И это удачная находка автора. С помощью телепатии автор заставляет разговаривать своих главных героев, тем самым сокращая или ликвидируя время и пространство. В любой удобный момент новый приём – телепатия соединяет персонажи. Автору уже не нужно сводить их с помощью встреч, физического контакта, речи и других художественных приёмов для того, чтобы показать степень их физической и духовной близости. Таинственный шёпот рассказал Батираю, что у него есть шестилетний сын Расул, которого Лахман воспитал, как своего. Лахмана забрали за участие в войне в войсках имама Шамиля против царских войск. Интересно знать, как царский офицер, арестовавший Лахмана, узнал о его участии в войне против царя? Конечно же нашлись «добрые люди», которые всенепременно об этом доложили или написали нужное письмо. В народе говорят: «если своя собака не укусит, чужой волк не съест». В таком деле, в такой момент самыми беспощадными бывают именно те, которым доверяешь. На самого Батирая тоже писали кляузы. Его не арестовали потому, что уважали старшего брата Сулеймана, который служил в Темир-хан-Шуре. Сулейман рекомендует Батираю не петь и месяц-другой провести вне аула. Батирай же обеспокоен семьей Рамазана, которого тоже арестовали по той же причине, что и Лахмана. Сулейман обещал помогать семье Рамазана. Частушки, что пел Батирай обличающих некоторые пороки Арикла Али, муллы Алишиха, рода Жанаев могли быть причиной жалобы или кляузы на него наибу. Батирай ушам своим не верил, что из-за таких пустяков, как частушки могут написать жалобу самому наибу. С другой стороны как оставить без внимания беспочвенные высказывания муллы Алишиха о том, что Батирай грешный развратник, явившийся на свет, чтобы порочить аул и аульчан? Сплетник и склочник Алиших был почти неграмотным человеком. Он едва выводил арабскую вязь с его именем. Его учитель Албури сказал отцу: «Ничему не научиться, если даже ишак на дерево полезет!» известно ведь, что человек неграмотный совсем, не побывавший в Мекке и Медине, не понимавший ничего в имане, исламе, как мог получить должность муллы. Он то и дело бывал впереди всех на собраниях служителей культа, на молитвах, на мавлидах, в мечети, зикру и похоронах. А когда раздавали закат беднякам состоятельные сельчане, он успевал развестись с двумя женами и перебраться в полуразрушенную саклю, улечься в уголок, накрывшись старой в заплатах шубой. На все абсурдные нападки Алишиха, Батирай отвечал лишь улыбкой. Ведь и в наше время можно встретить таких алишихов на работе, в общественном транспорте, на рынке, по соседству. Сильный и умный человек их не боится. Он снисходителен к таким личностям и, как правило, недооценивает их. Сила алишихов заключается в том, что они бьют исподтишка. Последствия таких ударов бывают весьма чувствительными. Сам знаю – на себе испытал не раз.
В этой части романа автор показывает первую встречу Батирая с девушками на речке. Он впервые увидел их купающимися и был поражен красотой. Пленённый красотой девушки Маисат хватает её за талию и прижимается дрожащими губами к ложбинке на груди. Придя в себя, Батирай испуганно отскакивает от девушки. В руках у него были три красных цветка клевера. Он дарит их девушке и приглашает её одну в это же время.
Конечно же, всё что есть в романе это не реальная история. Могу смело предположить, что автор использовал литературный приём – художественный вымысел. Художественный вымысел – приём художественного творчества, когда писатель, исходя из своего видения и осмысления действительности, создает для более её глубокого отражения вымышленные им самим эпизоды, поступки, речи героев и т.д. Достопочтенных читателей прошу строго не судить главных героев и не забывать о художественной вымысле.
9-10.
