Основные типы советских фильмов
б) Производственный роман
в) Приключенческие и детские фильмы
г) Водевиль. Музыкальные фильмы
д) Персоны биографических фильмов
е) Фильмы о ВОВ
ж) Фильмы о гражданской войне
з) Экранизции русской классики
и) Экранизции зарубежной классики
к) Экранизации советской нацинальной классики
а) КИНОРОМАНЫ И МЕЛОДРАМЫ
Мелодрамы они и в Африке мелодрамы: полюбил -- разлюбил, отцы и дети... Характерны для советского кино два типа мелодрам
конфликт личного и общественного
судьба человеческая -- судьба народная
б) ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ РОМАН
калькой с которого являются кинофильмы этого жанра, можно сказать, доминирующий жанр советской литературы. Мало того, типичный, и я бы сказал, собственный, свойственный только советской литературе жанр, по всей видимости, имеющий лишь отдаленное сходство в иных литературах.
1) Пружина действия
В основе производственного романа лежит конфликт нового и старого.
2) Персонажи конфликта
Конфликт разворачивается в рамках треугольника, но не классического.
Один угол, или сторона конфликта, положительный герой; другой -- отрицательный; третий -- deus ex machina. Что касается положительного героя, то это типичный, каким его хотела видеть власть, советский человек:
а) добрый, честный, с открытой душой
б) что-то там изобретает, внедряет, создает полезное людям. Он обязательно олицетворяет новое, прогресс
в) он целиком предан производству и где-то там даже пренебрегает личной жизнью
г) у него есть обязательно пунктик -- отрицательное свойство. Пьяница, дебошир, хулиган -- боже упаси. А вот внезапно вспыхнувшая любовь на стороне -- это как раз его родное; кроме того, будучи профессионалом всей душой, он недооценивает политическую составляющую или там пренебрегает общественным.
На этом и ловит его отрицательный герой. Фигура очень любопытная и в отличие от положительного, стационарного с самого момента возникновения в 1920-е гг, претерпевает за годы совлитературы значительную эволюцию
а) сначала это был враг -- открытый, потом скрытый -- вредитель
б) когда врагов повывели, отрицательный герой трансформировался в карьериста, приспособленца, а ближе к концу советского периода и просто в мещанина. То есть этакого законопослушного гражданина, который боже упаси, чтобы нарушал какие-нибудь законы, хороший семьянин, план регулярно выполняет. Но живет исключительно для себя. "Моя хата с краю", "я человек маленький", "начальству виднее" -- такова его позиция
в) также в отрицательные герои попадает человек, некогда заслуженный, но остановившийся в росте, пытающийся прожить старым капиталом или не понимающий нового. В последние годы Советской власти, когда оппозиция хороший-плохой = молодой-старый при шамкающем политбюро стала неудобной, у противника нового стали проклевываться и положительные черты: верность традициям, осторожность, диктуемая не только трусостью или косностью, но и большим жизненным опытом.
Так уж получалось, что в конфликте нового со старым, новое всегда оказывалось в дураках. И тут на сцену появлялась третья сторона -- deus ex machina или попросту парторг. Сказать о нем особенно нечего: он положителен во всех отношениях, но это все как-то за скобками романа, так все его черты не выходят за рамки анкетных данных. Этот парторг в отличие от положительного героя проводит линию партии. Это и помогает ему восстанавливать справедливость, побеждать своим вмешательством добру и наказывать зло. Удивительно, конечно, что представитель партии никогда не был основным героем художественного произведения.
К производственным фильмам также следует отнести фильмы о разных профессиях. В них можно выделить 2 домирирующих мотива
а) мотив гордости человека и именно как человека труда
б) мотив обретения этой гордости; чаще всего это фильмы о рабочем классе
в) как вариант второго мотива -- мотив перевоспитания себя в труде; в этом плане особенно интресны фильмы об интеллегенции. Интеллегенция в советском кино всегда какая-то не такая: зазнаистая, индивидуалистичная, в лучшем случае чего-то непонимающаянепонимающая
в) ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИЕ И ДЕТСКИЕ ФИЛЬМЫ
Детские фильмы -- это те же воспитательные, но обращенные на детей, дидактичные и скучные. Чего не скажешь о сказках. Фильмы-сказки же это луч света в темном царстве. Пусть они и идеологичны и проповедали те же советские ценности. Но, облеченные в игровую форму, делали незаметным прямой дидактизм. К тому же, кто сказал, что советские идеалы, если их выщелучшить из прпагандистской гнуси -- это обязательно плохо и вне контактов с ценностями общечеловеческими?
