Кафе

Когда она складывает зонт, капли дождя неприятно бьют по голове. Анна дергает на себя ручку двери кафе и слышит резкий и радостный звон дверного колокольчика. На секунду все посетители кафе поднимают взгляд, и Анна тяжело вздыхает. Она не любит, когда на нее смотрят во все глаза. Еще со школы.

В воздухе витает аромат свежесваренной арабики из дорогой кофемашины. Анна замечает, что лишь один из присутствующих не оторвал взгляда от своего занятия, и направляется к единственному свободному столику — как раз рядом с незнакомцем. Тот читает книгу, и, проходя мимо него, Анна бросает быстрый взгляд на обложку. Джон Фаулз, «Коллекционер». Интересный выбор.

Анна устраивается за столиком и заказывает латте — обязательно с большой шапкой пены над кофе. Когда незнакомец слышит ее голос, он все же отрывает взгляд от страниц. Теперь его глаза смотрят прямо на Анну — с любопытством.

— Сильно сегодня льет, да? — начинает незнакомец. Его голос звучит уверенно.

Анна пожимает плечами: 

— Да как всегда в этом месяце.

Он недолго смотрит на нее. А она решается спросить: 

— Как вам книга?

— О, очень интересная!

— Еще бы, такой глубокий психологизм.

— А вы читали?

— Два года назад. Когда рассталась с парнем.

— Что ж, вам повезло, что он вас отпустил! — неуклюже шутит незнакомец. И тут же представляется: — Александр.

— Анна.

— Можно?

Она кивает, и Александр садится за ее столик.

— Мне эту книгу тогда посоветовал препод по основам психологии, — поясняет Анна.

— На каком вы курсе?

— Третьем. Изучаем различные подходы в психотерапии. На следующей неделе будет гештальт.

— Знаете, я тоже когда-то хотел выучиться на психолога, но родители не разрешили. Теперь я юрист.

Александр выглядит старше Анны лет на семь.

— Что ж, вам немножко повезло. Психология — довольно сложный предмет.

— И помогать людям — тоже сложно.

— Но я все же решилась, — Анна кивает. — Наверное, это глупо, но я хочу этого. Хочу помогать. Так же, как когда-то помогли мне.

Она замолкает. Неприятные воспоминания поднимают голову в ее душе, и сердце на секунду сжимается. Александр замечает эту боль.

— Это очень благородно. Я тоже всегда хотел защищать в суде интересы людей, которым никто больше не может помочь… Понимаете — тех, кто оказался в очень трудной ситуации.

— Конечно.

— Моя мать учила меня, что надо обязательно помогать тем, кому больше не на кого надеяться.

— Ваша мать — замечательная женщина! — Анна грустно улыбается, пытаясь спрятать взгляд. На ресницах подрагивает слезинка.

Вот если бы ее мать…

— По-моему, эта книга вовсе не про сталкинг и киднеппинг, — Александр явно улавливает настроение Анны и меняет тему.

Анна поднимает взгляд.

— Мне кажется, это про столкновение двух характеров, двух мировоззрений, — продолжает Александр. — Свобода духа против замкнутости, творчество против потребительства, живое — против мертвого…

Его глаза загораются, и Анна видит в них огонь. Огонь жизни. Она еще никогда не встречала человека, который настолько был бы поглощен художественной выдумкой. Анна представляет себя через семь лет, в его возрасте. Сможет ли она сохранить в себе такой же огонь?

— А что думаете вы? — спрашивает ее Александр, вырывая девушку из размышлений.

— Мне кажется… — она вдумчиво подбирает слова. — Это про невозможность любить по-настоящему. Про человека, который очень этого хотел, но не знал, как это делается. И мог только причинять боль тому, кого хотел любить.

Александр тоже на время замолкает.

— Наверное, никто в мире не умеет сейчас любить по-настоящему. Все куда-то бегут, спешат… — Он поджимает губы.

— И не замечают самого важного, — заканчивает за него Анна.

Александр улыбается. Как будто впервые в жизни встречает человека, который его понимает. Он берет в руку чашку уже явно остывшего эспрессо и делает большой глоток.

— Не замечает, например, как прекрасен этот кофе.

— И этот день. И дождь за окном…

Потом они улыбаются и молча смотрят друг на друга. Слова сейчас не нужны. Они разговаривали уже полчаса, и время пролетело незаметно. Дождь заканчивается. В какой-то момент у Александра звонит телефон.

— Мне нужно идти… — виновато и с досадой говорит он Анне, после того как нажимает на «отбой».

Анна кивает. Она чувствует, что он хочет попросить у нее номер телефона. Но почему-то она не решается обменяться с ним контактами.

Александр вздыхает, встает и, накинув бежевую куртку, уходит. Анна снова слышит звон колокольчика над дверью…

***

Проходит неделя. У Анны сегодня была непростая лекция по гештальт-терапии. Голова раскалывается, и девушка решает выпить крепкого кофе. Она проходит мимо того самого кафе. Вспоминает запах зерен и… улыбку Александра.

Она дергает за ручку двери и заходит внутрь. Звенит колокольчик. Анна почему-то чувствует себя воинственной амазонкой на поле битвы, разглядывая посетителей, всматриваясь в их лица… Взгляд ищет его.

У окна, в дальнем углу, она замечает мужчину с книгой в руках. Фредерик Перлз, «Теория гештальт-терапии».

Анна мягко улыбается.


Рецензии