Основные типы советских фильмов

   а) Кинороманы и мелодрамы
    б) Производственный роман
    в) Приключенческие и детские фильмы
    г) Водевиль. Музыкальные фильмы
    д) Персоны биографических фильмов
    е) Фильмы о ВОВ
    ж) Фильмы о гражданской войне
    з) Экранизции русской классики
    и) Экранизции зарубежной классики
    к) Экранизации советской нацинальной классики

а) КИНОРОМАНЫ И МЕЛОДРАМЫ

Мелодрамы они и в Африке мелодрамы: полюбил -- разлюбил, отцы и дети... Характерны для советского кино два типа мелодрам

конфликт личного и общественного

судьба человеческая -- судьба народная

б) ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ РОМАН

калькой с которого являются кинофильмы этого жанра, можно сказать, доминирующий жанр советской литературы. Мало того, типичный, и я бы сказал, собственный, свойственный только советской литературе жанр, по всей видимости, имеющий лишь отдаленное сходство в иных литературах.

1) Пружина действия

В основе производственного романа лежит конфликт нового и старого.

2) Персонажи конфликта

Конфликт разворачивается в рамках треугольника, но не классического.

Один угол, или сторона конфликта, положительный герой; другой -- отрицательный; третий -- deus ex machina. Что касается положительного героя, то это типичный, каким его хотела видеть власть, советский человек:

а) добрый, честный, с открытой душой

б) что-то там изобретает, внедряет, создает полезное людям. Он обязательно олицетворяет новое, прогресс

в) он целиком предан производству и где-то там даже пренебрегает личной жизнью

г) у него есть обязательно пунктик -- отрицательное свойство. Пьяница, дебошир, хулиган -- боже упаси. А вот внезапно вспыхнувшая любовь на стороне -- это как раз его родное; кроме того, будучи профессионалом всей душой, он недооценивает политическую составляющую или там пренебрегает общественным.

На этом и ловит его отрицательный герой. Фигура очень любопытная и в отличие от положительного, стационарного с самого момента возникновения в 1920-е гг, претерпевает за годы совлитературы значительную эволюцию

а) сначала это был враг -- открытый, потом скрытый -- вредитель

б) когда врагов повывели, отрицательный герой трансформировался в карьериста, приспособленца, а ближе к концу советского периода и просто в мещанина. То есть этакого законопослушного гражданина, который боже упаси, чтобы нарушал какие-нибудь законы, хороший семьянин, план регулярно выполняет. Но живет исключительно для себя. "Моя хата с краю", "я человек маленький", "начальству виднее" -- такова его позиция

в) также в отрицательные герои попадает человек, некогда заслуженный, но остановившийся в росте, пытающийся прожить старым капиталом или не понимающий нового. В последние годы Советской власти, когда оппозиция хороший-плохой = молодой-старый при шамкающем политбюро стала неудобной, у противника нового стали проклевываться и положительные черты: верность традициям, осторожность, диктуемая не только трусостью или косностью, но и большим жизненным опытом.

Так уж получалось, что в конфликте нового со старым, новое всегда оказывалось в дураках. И тут на сцену появлялась третья сторона -- deus ex machina или попросту парторг. Сказать о нем особенно нечего: он положителен во всех отношениях, но это все как-то за скобками романа, так все его черты не выходят за рамки анкетных данных. Этот парторг в отличие от положительного героя проводит линию партии. Это и помогает ему восстанавливать справедливость, побеждать своим вмешательством добру и наказывать зло. Удивительно, конечно, что представитель партии никогда не был основным героем художественного произведения.