Автор в романе своего главного героя показывает не как идеального, сплошь положительного героя, а как обычного простого человека со своими достоинствами и недостатками. Порой влюбленные в творчество поклонники Батирая его представляют как небожителя, как необыкновенного пророка. Таким людям хочется верить в это, и они зачастую идеализируют его самого и его творчество. Ведь не секрет, что множество представителей прекрасного пола где-бы ни был Батирай смотрели на него с любовью в глазах и с страстью в сердце. Окружающие их мужчины видели всё это, и не могли допустить такое «низкое поведение» женщин и Батирая. Ну, а если же говорить о верхушке и о духовенстве села, то им и подавно должно по чину разносить такого «гуляку», как Батирай. Они вынесли решение за одну песню, спетую публично резать одного быка. Говорят, был случай, когда за одну песню порезали семерых быков. Конечно же, у Батирая не было столько быков. Молодёжь села и близлежащих хуторов скинулись деньгами и купили этих штрафных быков. Слишком большое внимание уделяли именно Батираю, как социально опасному элементу. Его врожденная влюбчивость доводила его не раз до крайности. За такие проступки как на речке у родника Асту с Маисат могли и запросто головы лишить. Тогда законы гор были суровы, не то, что сейчас.
Маисат на встречу не пришла. Мать заперла её в задней сакле. Зато её подруга Жаваги безумно полюбила Батирая. Она призналась ему в любви, но Батирай злой на Маисат за обман и несдержанное слово, отверг её. Правда ли это или художественный вымысел один автор знает. Тем не менее Батирай изображён как настоящий влюбчивый человек, коих в мире много. Однако в романе говорится, что родственники Маисат решили убить Батирая. Узнав об этом, старший брат Сулейман собирает уважаемых в селе людей и мулл, кадиев – от своего рода и рода Жанаев – и заставил Батирая и Маисат поклясться на Коране, что между ними ничего недозволенного не было. В это дело вмешался род Арика Али. Они еще не забыли сатирические частушки, высмеивающие Али. Сулейман, как всегда, мудрым словом примирил род Арика Али. Много дров наломал в тот день Батирай. Сулейман настоял, чтобы он покинул село на некоторое время, пока не улягутся страсти. Лучше бы он остался на сенокосе за горой Чаба…
С тяжёлыми мыслями Батирай вернулся на сенокос. Поздоровавшись с семьёй, он встал позади отца. До вечера они не проронили ни слово. После работы Батирай прилёг на траву перед шалашом. Описывая небо, которое видел Батирай, автор сравнивает звезды с серебряными монистами, с крупными бриллиантами. Когда вспомнил он о том, что завтра нужно будет покинуть село, на душе стало горько. Он, конечно, понимал, что «нашкодил» здорово, но натура «альфа самца» или «первого парня на селе» брало верх. И с этим он почти ничего не мог поделать. Отец ещё не знает о том, что он завтра покидает село. А если узнает причину, то станет кричать на всю долину Чаба. Наконец, прервав молчание отец спросил: «Видел?»
Батирай ответил, что не видел. Потихоньку ослабил суровую чёрствость и напряжённость. Неожиданно для Батирая отец просит курево. Батирай был удивлён его осведомлённостью. Когда Батирай протянул огниво и кисет, Омар сделал «самокрутку и раскурил её от трута, запалённого одним хорошим ударом от кресала о кремень». По правде сказать, не каждый современный человек знает, что такое трут, кресала и кремень. Эти слова стали уже «архаизмами». Благодаря описанию их и подобных слов мы можем снова их слышать, как в прошлые века слышали наши предки. Архаизмы возвращают нас на некоторое время назад.
Сидя за душевным разговором, отец еще раз напомнил, что есть «какая-то доля правды в тех словах, которые временами начинают расползаться по аулу… может, один из моих сыновей действительно занят странным, немужским занятием? Этот вопрос постоянно точит меня, тайно, как червь...»
