Чернобыльские водители
(Рассказ о чернобыльцах – водителях, жителях Владимирской области).
В зоне отчуждения (30-километровая радиоактивная зона вокруг Чернобыльской АЭС), после начала работ по ликвидации последствий катастрофы, случившейся 26 апреля 1986 года, постоянно находилось огромное количество техники, без которой дезактивационные и восстановительные работы не могли быть выполнены: экскаваторы, бульдозеры, сваебойки, грейдеры, краны и автокраны, грузовой автотранспорт и транспорт для перевозки людей. Именно поэтому через Чернобыль прошло значительное количество водителей.
Водители доставляли ежедневно ликвидаторов к местам работ. И коротали время в «светящихся» автомобилях целый день на специальных площадках на территории ЧАЭС, в ожидании, когда ликвидаторы выполнят свои задания. И глотали радиоактивную пыль. Иногда командиры использовали их для перевозки грузов (кирпич, мебель и т д.) вблизи ЧАЭС.
В числе многих Владимирцы С.Н. Караченцев и П.В. Петров на крытых тентованных автомобилях «ЗИЛ» и «УРАЛ» доставляли утром ликвидаторов из лагеря ликвидаторов, находящегося недалеко от южной границы зоны отчуждения, на ЧАЭС, а вечером - обратно. Оба позже были признаны инвалидами. С.Н. Караченцев скончался в 2009 году.
Если для строительства саркофага понадобилось более 400 тысяч тонн бетона, то кто-то же доставил его к месту стройки. И не только бетон, но и железобетонные конструкции, щебенку, песок, другие материалы. Владимирец И.В. Бубнов участвовал на своем автомобиле в транспортировке к 4-му энергоблоку 150-тонного немецкого подъемного крана «Демаг». Владимирец А.С. Сазонов сначала на автомобиле «Татра» (бетономешалка) подвозил бетон, а в последующем на автомобиле «Колхида» вывозил оборудование с территории ЧАЭС и г. Припять. Работали по 12, а то и по 20 часов в сутки. Житель г. Радужного В.И. Рыбаков, также возивший бетон на «Татре», вспоминает, что через 2-3 дня меняли спецодежду. Жили водители этой категории, в основном, в г. Чернобыле, в пределах зоны отчуждения. Немудрено, что спецодежду приходилось менять так часто. И понятно, почему все они позже были признаны инвалидами.
25-летний владимирец И.А. Кормышев вывозил на самосвале радиоактивный грунт от стен 4-го энергоблока в могильники. А уже в 1990 году он был признан инвалидом 1 группы, перенес инсульт, ампутацию ноги, был и инфаркт, а в апреле 2001 года врачи, вынуждено – чтобы предотвратить гангрену - ампутировали Ивану вторую ногу. Благодаря уходу, окружённый заботами жены Алевтины, дожил до 2016 года.
Владимирец А.В. Баженов также получил задание перевозить радиоактивный мусор от четвертого энергоблока к могильникам. Его бортовой КАМАЗ у стены энергоблока с помощью крана загружался контейнерами с мусором, и Баженов вез мусор к находившемуся в 15 минутах езды могильнику. Могильник представлял собой очень глубокий котлован. КАМАЗ спускался на дно котлована, где его, с помощью японского автокрана, разгружали стропальщики, ожидавшие КАМАЗ около могильника и спускавшиеся вниз в его кабине.
Стояла сильная жара, в закупоренной кабине, с «лепестком», закрывающим рот и нос, было невыносимо душно, но приходилось терпеть – правила радиационной безопасности превыше всего! 15 минут разгрузки тянулись, как часы. Работал Баженов в той же повседневной одежде, которую носил в лагере. Кстати, случалось, что водители перед могильником «стояли в очереди», чтобы разгрузиться – до часа и даже более. А ведь кругом – радиация!
За смену (утреннюю или вечернюю) Баженов делал 3 – 4 рейса. На ПУСО (пункте специальной обработки) машину мыли до 5 раз. Некоторые машины даже после этого «светились» больше нормы, и их отправляли недели на две «на отстой», после опять проверяли, и, если уровень радиации спадал, ставили в рейс. Через несколько лет Баженов был признан инвалидом 2 группы.
Щебенку и песок доставляли к местам работ владимирцы В.Н. Балков и В.С. Козлов. Старались делать больше рейсов, чтобы обеспечить фронт работ строителям. Балков, будучи инвалидом 1 группы, скончался в 1993 году, Козлов, инвалид 2 группы, скончался в 2001 году.
Владимирцы Н.Е. Жуков и В.В. Колобов в составе отдельной ремонтной роты в феврале – апреле 1987 года ремонтировали технику непосредственно на территории ЧАЭС. А техника-то была радиоактивной! Вскоре у Колобова начались проблемы с головой и его отправили домой. Дома у него отнялись ноги, и он пролежал год и два месяца, после чего вновь начал ходить, но остались проблемы с циркуляцией крови в ногах. Признан инвалидом 2 группы, скончался в 2012 году.
Некоторые ликвидаторы водили армейские БРДМ-ы, в основном, с целью дозиметрической разведки местности либо доставки «пассажиров», в основном, представителей командования, в разные точки зоны отчуждения. Управлял БРДМ-ом владимирец В.Б. Кузин (скончался в 2005 году, будучи инвалидом 1 группы). Ковровчанин В.Г. Першин три дня возил по зоне на БРДМ-е разведчиков-дозиметристов, направленных Академией Наук СССР. Сейчас – инвалид 2 группы. Муромлянин А.А. Аликин осенью 1986 года водил бронетранспортер в разные точки зоны отчуждения по заданию командования (скончался в 1996 году, будучи инвалидом 3 группы).
Согласно статистическим данным, именно чернобыльские водители являются самой пострадавшей категорией, особенно, водители КАМАЗов, перевозивших радиоактивные грузы с территории ЧАЭС для захоронения в могильниках. Среди них – всех больше умерших, а инвалидом признан каждый второй, а, возможно и больше, тогда как доля инвалидов среди всех ликвидаторов составляет, в среднем, примерно 25-28%.
(Информация собрана членами и сотрудниками Владимирской областной общественной организации «Союз Чернобыль»).
Ю.В. Поликарпов, участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, член правления Владимирской областной общественной организации «Союз Чернобыль».
Свидетельство о публикации №225120201527