К производственным фильмам также следует отнести фильмы о разных профессиях. В них можно выделить 2 домирирующих мотива

а) мотив гордости человека и именно как человека труда

б) мотив обретения этой гордости; чаще всего это фильмы о рабочем классе

в) как вариант второго мотива -- мотив перевоспитания себя в труде; в этом плане особенно интресны фильмы об интеллегенции. Интеллегенция в советском кино всегда какая-то не такая: зазнаистая, индивидуалистичная, в лучшем случае чего-то непонимающаянепонимающая

в) ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИЕ И ДЕТСКИЕ ФИЛЬМЫ

Детские фильмы -- это те же воспитательные, но обращенные на детей, дидактичные и скучные. Чего не скажешь о сказках. Фильмы-сказки же это луч света в темном царстве. Пусть они и идеологичны и проповедали те же советские ценности. Но, облеченные в игровую форму, делали незаметным прямой дидактизм. К тому же, кто сказал, что советские идеалы, если их выщелучшить из прпагандистской гнуси -- это обязательно плохо и вне контактов с ценностями общечеловеческими?

    а) детские и жюль-верновские
    б) шпионские и о Гражданской войне
    в) загнивающий Запад
    г) детективы перевоспитательные и борьба с чуждым элементом

Структура советского перевоспитательного детектива такова. Человек, чаще всего молодой, запутался в жизненных обстоятельствах (попал в неблагоприятные жизненные условия, совершил ошибку). У него находятся "друзья", которые помогают ему или не находятся друзья, которые отталкивают его по сволочности характера, недомыслию или случайности. Он вовлекается в преступную деятельность, но умный милиционер раскрывает гнусные замыслы и возвращает отступника на путь истинный.
Водевиль. Музыкальные фильмы

а) в таких фильмах должны быть четко разделены добро и зло. Добро представляют положительные герои, зло -- отрицательные. Промежуточная фигура простака, которого водят за нос

б) и положительный и отрицательный герои не должны рисоваться в слишком резких красках. У положительного должны быть если не отрицательные, то комические черты или странности. Отрицательный не должен был зловещим, зло должно осмеиваться, а для этого быть побеждаемым

в) характерной чертой советского водевиля является социальный статус героя. По профессии положительного героя можно проследить изменение социальных предпочтений пропаганды, то же и у отрицательных. В иностранных водевилях положительно-социальная составляющая проходит по линии классовости и прогрессивности

г) в сюжете должна присутствовать общественно-значимая проблематика, но она не должна выпирать, а быть выражена хотя и чётко, но в фоновом режиме. Неразрешимым проблемам в водевилях нет места, проблемы должны решаться легко, играючи

г) ВОДЕВИЛЬ, МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ

д) БИОГРАФИЧЕСКИЙ, ИСТОРИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ

Персоны биографических фильмов

    а) пламенные революционеры, отдельно Ленин
    б) ученые-новаторы
    в) герои гражданской войны
    г) писатели, художники, композиторы и пр. артисты, а также спортсмены
    д) госдеятели, в осн первых лет Совласти и исторические
    е) полководцы-патриоты
    ж) изобретатели
    з) путешественники
    и) восточники

Итак, вот схема

а) гений выделяется талантом; простые люди ему аплодируют, баи и муллы злобствуют

б) проповедуя, что-нибудь прогрессивное, он вступает в конфликт с сильными мира сего

в) начинается неравная борьба, но несмотря на сочувствие простых людей, он впадает в мизер

г) паралелльно он любит и любим, но господствующие в обществе предрассудки наносят ему поражение и на этом фронте

д) герой гибнет, уходит в изгнание, но не покоряется

е) концы в таких фильмах обязательно оптимистические в виде признания потомков

е) ФИЛЬМЫ О ВОВ

У фильмов о ВОВ три измерения

а) война -- эпопея

б) война -- подвиг, сюда же относятся военно-приключенческие фильмы

в) война -- преодоление, страдание; тема "человек на войне". Война выявляет в человеке худшее и лучшее; в советском человеке мужество, патротизм, доброту, самопожертвование

ж) ЭКРАНИЗАЦИИ КЛАССИКИ

а) наглядное пособие для школьников и студентов

б) и лишь начиная с 1970-х вырисовывается что-то осмыслительное, а именно попытка через классические образы и сюжеты подойти к проблемам сегодняшнего дня

Экранизции зарубежной классики

а) культурно-ознакомительные

б) сказочные ("У нас в Испании")

в) экспериментальные

з) О ЗАГНИВАЮЩЕМ ЗАПАДЕ

пропагандистские о загнивающем Западе


Рецензии