В Омаре живут две личности: один достопочтенный джигит-горец, которому нет равных не то, что в огромном селе Урахи, но и во всём Каба-Дарго; другой – любящий муж, отец, поклонник всего прекрасного, что есть на свете. Прежде он любит творчество своего сына и жены Лайла Шамай, одобряет его всем сердцем, но обычаи и горский этикет не позволяют ему полностью насладиться им. Общаясь с людьми он слышит недовольства, упрёки, ругань, а, порой, и проклятия. В эти минуты и он становится подсознательно на мгновения на их сторону. Вот так с помощью нескольких горлопанов формируют общественное мнение. А тот факт, что за Батираем стояла молодежь, которая покупала за него штрафных быков никого не интересовал. Когда Арика Али жаловался наибу на Батирая и намекая, что он бедняк опорочил его – богатого и уважаемого человека честь и достоинство, то Омар схватил его и за предплечье рукой, как железными клещами. Он напомнил ему, что его богатство нажито нечестно. В украденном и награбленном богатстве нет добра. Не в силах был возразить Али. Он выскочил из диванханы и ушёл. Сельчане знали цену слова Омара. Не к Али шли за советом или посредничеством в споре сельчане, а к Омару. Такими же храбрецами были отец Аминат Капи и его брат Мутай. Но не меньшей славой пользовался и Килич, дальний родственник Батирая. Он был бедным человеком. Богатство Килича составляли: шуба, лисья ушанка, чарыки и ружьё. Большую часть времени он проводил вне дома – на природе. О его храбрости ходили легенды, будто один передушил дюжину волков, будто один поднимал медведя из берлоги, будто никогда не показал спину врагам. Он умел имитировать голоса зверей и птиц. За душой он имел десять аршин бакинской бязи, который берёг на случай смерти. Уважая его храбрость, ни один сельчанин не сказал, что он нищий и беспомощный. Вспомнив Килича, Батирай вспомнил рассказ одного сельчанина, как его отец просил руки Разиятханум – племянницы князя таркаманского. Если быть точнее, просил у брата Гамзата – отца Разиятханум. Но князь категорически отказался выдавать замуж за Омара племянницу. Более того, он в грубой форме оскорбил Омара, называя нищебродом-горцем и возвеличивая себя, перечислив всё своё состояние. Но храбрый джигит напомнил ему, как он прятался в спальне за женой в минуту опасности и, как он его спас от неминуемой гибели. Он пригрозил ему, если ещё одно слово скажет против него, то Омар его заставит замолчать навеки и, что если захочет, то заберёт Разиятханум силой. Он пригрозил ему забрать его собственную жену из его же постели. Увидев в руках Омара обнажённый кинжал, князь Джамавхан ушёл в светлицу, говоря брату: «Отдай, брат Гамзат, свою дочь за этого разбойника, ради Аллаха! Лучше пережить одну потерю. Чем этот авлия тавлу (дурак) истребит весь наш род».
Многое перешло от Омара к Батираю, но настойчивости и решительности отцовской ему не хватало. Омар учил сына быть честным и трудолюбивым. Он видел в сыне землепашца, крепкого ни от кого не зависящего труженика.
Пение он считал делом увеселительным и несерьёзным. Он не считал её специальностью. Батирай отвечал, что сочинять песни тоже большой труд, затрата душевных сил. Батирай не мог донести до отца, что он никак не может без песен. По мнению Батирая, «если ко всем крестьянским делам и заботам прибавить и песню, держать её рядом, работая, то жизнь будет не такой тяжёлой, какой она тебе кажется». Долго они в ту ночь говорили, спорили, соглашались с доводами каждого. Даже не заметили, как рассвет подкрался. Отец пошёл к роднику умыться, сделать омовение и совершить утренний намаз. Батирай в это время глядел в небо. Ему всё казалось, что он разговаривает с отцом. Вдруг он вскочил и кинулся к чунгуру. Из уст его вылетела еще одна золотая песня:
«Пусть у храброго отца
Не родится трусливый сын,
Ибо за дела отца
Будет он ответ держать».
Омар, ставший на молитву, услышав песню, замер. В этом эпизоде автор показывает силу и красоту слов из песни, которые прерывают даже молитву. Конечно, для религии песня это враг, которая совращает и уводит мусульманина с правильного пути. Разве Батирай не был мусульманином? Думаю, что он был мусульманином, но заблудшим. Его и пытались муллы и кадий Гасанали вернуть на истинный путь. Но творческая душа Батирая не внимала таким нравоучениям. У него был свой мир, своё понимание жизни, свои приоритеты. Омар хотел встать с колен, но остался сидеть как сидел. Новый куплет песни его остановил.
«Пусть у трусливого отца
Не родится храбрый сын,
Ибо желая расплатиться
За издевательства над отцом,
Умрёт напрасной смертью».