а) детские и жюль-верновские
б) шпионские и о Гражданской войне
в) загнивающий Запад
г) детективы перевоспитательные и борьба с чуждым элементом
Структура советского перевоспитательного детектива такова. Человек, чаще всего молодой, запутался в жизненных обстоятельствах (попал в неблагоприятные жизненные условия, совершил ошибку). У него находятся "друзья", которые помогают ему или не находятся друзья, которые отталкивают его по сволочности характера, недомыслию или случайности. Он вовлекается в преступную деятельность, но умный милиционер раскрывает гнусные замыслы и возвращает отступника на путь истинный.
Водевиль. Музыкальные фильмы
а) в таких фильмах должны быть четко разделены добро и зло. Добро представляют положительные герои, зло -- отрицательные. Промежуточная фигура простака, которого водят за нос
б) и положительный и отрицательный герои не должны рисоваться в слишком резких красках. У положительного должны быть если не отрицательные, то комические черты или странности. Отрицательный не должен был зловещим, зло должно осмеиваться, а для этого быть побеждаемым
в) характерной чертой советского водевиля является социальный статус героя. По профессии положительного героя можно проследить изменение социальных предпочтений пропаганды, то же и у отрицательных. В иностранных водевилях положительно-социальная составляющая проходит по линии классовости и прогрессивности
г) в сюжете должна присутствовать общественно-значимая проблематика, но она не должна выпирать, а быть выражена хотя и чётко, но в фоновом режиме. Неразрешимым проблемам в водевилях нет места, проблемы должны решаться легко, играючи
г) ВОДЕВИЛЬ, МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ
д) БИОГРАФИЧЕСКИЙ, ИСТОРИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ
Персоны биографических фильмов
а) пламенные революционеры, отдельно Ленин
б) ученые-новаторы
в) герои гражданской войны
г) писатели, художники, композиторы и пр. артисты, а также спортсмены
д) госдеятели, в осн первых лет Совласти и исторические
е) полководцы-патриоты
ж) изобретатели
з) путешественники
и) восточники
Итак, вот схема
а) гений выделяется талантом; простые люди ему аплодируют, баи и муллы злобствуют
б) проповедуя, что-нибудь прогрессивное, он вступает в конфликт с сильными мира сего
в) начинается неравная борьба, но несмотря на сочувствие простых людей, он впадает в мизер
г) паралелльно он любит и любим, но господствующие в обществе предрассудки наносят ему поражение и на этом фронте
д) герой гибнет, уходит в изгнание, но не покоряется
е) концы в таких фильмах обязательно оптимистические в виде признания потомков
е) ФИЛЬМЫ О ВОВ
У фильмов о ВОВ три измерения
а) война -- эпопея
б) война -- подвиг, сюда же относятся военно-приключенческие фильмы
в) война -- преодоление, страдание; тема "человек на войне". Война выявляет в человеке худшее и лучшее; в советском человеке мужество, патротизм, доброту, самопожертвование
ж) ЭКРАНИЗАЦИИ КЛАССИКИ
а) наглядное пособие для школьников и студентов
б) и лишь начиная с 1970-х вырисовывается что-то осмыслительное, а именно попытка через классические образы и сюжеты подойти к проблемам сегодняшнего дня
Экранизции зарубежной классики
а) культурно-ознакомительные
б) сказочные ("У нас в Испании")
в) экспериментальные
з) О ЗАГНИВАЮЩЕМ ЗАПАДЕ
пропагандистские о загнивающем Западе
Свидетельство о публикации №225120201443