Какая глубина, какая широта мыслей! Настоящий гимн храбрости. Конечно же, прототипом того храбреца, о котором пелось в песне был Омар, а прототипом труса, думаю, любой из нас догадается с первого раза.
Лишь под утро Батирай уснул. Ему снился странный сон, будто девушки машут ему. Он подходит к ним, а они превращаются в дряхлых старух. Потом они оборачиваются бородатыми мужчинами. Они кричат: «Когда ты оставишь наших дочерей?» У них в руках поблескивают двухаршинные кинжалы. Снились ему и звери, и представители сельской верхушки, мать Бахтикай, имам Шамиль. Все они угрожали и пугали Батирая. В этом отрывке автор использовал художественный композиционный приём как сновидение. В литературном произведении сон имеет отличительные особенности как максимальная сжатость, схематичность, обилие символики, стилевое несоответствие ко всему произведению.
Особый интерес вызывает у читателя сновидение, связанное с имамом Шамилем. На вопрос Батирая: «Уважаемый имам, есть люди, утверждающие, что ты воевал за свою веру». Имам Шамиль отвечал, что «вера есть и у раба. Его молитвы тоже принимаются Аллахом. Я воевал за свободу». Батирай спросил: Силы кончились? Устал бороться?» Шамиль ответил: «после каждого боя я думал: нас, горцев, и так мало, а в боях мы можем все погибнуть. Мне явился облик пророка. Он сказал: «твой народ устал, имам, прояви милосердие к нему, похорони мёртвых, выходи раненых, сбереги живых. Таково предписание Аллаха. Пусть прекратятся набеги на аулы, плач и стоны, беды и страдания».
В произведениях у Лермонтова сон становится одним из способов извлечения «бесплотного текста, исполненного миража». Стихотворение «Демон» состоит из двух сновидений, структура произведения представляет, таким образом, «сон во сне». Думаю, что этот художественный приём использовал и Хабиб Алиев. Батирай видит во сне имама Шамиля, который видит пророка во сне.
Если до сих пор мы читали «телепатический диалог» или «телепатическое общение» Батирая с Бахтикой, то в данной части романа они общаются уже во сне. Батирай уже не удивляется голосу Бахтикай. Ведь сон — это естественное явление, нежели слышать голос днем в реальности. Когда Батирай проснулся, то увидел отца, который прошёл одну полосу. Значит, он не так долго спал. За столь короткое время он увидел во сне очень много.
«Ах, проклятье! Лучше бы я косу сломал, чем задеть лезвием эту бедную птичку» - сказал отец, подходя к Батираю. Он прижимал к себе раненую перепелку. Он беспокоился о её птенцах. Что с ними будет? Он попросил его поймать птенцов пока не разбежались от испуга. В этом отрывке читатель видит истинную истую души Омара. Несмотря на его славу крепкого храбреца-воина, который, не моргнув глазом мог зарубить лютого врага, при виде раненной перепёлки весь размяк. В его сердце льва жила любовь и доброта.
11.
Батирай был вынужден покинуть родное село. Раньше он с удовольствием отправлялся к друзьям и кунакам. Проводил с ними несколько недель, а то и месяц. Ему казалось, что он какой-нибудь преступник и его гонят насильно из села. Прежде чем покинуть село он хотел побывать у друга Рамазана в Сугурбимахи. Лет шесть назад тоже Батирай покидал село. Вместе с Лахманом и родственником Киличем он собирался в Гуниб. Батирай решил вступить в войско имама Шамиля. На речке Ваца они встретили соседку. Через некоторое время на мосту Субахти друзей нагнал Сулейман. Он вернул Батирая домой, тем самым уберёг от неминуемой смерти или ссылки в Сибирь. Но кто-то добавил бы, что Сулейман не дал проявить себя Батираю, быть может, он проявил бы героизм, и его узнали бы с этой стороны. Может быть, и о нём бы слагали стихи и песни. В этом эпизоде мы видим Батирая не только как хорошего мастера слова, исполнителя песен, композитора и игрока не музыкальных инструментах, но и славного молодого горца-джигита, который стремиться добыть славу на поле брани, который не жалеет свою жизнь ради свободы родной земли, по натуре рыцаря без страха и упрёка. Не будь Батирай таковым на самом деле разве мог бы создавать такие чудные произведения, которые приводили в восторг его современников, да наших тоже? Только лишь истинно благородный человек может так петь, сочинять, играть и творить.
Более трех месяцев Батирай гостил у кунаков. Сильно соскучился он по родной стороне. В один из погожих дней он отправляется в лес за дровами, что находится в местечке Уркакар. Автор красиво описывает природу Уркакара. На одной поляне недалеко от леса Батирай отпустил волов пастись, а сами пошли в лес. Испокон веков горцы берегли лес. Есть в Дагестане множество мест, где совсем нет леса. Поэтому каждый житель села знал, что рубить свежие деревья нельзя. За нарушение запрета следовало суровое наказание – уводили со двора быка. Рубили всегда сухие деревья, собирали хворост. Лес охраняли и от чужаков.
Прежде чем отправиться в Уркакар, Батирай ходил с волами в ночное. Быков пасут ночью, чтобы они днём работали. Такой ночной выпас в народе называют «гузет». Ещё говорят: «Пойти на гузет». Возвращаясь утром с пастбища Батирай, повстречал Арика Али. Обменявшись приветствиями, они начали разговор. Батирай объяснил, где именно он пас своих волов. Али сказал, будто этот луг он подарил для людей. Батира хотел сказать: «Не лги», но воздержался. Али тем временем без умолку хвастался тем, что едет в горы Дзиха навестить своих чабанов и отару овец. Одет был он в новую черкеску, а под ним был сытый застоявшийся резвый скакун, то и дело пытавшийся рвануть вперёд. Али продолжал, будто собирается поесть вкусный хинкал, раздать ягнят бедным людям. Он даже Батираю обещал лучшего барана, когда Аминат родит Батираю сына. Али напомнил Батираю ещё о запрете рубки свежих деревьев. Иначе штраф. Батирай пожелал здоровья Али, хотя в душе хотел послать ко всем чертям. В этом небольшом эпизоде мы видим, как никчёмный человек кичиться своим богатством и положением в обществе. Зачем он вырядился в новые одежды, если он едет в горы, чтобы посмотреть свою отару? Одевши в новую черкеску, Али хотел, чтобы его увидели соседи, сельчане и, наконец, Батирай. Этим он подчёркивает, что он выше их по статусу. Когда все работают, он щеголяет новой одеждой и резвым конём. Говоря, что он подарил луг обществу, подарит ягнят бедным и подарит лучшего барана Батираю хотел подчеркнуть свою безмерную щедрость. Бывает такой тип людей, которые обещают что-то, и им кажется, что они это уже сделали, выполнили обещание. Главное – сказать, а потом об этом никто и не вспомнит. Таких людей в народе называют болтунами. Когда Батирай рассказал отцу о встрече с Арика Али, Омар не очень удивился. Он сказал, что «Али есть Али, хоть в Вали переименуй. Такие люди не меняются. Они нажили своё богатство нечестным путём. Не ведут спор с храбрецами, не дерутся с подлецами». Батирай не очень понимал значения последней поговорки. Омар объяснил, что мешок, набитый тряпками, не бьют потому, что мешок не может ответить. Храбрец не будет со слабым драться. Это унизит его. Омар рассказал Батираю о тысячелетних законах джамаата и, что богачи вроде Арика Али часто пытаются нарушать их. Однако, законы существуют и для них, и они тоже обязаны соблюдать их. Омар рассказал случай, когда Али каждый год выдвигал границу своего участка на общественный, пока он не стал размером с бурку. Он даже клялся на Коране, что не передвигал границу, но его всё ровно разоблачили и он вернул общественный землю и заплатил штраф – десять быков. За разговором они и не заметили, что нарубили дров на целую арбу. Они сели передохнуть. Омар рассказал предание о битве за Урахи. В те далёкие времена кочевники собирали дань с плоскостных удельных княжеств. Кочевникам это понравилось и решили они обложить данью и вольные общества. Кочевники ничего не получили. Тогда они решили сжигать хлеб прямо на поле. Они три года подряд сожгли урожай. А на четвёртый год урахинцы покончили с урожаем раньше обычного. Они свезли снопы в село и начали молотьбу. В этот момент пришли кочевники. Ночью мужчины отвели всех женщин на вершину Уркакара. Был наказ: «Если падёт крепость Урахи подожжём скирды, тогда бросайтесь вниз, чтобы не попасться в руки кочевников». Три дня защищалась крепость, на четвертый день они ворвались в город. В пылу сражения никто и не заметил, что загорелись скирды. В этот момент вместо того, чтобы прыгнуть со скалы урахинки спустились по отлогому склону и ринулись в бой с тыла. Кочевник же, подумав, что подоспела помощь с других сёл и хуторов и, что их окружают, бросились наутёк. С тех пор никто не видел кочевников в наших краях. Вот так, с помощью отважных женщин, город-крепость Урахи отстояли.
И в наши дни можно воочию увидеть остатки городских и крепостных стен средневекового Урахи. В 2024 году я был свидетелем того, что в верхнем квартале села Урахи при сносе и разборе стен старого дома снизу появились остатки крепостных стен. Эту крепость урахинцы называли «К1алг!я», что в переводе на русский язык означает дворец или крепость. Остатки стен шириной примерно в семьдесят-восемьдесят сантиметров сиротливо озирали снизу на синее небо. Когда-то они защищали честь и славу земли урахинской, а то и всего Каба-Дарго. Теперь они опять ушли под землю, ибо хозяин дома, что рядом строился, поднял новые стены и засыпал вокруг них всё пространство. Пройдёт еще сотни лет и, быть может, наши потомки вспомнят о былых временах легендарного города-крепости Урахи, и подымут из исторического, культурного слоя стены крепости. Эту часть села до сих пор называют «К1алг1я бух1нала», что в переводе с даргинского языка означает внутренность крепости.
Омар с сожалением говорил, что женщин спасших Урахи сами же урахинцы не уважают. Осипшим от смущения голосом он пропел:
Моё сердечное желание,
Моего счастья веточка,
Моего тела здоровье,
Моих очей свет,
Да исполнятся все твои желания,
О моя Лайла Шамай!
Батирай радовался чудной песне, посвященной его матери отцом. Эту песню он пел пару раз для самой Лайла Шамай. Он её очень любил и ценил. Она никак не обделяла сына Сулеймана и дочь Шемму от своих родных детей. Они тоже её называли мамой. Вот за это Омар и ценил Лайла Шамай.
Батирай спустился в лес Узана. У него была с собой медная фляга. Он собирался набрать родниковую воду для Аминат. Жена лекаря Таймаза Салимат советовала Лайла Шамай искупать Аминат водой из семи родников. Лайла Шамай так и сделала. Она верила, что вода из семи родников поможет Аминат родить здорового ребёнка. Водой, которую набрал Батирай будут поить Аминат. Они верили, что произойдёт чудо.
12.
В Урахи пришла долгожданная весна. Снег еще не совсем растаял и деревья еще не успели распуститься. Тут и там вдоль речки Ваца пробивались первые ростки лопуха и разной травы. Природа преображалась. Конечно же, появилась и крапива. Горцы очень любят блюда из первой крапивы. Ведь крапива является кладезем многих витаминов. На склоне Ханикада тоже росла крапива. За воротами дома Омара как раз и начинался склон Ханикада. Аминат решила набрать немного крапивы в сито. Кто не знает скажу, молодую крапиву нарвать не каждый может, особенно молодая женщина. Обычно надевают варежку или перчатку и рвут её. Некоторые же срезают ножом, другие – ножницами.
Завтра должен состояться праздник Первой Борозды. Батирай обязательно должен приехать. Так думала молодая Аминат, которая ждала его вот уже несколько дней. Её тянуло на волю. Крапива была больше поводом, чтобы выйти и свидеться с ним. Она рвалась навстречу с ним.
На празднике обычно проводились скачки. Каждый раз Батирай занимал первые места. Вот и на этот раз он собирался участвовать и готовил своего резвого скакуна Алгурума. Кто-то очень не хотел, чтобы Батирай выиграл опять состязание. И этот недоброжелатель пробрался ночью к Алгуруму и обрезал ему хвост. Омар посоветовал Батираю не говорить об этом поступке никому. Пусть люди думают, что ничего не произошло. Запрятав обиду, Батирай поехал в село Бажлуки к своему другу Газали. Под ним был конь отца. Джамаат села поручил Омару, как самому уважаемому человеку, провести первую в этом году борозду. Вот уже три года не проводились праздники в Урахи. Причиной тому была пьяная выходка трёх царских офицеров на празднике. Небольшая потасовка могла перерасти в большую беду для всех жителей Урахи. Через три дня из Дешлагара пришёл указ начальника округа, царского сардара, о том, что отныне в селении Урахи запрещаются всяческие праздники и сходки. Потом старейшины села побывали в Дешлагаре. Они сообщили, что «лишить их праздника первой борозды, значит, лишить их веры в жизнь. А такое противно Аллаху, справедливо установившему время забот и время веселья…» Обещание сардара вернуть праздник длился три года. Здесь мы видим демонстрацию царской власти горцам. Мало того, что пьяные офицеры вели себя непристойно на празднике, и чуть не свалили женщину с ног, так еще и праздник запретили, когда несколько горцев вступились за честь женщины. Такое в истории разных стран и народов было тысячу раз…
Аминат спокойно собирала молодую крапиву. Время от времени она поглядывала на дорогу, что пролегала у подножья склона. Вдруг она неожиданно услышала грубый и злой голос. Это была её мама. Услышав о её беременности, Патимат долго искала с ней встречи. Хотела спросить, что да как. Она постоянно выходила с телёнком к склону Ханикада. Но когда Патимат увидела Аминат сразу вспомнила, что она ослушалась её. Она попрекнула дочь тем, что она, как нищая вдова собирает крапиву, тем, что семь лет работает на Сулеймана Омар, тем, что нет детей. Она приказным тоном сказала, чтобы сегодня же ночью приходила домой. Она будет её беречь, как фарфоровую посуду, будет носить на ладони, как горошину.
В этом эпизоде мы видим в Патимат богатую, сварливую узденку. Она никак не может смириться с тем, что её кровинушка, что берегла пуще зеницы ока, сбежала с эти гулякой, певцом Батираем. Всех, кто был ниже её по сословию, она считала нищими. Для неё бедный человек – это ничтожество. Она и в мыслях не могла допустить, что её родная дочь так низко опустится. Даже после семи лет брака и беременности от любимого человека, она была готова разрушить семью. Она хотела для дочери найти хорошую партию. На эту роль подходил сын юзбаши Урахи Шахмандар. Пока они собирались свататься, Батирай похитил Аминат.
Батирай вернулся домой к полуночи. С собой он привёл коня дивной красоты – небесного цвета. Хоть он вернул к полудню не стал появляться с конями в селе, а дождался ночи в лесу. утром Батирай вышел из дому без коня. Друзья были раздосадованы тем, что Батирай не будет участвовать в состязаниях. «Ясам побегу, без коня» - отшучивался Батирай. «Для скачек нужен настоящий скакун, а не куцый мул» - крикнул сын юзбаши Шахмандар. Тем самым он выдал себя, ведь никто не знал о положении коня Батирая. То там, то здесь происходили разные состязания. Борцы, бегуны, метатели камня, быки, петухи были в центре внимания. Скачки были самым главным событием на празднике. За первое место на скачках давали двух быков и семь мерок ячменя. Победитель в схватках на ковре получает скакуна-трёхлетку. Лучшему бегуну дают барана и мерку полбы. Тому, кто дальше метнёт камень дают полтуши сушёной баранины и десять аршин бязи. Последние призы установил сам юзбаши Мятяз. В этой части романа автор изображает юзбаши, как расчётливого, хитрого, надменного человека. Он ни с кем не делился своим имуществом. С холодным расчётом он скрупулёзно собирал своё богатство. Одевался тоже он весьма скромно. Жил он замкнуто, не интересуясь никем и ничем. Он приходился двоюродным братом Арика Али. Когда его назначили юзбаши, проявились черты характера – гордыня и надменность. Стал высокомерным и сын Шахмандар. Он взял второй женой богатую вдову, которая была старше него на пятнадцать лет. В расчётливости он не отставал от отца. После смерти второй жены ему достанется всё её богатство. В них всё изменилось: внешность, одежда, манера разговаривать. Мятяз истёртую папаху поменял на каракулевую шапку; чарыки, набитые соломой поменял на лакированные сапоги на высоком каблуке; бязевые, в заплатках, шаровары и рубашку заменили сатиновые и шерстяные. В Темир-хан-Шуре он за три аббаса купил новый головной убор - шляпу. В Урахи такую диковинку ещё никто не надевал. В теле тоже он изменился. Появился живот, и так толстые щеки стали еще толще. С пренебрежением и манерностью он протягивал руку. На таких, как Мятяз в народе говорят: «Из грязи в князи». В наше время тоже есть такие персонажи. Бывает смешно наблюдать за их поведением, отношением к людям и манерностью. Они, далёкие от горского этикета, невежды, думают себе, если нечестным путём захапали богатство и купили должность, то они стали людьми. Люди знают про них всё, откуда они пришли и куда они пойдут. Самое смешное то, видеть их состояние, когда они теряют своё богатство и должности. С ними уходят, испаряется их надменность, гордыня, манеры и чванство. Даже после смерти таких людей вспоминают недобрым словом.
Друзья просили Батирая спеть частушку. Батирай громким речитативом спел сатирическую частушку.
На юзбаши нашего
Вы только посмотрите:
Уж так ему подходят
Сапоги на каблуке.
Галифе из домашнего сукна
И «царская шапка» на теле,
Что на бочку похоже.
Повернись к нам лицом,
Чтоб народ тебя узнал,
Ведь здесь нет смельчака,
Который бы перечил тебе.
Мятязу угодники быстро донесли про частушку. Он в свою очередь пожаловался Омару. Ведь Мятяз выбрал именно Омара, чтобы он провёл первую борозду. Отец передал слова Мятяза Батираю. Видно было, что отец не доволен Батираем.
Когда до начала скачек оставалось совсем немного, Батирай верхом на коне появился среди народа. Весь Ханикада ахнул, увидев такого красивого скакуна. Багадуры Кара Кайтага привели его из Чечни. Мерку серебряных рублей давал уцмий Кайтага за этого скакуна, но Газали вежливо отказал ему. Зато Батираю он с удовольствием подарил его. Еще серебряную уздечку подарил. Вот так ценили и уважали Батирая настоящие джигиты. Считай Газали подарил своему побратиму целое состояние.
На скачках Батирай вмиг обогнал всех своих соперников. Ему не нужно слишком лёгкая победа. Он приостанавливает коня. Кто-то опередил его и крикнул: «Подбирай шарики моего скакуна!» Батирай догнал Шахмандара и ударил плетью. Удар пришелся в грудь коню. Шахмандар выстрелил из пистолета. Пуля просвистела мимо. Батирай снова ударил плетью. На сей раз удар пришёлся по лицу. Шахмандар свалился с коня. Батирай, не останавливаясь ни на миг, умчался в сторону Ханикада. Красавицы Урахи подарили Батираю шелковый пояс победителя. Ещё раз Батирай доказал всему народу, что молодецкая удаль, доблесть всегда побеждает. Как ни старались Мятяз и Шахмандар, всё ровно они проиграли. Они поставили деньги, коварство, подлость против благородства, удали и чести. Не зря народ запомнил Батирая.
Омар, ступая по мягкой земле, провёл первую борозду. Шагая широко по вспаханному полю, он сеял семя. Земля же родит новый урожай. В этом и заключается это простое, но священное действо. На радостях молодежь кинулась искать юзбаши. Но его нигде не оказалось. Какой праздник без музыки и веселья. Она хотела взять разрешение, чтобы Батирай мог исполнить песни. Новый кадий Абдуразак разрешил петь песни, но только чтобы оставил женщин и любовь. «О урахинские хакимы, чтоб достатком полнились ваши дома, кто из вас скажет мне, что это за песня без любви к женщине, и как такую песню сложить?» - сказал Батирай. Он искал взглядом толпу «Где же моя Аминат?» в это время к праздничной поляне спешила Лайла Шамай. Она хотела поведать всему свету, что Аминат родила дочь. Исполнилась её давняя мечта. Теперь-то Батирай и Аминат будут счастливы вдвойне.
Свидетельство о публикации №225120201289